События апреля в Москве и Санкт-Петербурге

01 апреля 202330 апреля 2023
|
Москва и Санкт-Петербург

На дворе пока март, а мы начинаем рассказывать о мероприятиях апреля. В наш дайджест входят события в Москве и Санкт-Петербурге. Мы дополняем его в течение месяца по мере поступления информации о новых мероприятиях. 

 

Performance day

Центр перформативного искусства The Place

1 апреля

Состоятся две перформанс - премьеры, раскрывающие глубину ощущений на максимум.

В 17:00 старт сверхчувствительного перформанса Crystal, покорившего мир и созданного при поддержке культурного центра Muffatwerk (Мюнхен). 

Это завораживающее действо кристаллизации человеческого тела в особенной среде из паров ментола. Симбиоз мышления,  философии человека и природного явления. Удивительный проект раскрывает тему взаимосвязи гибридности тела, человеческого сознания и природы. Исследует новые чувства и новый телесный опыт. 

В 18:00 гостей пространства погрузят в новую палитру эмоций с помощью иммерсивной выставки “Код 369” . Выставка наполнена ароматами, звуками, световой игрой.  Code 369 – пароль для входа в пространство, где зритель может пройти свой собственный путь от высшей точки нематериального мира «Кетер» до материализации в последней точке «Земля». Перформанс помогает построить внутренний диалог и направлен на познание себя, созидание и самовосстановление, в контексте глубинной связи человека и планет солнечной системы.

С 18:40 для зрителей организуют чайную церемонию и возможность обсудить инсайты, ощущения или поразмышлять о перформансах вместе с авторами проектов.  

Адрес: Москва, The Place, ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8, стр.6, подъезд 11.

 

Выставка «На языке правил и исключений. Наука и искусство»

Еврейский музей и центр толерантности

4 апреля - 2 июля

Экспозиция посвящена взаимоотношениям двух основных видов человеческой деятельности и многообразию проявлений их взаимных влияний. Выставка пройдет в рамках объявленного в России Десятилетия науки и технологий (2022–2031). Проект представит шесть интерактивных объектов и более 80 произведений, охватывающих временной промежуток в 500 лет, начиная с эпохи Позднего Возрождения до новейшего искусства, от произведений Дюрера и Рембрандта до инсталляций современных художников ::VTOL:: и Андрея Бартенева.

Адрес: Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А (вход с Новосущёвского переулка).

 

Выставка «В поисках внутреннего зайца на закате»

Krokin gallery

До 23 апреля

Новые произведения Алексея Политова и Марины Беловой это не только возвращение к живописи, это обозначение своей персональной территории в искусстве, её формальной и смысловой доминанты, убедительно представленной на прошлогодней выставке «Машинерия зрелищ» в Московском музее современного искусства. Из обрывков нескончаемых ребусов, оптических головоломок, затейливых «картинок для взрослых» и «крылатых выражений» они каждый раз создают нечто новое, цветастое, с лубочной брутальностью и жаргонизмом. Однако при всей доступности и кажущейся простоте, «потешные» картинки Политова и Беловой заключают в себе особую интригу и далеки от однозначности.

Адрес: Москва, Климентовский пер. 9/1

 

Групповая выставка «И я, как Фрида...»

ЦСИ «Креадор»

До 12 мая 

На выставке «И я, как Фрида...» показан образ великой мексиканской художницы с непривычного ракурса. Её известность создает ореол понятности вокруг ее жизни и кажется, что о ней невозможно узнать что-то новое. Другой ракурс, взгляд на великого художника сквозь призму вдохновения им самим – это своеобразное зеркало современной культуры. Каждый из авторов, представленных на выставке «И я, как Фрида...» делится со зрителем своей страстью, болью, радостью, горением.

Адрес: Москва, пл. Журавлева, д.6

 

Перформанс «Эффект Кирлиана. Мистика или физика»

Галерея «Ходынка»

4 апреля c 16:30 до 20:00

Используя метод высокочастотной сьемки, открытый советским ученым Кирлианом, художница Юлия Назар фиксирует состояния электромагнитного поля зрителя во время наблюдения им того или иного произведения искусства.

Автор приглашает к участию в перформансе зрителей: художников со своими произведениями, коллекционеров, а также владельцев картин и любых художественных произведений.

Цель проекта состоит в получении научных подтверждений в виде электроизображений тех изменений, которые происходят с аурой человека — в момент контакта «до» и «после», то есть, соприкосновения с искусством.

Адрес: Москва, ул. Ирины Левченко, д. 2, м. «Октябрьское поле». Билеты по ссылке.

 

4 новые выставки

ГРАУНД Солянка

4 апреля - 21 мая

Выставка Михаила Рубанкова «Вдох-выдох» 

Человеческое тело устроено так, что мы не обращаем внимания на дыхание. Равно как и на многое из того, что окружает нас в повседневности, часто превращая жизненный путь в зону транзита. Транзитная зона это не место, но состояние. Оно может быть расслабленным, как зал ожидания в аэропорту, где сидишь с чувством выполненного долга, или нервным, как пешеходный переход, где все торопятся, потому что от этого вроде как что-то зависит. Внутреннее состояние, соединяющее пункт А с пунктом Б. 

Выставка «Не-место» 

В противоположность понятию «место» в ХХ в. появилось понятие «не-место», которое ввел известный французский антрополог Марк Оже. Не-места — транспортные сооружения, скоростные магистрали, пересадочные узлы, аэропорты, сам транспорт, крупные торговые центры и т.д. — пространства, лишенные взаимосвязи с конкретной культурой или историей, чужие для всех. Не-место является пунктом, в котором не живут, здесь индивидуум остается анонимным и одиноким. 

Выставка Саши Госмант и Олеси Лавриненко  «Свидетели» 

Проект «Свидетели» Саши Госмант и Олеся Лавриненко — объекты, выполненные из переработанной советской посуды, и фотографии, сделанные в технике цианотипии, — результат их пятинедельного пребывания в арт-резиденции «Выкса». Художницы знакомились с историей города, изучали архивные материалы, общались с выксунцами.

