события 15-21 марта

19:15, 14 марта 2021

Пропустили с нашим дайджестом прошлую неделю, так что стремительно наверстываем упущенное. Рассказываем о текущих событиях в Москве и Санкт-Петербурге. 

 

выставка «Ловцы грез»

17 марта - 21 мая

ILONA-K ARTSPACE

Проект объединит художественные произведения из двух частных коллекций. На втором этаже Mercury Tower будут представлены работы из собрания мецената, президента Stella Art Foundation Стеллы Кесаевой, многие из которых впервые будут экспонироваться в публичном пространстве, а на 40-м будут представлены знаковые работы крупнейших западных художников разных поколений, таких как Ханс Хартунг, Эд Руша, Энди Уорхол, Хелен Бирд, Моника Бонвичини, Алекс Израэль, Ричард Принс и Дэмиен Херст из собрания Вячеслава Пивоварова.

На выставке будут представлены работы художников, сыгравших ключевую роль в формировании и развитии отечественного искусства на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Юрия Альберта, Юрия Аввакумова, Андрея Абрамова, Вагрича Бахчаняна, Вадима Захарова, Комара и Меламида, Александра Косолапова, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Андрея Монастырского, Владислава Мамышева-Монро, Бориса Орлова, Ивана Чуйкова и других.

Mercury Tower, 1-Й Красногвардейский проезд, 15

 

выставка «В тени ландшафтов»

13 марта - 9 мая

Artwin Gallery

Совместный выставочный проект двух художников – Владимира Чернышева и Устины Яковлевой. Центральной темой выставки стало переосмысление культурного ландшафта и децентрализация художественных практик в России в момент, когда мир остановился, а привычное течение жизни было нарушено. Произошло замедление, которое позволило нам вдумчиво обратиться к теме рукотворных и трудоемких художественных техник, и искать открытий внутри себя и внутри страны.

Путешествуя по этим вдохновленным природой пространствам, предлагающим сновидческие сценарии возможного грядущего существования, мы вспоминаем, что способны перестраивать свою реальность, сойти с знакомого привычного пути и направиться в радушную тень ландшафта.

Artwin Gallery, Cube.Moscow, The Ritz, Тверская, 3

 

две новые выставки в Триумфе

19 марта - 18 апреля

галерея Триумф

В галерее «Триумф» открываются сразу две персональные выставки — «Фантомный поцелуй» Виктории Кошелевой и «Помнишь, как мы катались на спине у ветра?» Аполлинарии Брошь. Пусть и высказывания художниц индивидуализированы, а сами они работают в разных жанрах, темы, которые затрагивают Кошелева — в живописи, а Брошь — в инсталляциях, во многом пересекаются. Они размышляют о своих состояниях, раскладывая и классифицируя их в импровизированный, но оттого не менее упорядоченный архив. Они ищут свои источники чувства безопасности, комфорта и спокойствия и конспектируют эти состояния в своих произведениях.

«Тема safe space крайне актуальна в последнее время. Когда мир вокруг схлопывается, становится агрессивным или просто сложным для коммуникации крайне важно найти свои точки опоры, свое безопасное пространство. Речь идет не только о конкретном месте, но и маленьких ритуалах и параллельных вселенных», — говорят кураторы выставки Софья Симакова и София Ковалева.

галерея Триумф, ул. Ильинка, 3/8 строение 5

 

выставка Егора Федоричева «Немое зарево»

19 марта - 5 мая

MYTH Gallery

На чувственном уровне название проекта переносит зрителя в пространство "непроисходящего", в состояние застывшей истории, где человек становится не активным участником, а слушателем и наблюдателем громад застывшего времени. Через обращение к традиционной русской школе живописи конца XIX века проект Егора Федоричева затрагивает неудобные вопросы: проблемы национальной идеи и идентичности, самоидентификации и места человека в истории. "Русская идея" – то самое понятие, которое неприкаянно блуждает в проекте "Немое зарево", то принимая противоестественные формы, то растворяясь под натиском своей же истории, то упираясь в стену.

