События августа в Москве и Санкт-Петербурге
Вот и наступил последний летний месяц. И мы продолжаем рассказывать о мероприятиях августа. В наш дайджест входят события в Москве и Санкт-Петербурге. Мы дополняем его в течение месяца по мере поступления информации о новых мероприятиях.
Москва
Выставка «Лев Бородулин. Предугадать момент»
Еврейский музей и центр толерантности
3 августа - 17 ноября
Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения спортивного фотографа Льва Бородулина. Экспозиция состоит из пяти разделов, которые отражают основные периоды творчества Льва Бородулина: от ранних работ и формирования авторского языка до хрестоматийных спортивных фотографий и документальных снимков, созданных после переезда в Израиль. На выставке впервые демонстрируются последнее видеоинтервью фотографа и воспоминания его сына Александра, которые позволят узнать больше о личных качествах и характере Льва Бородулина. На выставке также представлены фотографии Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Евгения Халдея из частной коллекции Льва Бородулина.
Адрес: Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А.
Выставка «Великие чародеи живописи — 3»
Галерея Пересветов переулок
3 августа - 3 сентября
Заключительная часть проекта о современной живописи, сокуратором которого выступил художник Авдей Тер-Оганьян.
Название проекта отсылает к выставке знаменитого товарищества «Искусство или смерть», которая прошла в «Пересветове переулке» в 1990 году (в то время — «Выставочный зал Пролетарского района»). Тогда молодые ростовские художники Авдей Тер-Оганьян, Валерий Кошляков и Юрий Шабельников приехали в Москву и впервые обозначили себя на столичной художественной сцене, противопоставив московскому концептуализму свои авангардные поиски в живописи.
В 2022 году на выставке «Великие чародеи живописи — 2» Авдей Тер-Оганьян показал новых «Чародеев» — современных художников-живописцев. Если выставка прошлого года была посвящена фигуративной живописи, то выставка «Великие чародеи живописи — 3» посвящена абстракции. В экспозиции представлена живопись Дмитрия Аронова, Александра Веревкина, Антона Гудкова, Вивиан Дель Рио, Эдуарда Зимовцева, Магомеда Кажлаева, Платона Петрова, Александра Селиванова, Давида Тер-Оганьяна и Васи Хорста. Как и в прошлом году подборка не претендует на отражение общей картины, а скорее является авторской.
Адрес: Москва, Пересветов пер., д. 4, корп. 1.
Выставка «Знакомый образ»
Центр Творческих Индустрий «Фабрика»
5 августа – 27 августа
В каждом живет «знакомый образ» — образ, который стал символом наших внутренних переживаний, эмоций и опыта. Художественная мозаика, с ее множеством крошечных фрагментов, становится идеальным средством для воплощения этого образа. Цвета, формы и текстуры, объединенные в единое целое, призваны передать мощное впечатление и поразить наши чувства.
Фраза «Знакомый образ» может означать знакомство с чьим-то внешним видом, стилем, манерой поведения или каким-либо узнаваемым образом. Также это выражение может использоваться для обозначения знакомства с чьим-то характером, мировоззрением или иными важными качествами, которые делают человека уникальным. А еще это могут быть предметы, которые вызывают у нас яркие ассоциации. Например, при виде осколка чашки, можно погрузиться в воспоминания, ведь именно такой сервиз стоял у бабушки в старом серванте, который доставали лишь по особым датам, в остальное же время он стоял за стеклянными дверцами. И теперь встретив черепок чашки из того самого сервиза, мы проникаемся этими детскими чувствами.
В экспозиции будет представлено около 50 работ, выполненных в современной (объёмной) технике мозаики из стекла, керамики и смальты. В проекте участвуют как профессиональные художники, так и студенты.
Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18, зал Артхаус, вход свободный.
Выставка «Повторение и различие»
Центр Творческих Индустрий «Фабрика»
5 августа – 20 августа
Выставка представлена в двух частях. Они являют два возможных взгляда на настоящее. Одновременно с ними, художники говорят о третьем измерении, которое кардинально отличается от первых двух тем, что позволяет создать другие, новые условия. Экспозиция, представленная в ЦТИ «Фабрика», основана на работе с историческим контекстом здания, что позволило начать разговор о бесполезном повторении, монотонной работе и несменяемости.