Музыкальная инсталляция с использованием роборуки Sonus Ex

Как выглядят музыкальные инструменты, если на них играет роборука? Инсталляция Sonus Ex (Machina), лат. «звук из машины», представит зрителю не перформанс робота, имитирующего человека, а уникальную игру на специально созданных для манипулятора музыкальных инструментах.

Адрес: Москва, ул. Солянка, д. ½, стр. 2

 

Венецианские строфы Иосифа Бродского в гравюрах Владимира Наседкина

AZ ART на Маросейке 

5 апреля — 28 мая 

Серия гравюр Владимира Наседкина — это книга художника, «Livre d’artiste»: шестнадцать гравюр-иллюстраций, выполненных художником в технике ксилографии, знакомят зрителя с образами Венеции Иосифа Бродского. Стихи и гравюры напечатаны разворотами со специально изготовленных оригинальных деревянных форм (на самшите) в уникальной технике резцовой гравюры на дереве. Эта редкая в наше время техника зародилась в середине XIX века, а обрезная гравюра на дереве — в XV веке в Венеции. Развороты собраны в единый книжный блок и сопровождаются аннотациями на английском и итальянском языках. Стихи напечатаны на русском языке. Тираж книги составил пятьдесят экземпляров. В экспозиции AZ ART на Маросейке представлено издание из коллекции Наталии Опалевой.

Адрес: Москва, ул. Маросейка 11/4, метро «Китай-город»

 

Выставка «Поющие солнца»

SA))_gallery при Галерее Краснохолмская

5 апреля - 14 мая

Многоканальная звуковая инсталляция композитора и художника Михаила Мясоедова «Поющие солнца» исследует воображаемый феномен звучания звезд. При создании произведения автор использовал два творческих метода: алгоритмическую трансформацию света, исходящего от звезд, в звук (сонификацию), и прямую художественную интерпретацию. 

«Поющие солнца» приглашает нас задуматься о значимости каждой сущности в бесконечной симфонии космических объектов, где звезды тоже играют свою уникальную роль. Инсталляция объединяет науку и искусство, чтобы показать нам удивительную красоту и сложность космической гармонии. Слушая звуки звезд, мы можем лучше понять, насколько малы мы во Вселенной, и в то же время насколько важны как индивиды, образующие эту невероятную симфонию.

Адрес: Москва, м. «Таганская», Краснохолмская наб. 1/15

 

Выставка Сергея Паршина «Соцветие»

Всероссийский музей декоративного искусства

6-9 апреля

Это состояния, а не предмет изображения. Это кропотливое вглядывание в некий «сюрреальный» мир, создаваемый над миром реальным, где из глубин и мощи собранных в букеты растений, из подвижной структуры цветущих лугов и полей, льется как будто внутренняя музыка, гармония образа, и возможность начала новой жизни – или же ощутимый переход к ней. Это не совсем реальность, это реальность на грани сознания, из которой – один шаг до начала новых историй, которые мы можем сами себе рассказать, или мудрости, которую можем сами для себя прозреть.

Адрес: Москва, ул. Делегатская, 3

 

Выставочный проект художника и фотографа Игоря Елукова «Книга Чудес»

Галерея «PENNLAB»

6 апреля по 12 июня 

Вдохновением для названия  серии фотографий послужила «Аугсбургская книга чудес», немецкая иллюстрированная рукопись XVI века, в которой перечислены сверхъестественные явления, начиная с Ноева потопа. Средневековая рукопись  стала идеальной метафорой для рассказа о стихиях, безразличных к нам и способных нас уничтожить и о необходимости искать гармонию с этими силами. «Книга Чудес» — проект большого масштаба. Фотографии, смешивающие документацию и вымысел, мистические, завораживающие — заставляют задуматься о их создании и, возможно, более глубоко — о происхождении и самом творении.

Адрес: Москва, Бумажный пр-д, 14, стр. 2

 

Выставка «Искусство быть: запредельно близко» 

«Дом культуры Темп»

7-20 апреля

«Искусство быть» — выставочный и образовательный инклюзивный проект Благотворительного фонда «Гольфстрим», инициированный в 2018 году совместно с Государственным центром современного искусства (г. Москва). Выставка объединяет в себе арт-объекты: инсталляции, интерактивные объекты, коммьюнити-арт проекты, имеющие реабилитационный потенциал и инициирующие взаимодействие и общение посетителей различных социальных групп. В основе проекта «Искусство быть» заложен принцип партиципации, который подразумевает активное и деятельное вовлечение публики в диалог с произведением искусства и друг с другом.

Адрес: Москва, Шенкурский проезд, 3А, пн-пт 09:00-21:00, сб-вс 09:00-20:00. Вход бесплатный.

 

«Выставка с глубоким смыслом»

«Новое крыло» Дома Гоголя 

7 апреля – 11 июня

По мнению «Красного кружка» в последние десятилетия в художественном сообществе все отчетливее можно наблюдать расцвет всевозможного декаданса.  Декаданс как явление европейской художественной культуры позапрошлого века, обусловленное общественными и социально-экономическими условиями, характеризовался упадническим настроениями, вниманием к эстетическому бытию самого искусства, увлечением экстравагантными формами выражения и эстетикой разложения. В современном же творчестве мы так же можем наблюдать воспроизводство характерных для декадентов тем и идей, однако все чаще оно принимает вид ложной глубокомысленности и не способствует развитию новых форм искусства, считают авторы выставки. В представленной экспозиции, играя типичными для декадентов визуальными формами, участники иронически анализируют и критикуют такие явления в искусстве как бесконечное воспроизводство московского концептуализма, современные версии феминистского искусства, использование многозначительного символизма и перегруженность произведений метафизикой, а также другие типы либерального творчества.