 MYTH Gallery, Санкт-Петербург, Чайковского 61

 

выставка Федоры Акимовой «Код произведения»

4 марта - 18 апреля

ММОМА

В первом персональном музейном проекте Федоры Акимовой собраны работы последних нескольких лет, созданные в разных техниках: живопись, ручная вышивка и видео. Магистральным исследовательским сюжетом выставки «Код произведения» становится отношение Природы и Культуры, а также место человека в этих двух больших системах. Отношение этих систем, их роль в становлении человека и динамическое взаимодействие на него проблематизированы в известной антитезе nature vs nurture (природа и воспитание), споре о соотношении врождённых и привитых навыков поведения.

Основным лейтмотивом в произведениях Акимовой становится работа с оптикой, постоянная перенастройка и калибровка нашей «оптической машины». Именно поэтому внимание художницы обращено к инструментам организации и дисциплины зрения: в работах Акимовой присутствуют эксперименты с зеркальной поверхностью, умноженные картинные рамы, игра с фокусирующимся объективами и проч. По этой же причине в экспозицию включены репродукции, в которых механически воспроизведены образы природы, а также рукотворные пейзажи, созданные самой художницей. Так, в серии объектов с ручной вышивкой рамы уподобляются видоискателям, в объективе которых просматриваются природные панорамы. Эти полуабстрактные ландшафты редуцированы до фундаментальных элементов пейзажа: земли, неба, линии горизонта.

В своих работах Акимова деконструирует не только природу, но и культуру. Так, в пространстве выставки присутствуют визуальные приметы классических пространств (театра или музея): французские шторы, балясины, элементы архитектурного декора; а в пяти маленьких видео-зарисовках художница исследует элементы музейной навигации и эргономики: сопроводительные тексты на стенах, систему климат-контроля, ограждения, стулья для смотрителей музея и пр. 

ММОМА, Гоголевский бульвар, 10

выставка «Pinkcity»

12 марта - 12 апреля

Omelchenko Gallery

Персональная выставка Алёны Федоткиной «PINKCITY». Проект посвящен осмыслению места фигуры женщины в современном городском пространстве.

Экспозиция формулирует субъективную реальность художницы, транслируемую через фрагменты ее повседневности, а также городскую среду и обращение к христианской культуре. Основные медиа, которые представляют проект — живопись и видеоинсталляция.

Мир Алёны — это своего рода утопия, в которой женщина может чувствовать себя безопасно и свободно. Эстетика PINKCITY представляет собой переосмысленный московский нуар, перекликающийся с визуальным решением фильма Sin City. Однако, в данном случае мрачный черно-белый городской ландшафт, ассоциирующийся с неблагополучием и чувством уязвимости, нарушен розовым цветом — цветом женской революции.

Художница раскрывает свой мир и с духовной стороны, изобретая новую иконографию. Концентрируя внимание на самостоятельности образа Богородицы, одного из ключевых архетипов христианской культуры, Алёна преодолевает первичную материнскую функцию женщины и сосредотачивается на ее умозрительных и телесных переживаниях. В конечном счёте, PINKCITY — это альтернативная реальность, фантазия, выросшая из проблем гендерных стереотипов, насилия и неравенства, на чьих руинах воздвигается саморефлексия вкупе с чувствами безопасности, свободы и ностальгии.

Omelchenko Gallery, Староконюшенный переулок, 32

 

выставка Ивана Плюща «После всего / После всех. Часть 1. После стула»

19 марта - 17 апреля

Центр Современного искусства им. Сергея Курёхина

Это первая часть большого исследования, которое художник начал в январе 2020 года. Для этого проекта Иван Плющ взял в соавторы то, что принято называть «искусственным интеллектом» — «генеративно-состязательную нейронную сеть GAN2». Свои выводы об окружающем мире сеть делает на основе информации, которую загружает в неё автор, и только «дата-сет», собранный художником, служит базой для создания образа.

Выставка состоит из инсталляции, 30 живописных работ, 20 графических работ, скульптуры, 8 видео и 30 фотографий. Разномедийность проекта вызвана желанием максимально разнообразно показать визуальную эстетику, связанную с искусственным интеллектом: от видео, создаваемых нейронной сетью, до живописи, где художник превращает искусственные образы в медиа. Проект создан для изучения баланса между физическим и цифровым, реальным и эфемерным и предлагает нам столкнуться с одним из самых простых объектов обыденного мира — стулом — и проследить трансформацию его образа.

Центр современного искусства им. Сергея Курёхина, Санкт-Петербург, Лиговский пр. 73

 

Устина Яковлева