Выставка включает проекты одиннадцати художников, выполненные в разных техниках: инсталляция, фотография, скульптура, керамика и другие. Вторая часть проекта начнет свою работу 23 августа в агентстве Art.Ru.
Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18, Цех отделки, вход свободный.
Выставка «Когда-то давно, когда-то потом»
Центр Творческих Индустрий «Фабрика»
5 августа – 20 августа
Гоша Острецов Contact, 2022
Выставка «Когда-то давно, когда-то потом» — это выпускной кураторский проект магистрантов факультета истории искусства РГГУ 2023 года
История искусства — это не только хронология создания отдельных произведений, но и динамичная, постоянно трансформирующаяся система образов. Связанные между собой, визуально или по смыслу, эти иконические знаки способны разорвать ткань пространства и исторического времени. Химерическая природа культуры предполагает, что любое изображение может вызывать у зрителя разные ассоциации или иметь несколько значений. В зависимости от контекста оно способно трансформироваться и давать широкую свободу интерпретации. В этом смысле любое произведение искусства можно рассматривать и как форму культурной памяти, причем эта память тоже не статична и имеет сложную структуру. Трансформируясь во времени и пространстве, визуальные образы способны наследовать память аффекта.
Художники: Гаяне Аветисян, Людмила Баронина, Анна Вишневская, Дарья Головкова, Александра Демидова, Максим Дёмин, Ирина Дубровская, Катерина Ковалёва, Дарья Кротова, Мария Кузнецова, Анастасия Левина, Диана Мачулина, Анастасия Морозова, Елизавета Наркевич, Александра Нестёркина, Виктория Никулочкина, Егор Остров, Гоша Острецов, София Панкевич, Александр Петрелли, Вера Петоровская, Таня Пёникер, Фарангиз Ра, Андрей Филиппов, Светлана Чепрова aka foton sveta, Alex Avgud, LARKANDRE, Vitaly T-A.
Кураторы: Оксана Аксенова, Екатерина Литвинова, Ирина Сёмкина, Данила Чернышов, Анастасия Шульгина. Старший преподаватель кафедры КСИ ФИИ РГГУ Данилова Александра Альбертовна.
Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18, зал «Оливье», вход свободный.
Итоговая выставка «Никто не остров»
8 августа - 25 августа
Выставка завершит девятый сезон Открытых студий Винзавода. Художники сезона: Саян Байгалиев, Жения Кузьма, Vivato Eka, Алена Пасхина, Марина Кошлина, Даня Пирогов, Мара Пилясинская, Виталий Тюрлик, Farangiz Ra.
Лера Конончук, ментор девятого сезона Открытых студий Винзавода: «Художники создают специфические пространства, работающие по установленным ими самими правилам: квартира, шатер, лес, сон, кладбище, алтарь… Однако они существуют не изолированно: каждое из них, с одной стороны, является самостоятельной рефлексией на тему зрительского взгляда и контакта, с другой стороны, каждая работа тематически и пластически связана с одной соседней, раскрывая в паре тему напряжения между закрытостью и проницаемостью».
Адрес: Москва, ЦСИ Винзавод, Открытые студии Винзавода, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6, подъезд №5. Время работы выставки: 12:00 – 20:00, кроме понедельника.
Выставка «Общее будущее»
9 августа – 1 октября
В 1920-х годах раннесоветское общество пыталось создать новые формы совместного быта и сосуществования, но этим начинаниям не суждено было сбыться. А что если бы этот порыв мог реализоваться? Об этом остается только догадываться, однако невозможно не замечать отголоски авангардных идей в современности. Сегодня коллективность раскрывается на новом технологическом витке: от локальных чатов и районных групп, социальных сетей и экономики совместного пользования до визионерства и современных трактовок утопических идей.
В рамках новой выставки художникам было предложено поразмышлять на тему коллективных практик и представить мир, в котором утопические идеи коммуны могли бы быть реализованы. В итоговую экспозицию вошли работы молодых и уже состоявшихся авторов, по-разному трактующих коллективность и видящих разные сценарии будущего.
Адрес: Серпуховский Вал, д. 24, корп. 2, м. «Шаболовская» / «Тульская».