Адрес: Москва, Никитский бульвар, д. 7А (м. Арбатская)

 

Персональная выставка Алексея Луки «Фантомные воспоминания»

Галерея RUARTS

7 апреля – 21 мая

«Фантомные воспоминания» – вторая персональная выставка московского художника Алексея Луки в пространстве галереи Ruarts. Свободно работая с архитектурной формой, фактурой материалов и найденными объектами, Алексей создает свои панно и скульптурные композиции, подчиняя предметы человеческой памяти. Работы художника напрямую обращаются к когнитивным процессам зрителя (восприятию, ощущению, представлению), предлагая каждому самостоятельно отрефлексировать личные воспоминания. Любой предмет в ассамбляже может стать отправной точкой, пусковым крючком для запуска вороха воспоминаний из детства или юности, о первой любви или смерти, о травмирующем опыте или событии, которое коренным образом изменило жизнь в лучшую сторону.

Адрес: Москва, 1-й Зачатьевский пер., 10, часы работы: Вт-Вс, 12:00-20:00. Вход на выставку свободный.

 

Выставка Романа Ермакова «Живые скульптуры»

Галерея «ЗДЕСЬ на Таганке»

8 апреля – 4 июня

В экспозиции будет представлено несколько серий работ. Каждая имеет свою историю возникновения. «Живые скульптуры» создавались как автопортреты художника, и являются его энергетическими телами или аватарами в разный период времени. Это самая большая серия костюмов, состоящих из черных комбинезонов и ярких светящихся деталей. Коллекция была представлена на многочисленных фестивалях и неделях моды. Экспозиция сопровождается архивными видеоматериалами и фотографиями костюмов в специально созданных для них декорациях. Выставка рассчитана на широкую аудиторию, но может стать объектом исследования для  художников,  дизайнеров одежды, театральных художников и даже для архитекторов.

Адрес: Таганская, д. 31\22, м. «Таганская», «Марксистская», «Римская», «Площадь Ильича»

 

Новые выставки

Cube.Moscow

с 8 апреля

В большом выставочном зале Cube.Moscow Arts Square Gallery совместно с кураторской группой STURM откроют выставку «Температура плавления», в рамках которой будут представлены произведения из металла 17 петербургских авторов. В экспозиции — экспериментальные произведения художников, принадлежащих к разным поколениям, но объединенных практикой работы с металлом, в которой они применяют как традиционные, так и новаторские техники. Коллективная выставка продемонстрирует, как работа с металлом интегрируется в сферу современного искусства и обретает новый статус — теперь это не просто ремесленное занятие, а одна из самых интересных художественных практик.

Галерея Syntax представит первую персональную выставку Лидии Жудро «間 (МА)». Обращая свой взгляд на Восток и исследуя понятия из восточной философии, художник размышляет о возможностях роста понимания через переопределение самого понятия «развитие».

Kupol Gallery представит два проекта: выставку работ Натальи Нестеровой из частной коллекции Ольги Шепельской «В кругу друзей», приуроченную ко дню рождения художницы, в пространстве лектория Cube.Moscow, и выставку Тимофея Караффа-Корбута «Затерянный лес», отражающую колорит индонезийской культуры.

В рамках pop-up проекта команда Newnow при поддержке Московской школы современного искусства (MSCA) представит групповую выставку «След». Участниками выставки стали как молодые, так и состоявшиеся современные художники, среди которых выпускники и преподаватели Universal University. Масштабируя след от мгновения до длительности времени, кураторы разделяют экспозицию на два эпизода: место и время.

В Most Wanted Gallery откроется персональная выставка Владислава Титаева «Постфактум» об осмыслении состояния резкого перехода. В качестве мизансцены выбрана научная лаборатория: чертежи, таинственные приборы, непонятные существа — немые свидетели исследовательского проекта, вышедшего из-под контроля. Зрители не знают, что случилось, и вынуждены сами конструировать нарративы, если чувствуют в них потребность.

Галерея ЛУЧ представит персональную выставку Вероники Козаченок «Интуитивная композиция». Своим творчеством художница стремится достигнуть баланса: через паузу, замедление и созерцание она ведет зрителя к преодолению вероятных тревожных состояний, беспокойства от неизвестности и неопределенности настоящего момента.

В рамках pop-up проекта вы увидите выставку Яны Егарминой «Тонкая оболочка детского», посвященную хрупкому периоду детства. Художница надеется, что ее проект заставит задуматься о том, как мы относимся к детям и что мы можем сделать, чтобы помочь им сохранить свою хрупкость и защитить их от потенциально опасных событий.

В галерее M.A.R.S.H откроется персональная выставка Надежды Войновой «Иногда я моргаю…». Название отсылает к коану из «Сборника пяти ламп» об учителе Мадзу, который учит моргать так, чтобы провоцировать спонтанное состояние просветленности.

Arts Square Gallery также представит персональную выставку Льва Повзнера «Псих арт» — на ней будет показана одноименная серия, возникшая в 2000-х.

В пространстве арт-платформы Cube.Moscow вы также увидите новый проект PA Gallery — работы Ани Жёлудь, выставку Марии Джонас Фарел «Портреты света» — первый проект Postrigay Gallery и персональную выставку Александра Ситникова «Энтомология» в галерее «КультПроект».

Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, -2 этаж, Здание отеля The Carlton, Moscow

 

Выставка «Африка. Чувство цвета»

Государственный музей Востока

12 апреля 2023 – 9 июля

Выставка посвящена конголезской художественной школе Пото-Пото, мастера которой работали на переломе двух эпох — периода колониализма и нелегкого процесса обретения страной независимости. Школа живописи Пото-Пото, основанная французским художником и этнографом Пьером Лодсом в Браззавиле (Республика Конго) в 1951 году, не была первой школой живописи на африканском континенте, но, безусловно, стала самой известной. Работы ее мастеров представляют собой одну из интереснейших частей африканской коллекции Музея Востока, отражая в основном творчество ведущих художников «первой волны» существования школы Пото-Пото. На выставке будет представлено более 60 музейных предметов из коллекции Музея Востока. Основную часть экспозиции займут живописные работы, дополненные керамикой.

Адрес: Москва, Никитский бульвар, д. 12-а

 

Выставка ППСС «ЗИККУРАТЫ»

VLADEY

14 апреля – 14 мая 

Персональная выставка дуэта Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски — ППСС. Группа работает в рамках направления «психоделический реализм». На выставке «Зиккураты» представлена новая серия работ художников. Перенося архитектурную структуру зиккурата в плоскость картины, ППСС тонко анализируют паттерны современной культуры.

Адрес: VLADEY, Неглинная, 14 стр. 1А, вход 4, ежедневно, с 11:00 до 22:00

 

Выставка «Аморфизм. Лёжа на воде»

Галерея Дамирова

15 апреля - 13 августа

Что происходит с Вами, когда старые смыслы отмирают, а новые не успевают даже окуклиться? Когда внутри бесформенность, образованная неопределенностью снаружи? Этот переход от конца к началу, длинный путь между распадом и новой формой, который трудно преодолеть – тоже часть жизни. Так как же прожить этот момент когнитивно, эмоционально, телесно, словом –  полностью принять, быть в нём, а не перешагнуть его? Всё равно что лечь на воду, доверившись потоку. Отрефлексировать это чувство предлагает наша выставка. Выставка работ студентов ИСИ Иосифа Бакштейна.

Адрес: Москва, Кутузовский проспект, 24, вт-сб 11:00 - 19:30.

 

Выставка «Дом как феномен»

14 - 27 апреля 

Галерея Milliart 

Арина Андрианова

Тема дома всегда важна и актуальна. Это то, что формирует наше ощущение личного, комфортного, ощущения пространства и границ. Образ дома у каждого свой. Воспоминания о детстве, когда дом был личным космосом. Воспоминания о семье, бабушках и дедушках, о проведенных вместе моментах. Семейные застолья и традиции, утро в деревне, первое утро с новогодней елкой… Эти воспоминания связывают нас с родом и его историей. Это прошлое, которое живет в настоящем. Дом - не всегда пространство, это ощущение. Мы носим свой дом с собой, открывая для себя мир. Не случайно же есть выражение «дом там, где сердце».

Вот о таком доме - реальном и потаенном, физическом и духовном, - и размышляют в своих работах художники-керамисты. Этот образ дома исследует выставка «Дом как феномен».

Адрес: Москва, Товарищеский переулок, 31с6. График работы: по будням с 14:00 до 21:00, выходные с 12:00-20:00. Билеты по ссылке. 

 

Выставка «Внутри контура»

Дарвиновский музей

15 апреля — 16 июля 

 

Проект «Внутри контура» – это междисциплинарное художественное размышление на тему контурных карт. Концепция выставки подразумевает использование образа и идеи контурной карты как «руководства к действию» для художников, осмысляющих реальные и метафизические пространства, места, связанные с ними практики, объекты и персонажей.

Не заполняя буквальные контурные карты, участники проекта, работающие в различных медиа и техниках, выполняют одно «задание» – наполнить пространство внутри контура так, как им кажется необходимым, значимым, эстетически и контекстуально оправданным. Они размышляют о том, чем является контур и что может оказаться внутри него, чем насыщаются реальные и образные территории, что находится за их границами.

Адрес: Москва, ул. Вавилова, 57, выставочные залы музея, 6 этаж

 

Выставка «Кнопка зрения Андрей Чежин»

Центр визуальной культуры Béton

18 апреля – 4 июня

 

А.Чежин «Оммаж Роберту Индиане»

Используя канцелярскую кнопку в качестве своеобразного визуального эквивалента-камертона, Чежин сумел продемонстрировать зрителю, как формируются и что представляют собой характерные шаблоны восприятия искусства, которые чаще всего предоставляют значительно упрощенные схемы восприятия творчества того или иного автора. Действительно, большинство зрителей не могут позволить себе роскошь ознакомления с обширными пластами произведений искусства, которые художник или творческое объединение формирует в течение длительного промежутка времени. Чежин осмысливает культурные заслуги своих предшественников и коллег, выявляя тонкости их авторских «стилей», отдавая дань уважения их вкладу в изменение «режима зрения» человечества в целом.

Адрес: Москва, Якиманская наб. 2/1

 

Персональная выставка Евгения Михнова-Войтенко «О невыразимом»

Галерея pop/off/art

18 апреля — 25 мая

Евгений Михнов-Войтенко — одного из первых и наиболее последовательных абстрактных художников в послевоенном Советском Союзе, ключевой фигуры ленинградского андеграунда.

Экспозиция будет построена на визуальных параллелях с искусством каллиграфии и музыкальных аллюзиях. В пандан к работам Михнова будут представлены каллиграфические листы из собрания Государственного музея Востока. Проект стал результатом эксклюзивного сотрудничества галереи с наследниками художника (Людмиой и Владимиром Хозиковыми), которые непосредственно принимали участие в реализации замысла.

Адрес: Москва, 4-й Сыромятнический пер, 1/8, ст. 9, ЦСИ Винзавод

 

После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков 

18 апреля – 20 августа

Экспозиция посвящена периоду с 1860-х по 1916 год. В 1860–1880-х годах были сформулированы основы для дальнейшего развития новых явлений, ориентированных в первую очередь на выражение идей и глубинных душевных переживаний. Был также определен приоритет основополагающих формальных элементов искусства — линии и цвета, поверхности, фактуры, мотива. 

Цель выставки — переосмыслить сложную эпоху поиска новых художественных языков в отечественном и западном искусстве на рубеже XIX–XX веков. В центре внимания — импрессионизм, а также художественные поиски Сезанна, ван Гога и Гогена. В то же время, важные акценты сделаны на явлениях, до сих пор находящихся на периферии сложившейся истории искусства. Во второй половине XIX столетия произошел радикальный перелом в самом понимании того, что такое искусство. С появлением импрессионизма завершился великий этап развития искусства, связанный с принципом воспроизведения видимой реальности, и художники начали подвергать сомнению фундаментальные основы творчества. Произведение переставало быть слепком с действительности и превращалось в самодостаточную вселенную, существующую по своим законам. 

Адрес: Москва, Волхонка,14

 

Выставка художников Сергея Сонина и Елены Самородовой-Сониной

Галерея a-s-t-r-a

18 апреля - 28 мая

Проект представляет собой метафизическую фантазию в жанре документального мифа, его авторы предлагают альтернативную, квантовую версию развития событий, которые происходили в отечественной истории XIX века. В основе проекта – размышление о том, как выглядел бы облик российского уклада, если бы секретный план императора Павла I и первого консула Франции Наполеона Бонапарта, известный как Индийский поход, увенчался успехом. В линейной истории утопический план российско-французского союза так и остался несбыточным.

Адрес: ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 9, подъезд 22

 

Выставка Владимира Марина «Окрашено»

Галерея 11.12

18 апреля - 28 мая

ПФ-115 - волшебная краска, под действием которой всё становится новым и блестящим. Всё сломанное, полуразложившееся и разложившееся сияет и живёт опять. Обшарпанная лавка, ржавый турник, обклеенная объявлениями трансформаторная будка. Нужно всего лишь покрыть их достаточным количеством ПФ-115, и перед вами уже не старая развалина, а несокрушимый монумент. Если не сработало, добавьте ещё слой!

Именно по такому принципу строится весь проект Владимира Марина «Окрашено». Оконные рамы, уличные объявления, трещины в заборах уже не воспринимаются как часть городской среды: они вырваны из её контекста. А чтобы деконструкция не так бросалась в глаза, художник щедро «облагородил» всё это слоями ПФ-115.

Адрес: Москва, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, № 19

 

Ярмарка классического, современного и ювелирного искусства «АРТ МОСКВА»

Гостиный двор

19 - 23 апреля

«АРТ МОСКВА» протягивает невидимую нить между разными поколениями и видами искусства, создавая идеальное вневременное пространство и новые смыслы, что помогает понять их эволюцию. Юбилейную «АРТ МОСКВУ» можно смело назвать дайджестом всеобщей истории искусства: ведущие российские галереи — основные игроки российского арт-рынка, отобранные экспертным советом, — представят коллекционное искусство различных периодов. На ярмарке будут экспонироваться уникальные произведения, начиная с творений старых мастеров, представленных иконописью и барочной живописью, и заканчивая работами современных авторов: неофициальным и концептуальным искусством, современной фотографией и скульптурой, коллекционным дизайном, кинетическим и цифровым искусством.

Адрес: Москва, ул. Ильинка, д.4

 

 

Персональная выставка Эльдара Ганеева «Ракушка»

ЦТИ «Фабрика»

20 апреля — 21 мая 

В рамках своего проекта в центре зала Оливье художник выстроит масштабную инсталляцию, символизирующую мечту художника о безопасном месте, которое не зависит от событий внешнего мира. Это своего рода убежище, внутреннее пространство, где можно спрятаться.

Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18, зал «Оливье»

 

Выставочный проект «Вне места. Новые ландшафты»

ЦТИ «Фабрика»

20 апреля — 9 мая

Коллективная выставка объединяет художников, размышляющих об окружающем пространстве после очередной волны эмиграции из России 2022 года. Одни авторы переехали и осваивают новые места жительства, а другие остались в России и приспосабливаются к новым условиям жизни в привычном месте. Творчество художников, оторванных от привычной рутины, отражает тему адаптации к новой реальности. Наблюдая незнакомые ландшафты, авторы обнаруживают в них свои воспоминания и отражения внутренних состояний. Это не взгляд туриста, который приехал ради смены обстановки или отдыха, а взгляд человека, пытающегося спланировать свою дальнейшую жизнь в ситуации полной неопределенности. 

Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18, зал «Артхаус»

 

Выставка «Dark Room»

Центр Творческих Индустрий «Фабрика»

20 апреля – 26 апреля

Комната — это социальный и политический конструкт. Все мы так или иначе разделены по границам, как по комнатам. Общественные пространства, такие, как Библиотека в Центре творческих индустрий «Фабрика» — это всегда пересечение множеств: прошлого и настоящего, их разных концепций и историй. Именно в этом пространстве, в рамках выставки «Dark Room» пересекаются пути тех, кто уехал, остался или еще не сделал выбор.

«Dark Room» — это не просто комната, это особое пространство, где из фотонегативов на пустом листе бумаги проявляются, на первый взгляд, невидимые следы. Этот процесс проявления и изменения чистого листа сравним с магическим процессом преображения или мутации. В пространстве выставки объекты, созданные художниками, также стремятся существовать независимо от человеческого восприятия и присутствия.

У каждой работы на выставке, как и у книги, есть своя история, но в них прослеживается общие темы — мутации, метаморфозы и объектность. Их нестатичность стремится еще больше сфокусировать внимание зрителя на изменчивости и хрупкости пространства.

Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18, «Библиотека», вход свободный.

 

Выставочный проект «Владимир Любаров. Коля видит третьим глазом»

Галерея ARTSTORY

20 апреля - 30 июля

Предстоит новая встреча с удивительными и яркими, ироничными и философскими работами художника Владимира Любарова. Всего будет представлено около 80 произведений, многие из которых выставляются впервые.

Речь пойдет о «столице» и жителях любаровской страны – деревне Перемилово, где живет художник, и примыкающих к ней других деревень с диковинными названиями: Пенье, Любилки, Случайное, Нескучай, Упертовка, Бухалово... Поначалу Любаров собирал чудные названия окрестных деревень – как свидетельства народного остроумия и той самой исчезающей смеховой культуры. Пытаясь разгадать, почему деревни так называются, Любаров многие из них посетил, некоторые – лишь в своем воображении. А в итоге все их нарисовал – зачастую исчезнувшие в реальности, но возрожденные на его картинах.

Адрес: Москва, Старопименовский пер., д. 14 (м. «Тверская», «Маяковская»). Ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00. Вход по билетам.

 

Международный фестиваль современного искусства DOCA (Days of Contemporary Art)

Тема DOCA-2023: «Инструкция для песочницы»

22–23 апреля

В этом году организаторы фестиваля предлагают участникам опыт сближения с современным искусством через игру. Большая часть работ будут созданы специально для фестиваля. Организаторам интересно рассмотреть игру с точки зрения эстетики взаимодействия и различного культурного опыта. Приглашают исследовать феномен игры как парадоксальное соединение рационального и иррационального в расширенном поле искусства.

Адрес: Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 53. Институт гуманитарного образования и информационных технологий. Вход бесплатный по регистрации. 

 

Выставочный проект «Логос: голос конструктивизма»

Центр «Зотов»

25 апреля - 6 августа

Вторая выставка Центра посвящена влиянию конструктивизма 1920-х годов на формирование языка новой страны — СССР. Изменения коснулись самых разных сфер: от дизайна книг, журналов или киноафиш до приемов создания рекламы и фирменного стиля, которые остаются актуальными и сегодня. В экспозицию войдут свыше 350 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях.

Героями новой выставки станут Александр Родченко, Владимир  Маяковский, Эль Лисицкий, Густав Клуцис, братья Стенберги и многие другие. Также в экспозиции будут представлены работы менее известных авторов, таких как Фаик Тагиров, Николай Ильин, Эльбрус Гутнов, Елена Семенова, и ранее не демонстрировавшиеся рукописные плакаты для Десятой государственной выставки, вошедшей в историю как противостояние Анти (Александра Родченко) и Казимира Малевича. Важным элементом экспозиции станут высказывания современников: Платон Инфанте и Владимир Абих специально к выставке создали инсталляции, которые связывают прошлое и настоящее и показывают актуальность наследия конструктивизма.

Адрес: Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1

 

Онлайн-проект “Digital AIR 2022: Макет в натуральную величину: пространство / архитектура / common ground в эпоху нестабильности” 

Сайт платформы Digital AiR

26 апреля 2023 г., с 19:00

В сентябре 2022 года ЦТИ «Фабрика» объявил старт приема заявок от художников на участие в программе “Digital AIR 2022: Макет в натуральную величину”. Приглашенными участниками стали художницы и художники из Кипра, Киргизии, России и Швейцарии. На протяжении пяти месяцев они знакомились с процессом работы на виртуальной платформе 8XR, работали с командой проекта и друг с другом, чтобы создать дискурсивную площадку и сообщество, построенное на взаимоуважении и интересу к digital практикам современного искусства. Результатом работы стали цифровые высказывания авторов — каждый в отдельном виртуальном пространстве «Фабрики». 

В 2022 году программа Digital AiR обратилась к концепции common ground — общего места, места встречи, которое создается всеми участниками и участницами во время онлайн встреч, общих zoom-сессий и воркшопов. Резиденция Digital AIR позволила не только привлечь к участию в проекте художников из разных стран, кому был любопытен опыт создания цифрового искусства, но и отрефлексировать формат: о какой мобильности художников идет речь сегодня? Как мы можем отразить в онлайн-встречах резиденции собственное присутствие и какую общность мы создаем в digital-формате? 

26 апреля участницы и участники — Рут Баеттиг (Базель), Владислав Довгопятый (Москва), Полина Enuvesta (Кипр), Линн Куасси (Базель), Соната Райымкулова (Бишкек) – представят свои работы, которые отразили основные темы резидентских дискуссий: 

  • что такое виртуальное пространство и как мы можем отрефлексировать и работать с оцифрованными архитектурными памятниками,
  • как устроена виртуальная телесность, 
  • как “аналоговые” художники могут работать с виртуальностью, 
  • каким образом мы создаем общее пространство друг с другом / common ground, что оно из себя представляет и чем для нас является. 

Доступ к проекту: по ссылке, которая появится на сайте платформы Digital AiR 26 апреля в 19:00 

 

Выставка «ПиранезиLAB: Побочный продукт №3» 

Галерея Пересветов переулок Объединения «Выставочные залы Москвы» 

26 апреля — 28 мая

В экспозицию которой вошла серия работ, отступающих от традиционных представлений о законченных произведениях печатной графики. 

«Побочные продукты» — неотъемлемые элементы печати, так называемые пруфы, пробные оттиски. Эти листы прежде всего выполняли практические функции во время приладки, выбора цвета и копились несколько лет в лаборатории печатного искусства ПиранезиLAB. Не входя в официальный тираж, они оставались в мастерской: использовались при проверке форм в будущих проектах и сохраняли отпечатки внутренней творческой атмосферы студии. В синтезе множественных слоев шелкографии на оттисках рождаются аутентичные пластические решения и смыслы, а сами листы выходят из исключительно утилитарного статуса и обретают качества законченных произведений. Палимпсест разновременных проектов объединяет в побочном продукте методы нескольких художников, работавших в разные годы в мастерской ПиранезиLAB. 

Адрес: Москва, м. «Автозаводская», Пересветов переулок, 4к1, вт-вс: 11:00 — 20:00, пн – выходной.

 

Персональная выставка Андрея Дюди Сарабьянова «Там, где сердце»

Московский музей современного искусства (MMOMA)

26 апреля - 25 июня

Выставка ретроспективно продемонстрирует основные живописные и графические серии Сарабьянова, созданные за последние десять с лишним лет. От «дневниковых» натурных пейзажей сурового севера России до красочных этюдов Узбекистана, от полуабстрактных урбанистических видов Москвы до интроспективных сцен «в комнатах», от целой галереи спонтанно схваченных гуашью женских ликов подруг и знакомых, до камерных, исполненных трогательной теплоты цифровых портретов дочерей-подростков, подмеченных за будничными занятиями во время карантина двадцатого года. Во всех этих разноплановых сериях художник, продолжатель известной творческой династии, предстает внимательным и заинтересованным наблюдателем жизни, способным видеть красоту и значение в ее «соре», в ее неприметном течении.

Интервью с художником по ссылке. 

Адрес: Москва, Гоголевский бульвар, 10/1

 

Два выставочных проекта: «Конь-Тюльпан» Сюгира Булуктаева, сокуратор Андрей Бартенев и  «ТА-ТА-ТА» художника самуилла маршака

SISTEMA GALLERY 

27 апреля— 19 июня

Уроженец Калмыкии Сюгир Булуктаев закончил факультет дизайна в университете города Либерец в Чехии, но, вернувшись на родину, стал успешно работать как живописец, график и скульптор. Кони и тюльпаны – основные герои творчества Булуктаева, тесно связанные с родиной художника, где конь считается символом кочевого образа жизни в бескрайних степях. Не случайно в эпосе монголоязычных и тюркоязычных народов существует особый жанр «магтал коню» («хвала коню»), воспевающий красоту и достоинства этого благородного животного. Продолжая древнюю традицию художник создает эпические образы сказочного коня. Интенсивный, насыщенный колорит и ярко выраженное декоративное начало произведений Булуктаева напоминают узоры национального калмыцкого костюма и одновременно буйство красок степи, покрытой цветущими тюльпанами.

Второй кураторский проект Нади Октябрь посвящен творчеству художника самуилла маршака. В основу выставки «ТА-ТА-ТА» легла серия живописных работ, в которых автор исследует, как работает восприятие и память в ситуации нестабильности. Желание найти опору приводит сознание к простым радостям, которые художник изображает в виде базовых приятных образов, знакомых с детства: дом, небо, трава, цветы, радуга, торт и т.д. Предметы изображены укрупненно, и это подчеркивает фокусировку внимания, осознанную избирательность видения. Большие холсты конфетных цветов этой серии – это «фасады» восприятия, закрывающие нежелательную реальность. Всё неприятное скатывается по «кривой забывания» и размывается.

Адрес: Москва, Бобров переулок, 4 с3

 

Четыре новые выставки: «Краткая история отсутствия», «Облачное хранение», «Чародеи» и «Себе на уме»

Дом культуры «ГЭС-2»

С 27 апреля

Каждый из четырех проектов представляет одно из направлений выставочной программы «ГЭС-2»: «Краткая история отсутствия» — это обзор художественных экспериментов, посвященный произведениям без названия, без зрителя и даже без автора; «Облачное хранение» сопоставляет две группы художников разных поколений, рассуждающих об архивах и воспоминаниях; «Чародеи» — выставка-очерк о темном фольклоре, а «Себе на уме» — совместный проект кураторов Дома культуры с коллегами из Костромы.

Адрес: Болотная набережная, 15. Вход бесплатный, по предварительной регистрации.

 

Обновленная экспозиция Музея Авангарда

Галерея на Шаболовке Объединения «Выставочные залы Москвы» 

27 апреля - 31 декабря

Музей авангарда на Шаболовке был запущен в 2017 году на базе основной выставочной площадки Галереи на Шаболовке. В нём представлена как архитектура 1920-1930-х годов в Москве (конструктивизм и рационализм, социальные и архитектурные эксперименты на примере зданий района, повседневность советского города 1920-1930-х годов), так и история района через личные воспоминания жителей. Коллекция Музея постоянно пополняется и на сегодняшний день насчитывает более тысячи артефактов. Кроме того, он является площадкой для дискуссий, встреч, круглых столов, посвященных будущему района и сохранению его материального и нематериального наследия.

Обновленная экспозиция Музея расскажет историю легендарной семьи Бромлей, оставшейся после революции 1917 года работать на родномзаводе уже не в качестве владельцев-основателей, а простыми служащими.

Адрес: Москва, м. «Шаболовская» / «Тульская», Серпуховский Вал, д. 24, корп. 2

 

Юбилейная выставка «Вознесенский. ЕЩЁ» к 90-летию поэта

Центр Вознесенского

27 апреля — 27 июля

Проект опирается на обширные архивные и художественные материалы и предлагает впервые посмотреть на Андрея Вознесенского как на художника поп-арта. В экспозиции будут представлены уникальные видеомы (визуальные поэтические работы, созданные им в 1990-е годы), реконструкции художественных инсталляций Вознесенского, а также редкие документы и экспонаты из личного архива поэта и его жены, Зои Богуславской, которые до сих пор никогда не были показаны публике. 

Адрес: Москва, , ул. Большая Ордынка, д. 46, стр. 3

 

Выставка Сергея Шеховцова «Рамы и скульптуры»

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

28 апреля - 25 июня 

Автор хочет сохранить интригу, поэтому нет ни изображений, ни пресс-релиза.

Адрес: ул. Кузнецкий мост, д. 21/5, подъезд № 8, вход с ул. Большая Лубянка

 

Выставка «Шелкография. Архив одной папки»

Галерея «Соль» 

28 апреля — 10 мая

«Московская Студия» возникла в 1991 году по инициативе двух художников — Денниса О’Нила и Бориса Бельского. Мастерская стала одной из первых студий авторской ручной шелкографической печати в России, главной задачей которой была популяризация техники среди отечественных художников. Главными тенденциями, которые ввела студия, стали стирание границы между мастером печати и автором, а также свобода в реализации проектов. За время существования «Московской Студии» в ней работали: Юрий Аввакумов, Александр Бродский, Вера Хлебникова, Андрей Логовин, Айдан Салахова, Игорь Макаревич, Александр Джикия, Андрей Бартенев, Павел Пепперштейн, Валерий Орлов и др. Через призму шелкографской техники на базе «Студии» создавался архив различных художественных точек зрения, повлиявший на современное шелкографское искусство страны и мира. 

Выставка подготовлена шелкографской мастерской Ferrum Print Lab. В экспозиции будут представлены архивные фотографии, записи и работы Александра Бродского, Виктора Пивоварова, Веры Хлебниковой, Айдан Салаховой, Андрея Логовина, Валерия Орлова, Бориса Бельского, Александра Ястребенецкого, Татьяны Хэнгстлер и др. 

Адрес: Москва, Лаврушинский пер., 15, стр. 1, ежедневно с 11:00-20:00.

 

Выставочный проект «ART & SOUND». Выставка культовых музыкальных обложек

ВДНХ, Павильон № 16

28 апреля – 17 сентября

Через современные арт-инсталляции, интерактивные экспонаты и архивные материалы посетители выставки проследят за эволюцией эстетического восприятия на примере знаковых музыкальных обложек и отправятся в музыкально-визуальное путешествие длиною в семьдесят лет — от зарождения рок-н-ролла в 1950-х годах и по настоящее время. Выставочный проект продемонстрирует влияние социальных перемен на музыкальную индустрию: появление новых и угасание старых жанров, переосмысление исторических образов, дань уважения культовым произведениям искусства, а подчас и приглашение именитых художников для сотрудничества. 

Сальвадор Дали и Пабло Пикассо, Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, Ив Кляйн и Яёи Кусама, Рой Лихтенштейн и Роберт Раушенберг — множество всемирно известных художников создавали обложки к музыкальным альбомам композиторов, авторов и рок-групп. Некоторые — такие как культовая обложка дебютной пластинки The Velvet Underground навсегда остались в истории, другие же — незаслуженно забыты. Одна из основных задач выставки — восстановить равновесие между музыкальной и визуальной составляющими, и вернуть на свое законное место дизайнеров и художников, вносивших важнейший вклад как в музыкальную индустрию, так и в культуру своей эпохи. 

Адрес: Москва, ВДНХ, Павильон № 16

 

Персональная выставка Кати Щегловой Motion Picture и

персональная выставка Миши Никатина You and Me

Галерея «Триумф»

28 апреля — 28 мая 

Работы Кати Щегловой и Миши Никатина

В своих работах Щеглова обращается к жанру портрета, который, однако, не стремится стать психологическим отображением конкретного человека. Толчком для Кати становится человеческое лицо и его детали. Работы художницы напоминают фотографии или фрагменты видеосъемки: лица людей увеличены, а композиция создается по типу цифрового коллажа. Щеглова словно наблюдает окружающую реальность сквозь камеру, «кадрируя» ее, выбирая необычные фрагменты и детали, используя наложения и сдвиги или дублируя отдельные элементы — все это придает картинам ритм, подобный смене кадров в пленке.  

Новая серия работ Миши Никатина основывается на коллективном опыте и в то же время имеют личный, «чувственный» источник. В каждой из них художник конструирует сюжет, отсылающий к той или иной сфере взаимодействия, и расставляет подчас ироничные акценты с помощью текста — «ты и я», как подписи к мемам или картинкам в социальных сетях. 

Адрес: Москва, ул. Ильинка 3/8, стр.5

 

Санкт-Петербург

Фестиваль современного искусства «Аленький цветочек»

Екатерининское собрание

7 - 9 апреля 

Фестиваль посвящен одноименной сказке и является одним из серии фестивалей проекта "В некотором царстве", исследующего связь сказочных архетипов и современного искусства. Цель проекта - объединить в цельное художественное высказывание идеи самых разных представителей мира петербургского современного искусства. Концепция фестиваля уходит своими корнями в самые потаённые глубины андеграунда, и, разрастаясь, включает в себя известных и ярких представителей петербургского искусства.

Адрес: Наб. канала Грибоедова, 88—90

 

Новые городские художники. AMINAZINE-2

Музей нонконформистского искусства. Большой зал

8 апреля — 14 мая

МНИ БЗ Юра Снегирь

«Новые городские» — это творческое сообщество, объединяющее кураторов и современных художников, многие из которых имеют особую ментальность и опыт жизни в закрытых учреждениях. Их самобытные работы отражают эмоциональный опыт, описать который вербально бывает невозможно. В этом процессе им помогают ассистенты и проводники в мир современного искусства. Среди них — художники Стас Багс, Владимир Абих, Миша Маркер, Игорь Яновский, Аскар Нагаев, Лиза Одиноких, Маша Ларионова, Ильдар Якубов и другие.

Выставка предваряет релиз масштабного издательского проекта AMINAZINE-2, над которым «Новые городские» работали в течение года. Коллекция авторских зинов и альманах с текстами арт-критиков будут представлены в конце апреля. Двадцать два из тридцати художников-участников издания представят свои работы в музее. Большая часть произведений – графика, однако посетители также увидят живопись и объекты. Город из атомов, который Люба Образцова нарисовала миллионами точек, виды из тысячи одинаковых окон интерната, запечатленные Таней Власовой, телевизионные сетки с отсутствующим сигналом – аппликации Юры Снегиря, черно-белые красавицы из глянцевых журналов в духе раннего де Кунинга Сергея Панова, силуэты разрушенных городов, выцарапанные Леной Свеженцеврй на тетрапаках. Как и любой художник, каждый из авторов объединения «Новых городских» предъявляют зрителю собственный мир, а иногда – его изнанку.

Адрес:  Санкт-Петербург, Пушкинская ул. дом 10, вход с Лиговского пр. 53, под арку, Арт-центр «Пушкинская-10»

 

Соло-проект «Research»

Бертгольд центр

15 - 18 апреля

Визуальное размышление о творческом процессе как об исследовании. Среди представленных в проекте работ: живопись, графика и коллажи. Произведения объединены одной стилистикой, в которой заметен уличный стиль. Выставка приглашает зрителя в "путешествие", где можно ощутить себя искателем и составить собственный впечатления от увиденного.

Адрес: Санкт-Петербург, Бертгольд центр, Гражданская ул. 13-15, розовая лестница, 4 этаж. Выставка будет работать с 16:00 до 21:00, вход свободный.

 

Виталий Пушницкий «Орфей в аиде»

Marina Gisich Projects

до 22 апреля

Идея названия новой выставки возникла из размышления о дистанции, которые нам предлагает принцип метафоры как таковой. Через обобщение и метонимию мы можем без ложного патетического чувства осознать ответы на вопросы, которые в последнее время парадоксально одинаково мучают всех: кто я? где я? При этом само понимание отрезка «последнее время» более похоже на количественную разметку, а не темпоральную категорию. 

Адрес:  Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 121

 

Владимир Козин. Граждане, будьте бдительны, следите за сохранностью своих духовный ценностей

Marina Gisich Gallery

до 18 июня

Экспозиция в галерее Марины Гисич – это трехмесячный фестиваль или гастроли фантазматического музея Владимира Козина. В рамках фестиваля запланировано несколько событий.

Адрес:  Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 121