Выставка «Пустая трата времени»
Галерея «Наковальня»
10 августа — 24 сентября
Эта выставка посвящена диалогу изобразительного искусства и видеоигр. За несколько десятков лет видеоигры стали полноценной частью культуры, хотя некоторые до сих считают их пустой тратой времени. Тем не менее, уже очевидно, что это мощный инструмент для высказываний на самые разные темы. Отдельные игры сегодня вдохновляют художников так же, как это веками делают литературные сюжеты или исторические события.
В рамках экспозиции представят работы современных российских художников — Димы Горбунова, Александра Крылова, Инны Крыжановской, Антона и Артема Матвеевых, Хассана Мустафина, Михаила Рубанкова, Ани Фельдман. Все они выполнены под влиянием самого технологичного медиума — но при этом в далеких от цифрового искусства техниках.
Адрес: Москва, Пречистенская набережная 17–19. Время работы: вт. - пт.: 13: 00 - 21:00, сб. - вс.: 12:00 - 21:00
Выставка «Цветы из будущего»
10 августа – 03 сентября
На выставке представлен творческий путь знаменитой пары художников - Екатерины Бубновой и Евгения Щеглова. Екатерина Бубнова, член-корреспондент Российской академии художеств, и Евгений Щеглов, признанный мастер кинетической объемно-абстрактной скульптуры, впервые объединили свои творческие силы, чтобы продемонстрировать публике свои яркие и инновационные произведения искусства.
Выставка «Цветы из будущего» станет возможностью увидеть множество ранее неизвестных произведений Евгения Щеглова и новый подход Екатерины Бубновой к использованию традиционных материалов в современных искусственных композициях.
Адрес: Москва, ул. Ирины Левченко 2, м. «Октябрьское поле».
Персональная выставка Марии Даниловской Paradise Syndrome
Postrigay Gallery в арт-пространстве Cube.Moscow.
11 августа - 23 сентября
В своем творчестве художница погружается в исследование райского сада, его устройства, многообразия природного мира и его уникальных явлений, представляя загадочные образы идеального мира, обособленного от современной реальности. Одним из главных источников вдохновения художницы является дикий лес, его первозданная красота и таинственные черты. В экспозиции, которая будет периодически обновляться за время выставочного проекта, будут представлены как живопись с фантазийными пейзажами, так и авторская графика.
Адрес: Cube.Moscow, Тверская, 3, -2 этаж, 12:00 – 21:00
12 августа, с 13:00 до 00:00
В программе: живая музыка; большая гаражная распродажа Ad Marginem; воркшопы по кукольной анимации от Большого Фестиваля мультфильмов; экскурсии по музею «Войти и разрешить», лаборатории экспериментальной печати ПиранезиLAB и офису издательству Ad Marginem; спецпоказ видеоклуба галереи «Бомба»; показ мультфильмов для детей российских анимационных студий от Большого фестиваля мультфильмов в Библиотеке личных собраний; семейный воркшоп по дизайн-мышлению от команды Центра дизайн-мышления и специальное меню от кафетерия «ПирОГИ».
Расписание мероприятий:
- Ярмарка резидентов ЦТИ «Фабрика» — с 13.00 до 00.00
- Музыкальная программа — с 15.00 до 00.00
- Гаражная распродажа Ad Marginem — с 13.00 до 21.00
- Специальный показ видеоклуба «Бомба» художницы Дианы Галимзяновой — с 13.00 до 00.00
- Воркшоп по кукольной анимации от Большого Фестиваля мультфильмов — в 14.00
- Экскурсия по лаборатории экспериментальной печати ПиранезиLAB — в 15.00 и 18.00
- Экскурсия по выставочным проектам — с 16.00
- Семейный воркшоп по дизайн-мышлению от Центра дизайн-мышления — в 16.00
- Показ мультфильмов для детей от российских анимационных студий в Библиотеке — в 16.00
- Экскурсия по музею «Войти и разрешить» — в 18.30
- Экскурсия от издательства Ad Marginem — в 19.00
Адрес: Центр творческих индустрий «Фабрика». г. Москва, Переведеновский пер., 18. Вход свободный, на экскурсии и воркшопы требуется предварительная регистрация. Подробности по ссылке.
Выставка «История российского Мэйл-арта»
16 августа – 28 сентября
Мэйл-арт – это направление современного искусства, основанное на практиках классического авангарда, прежде всего движения Дада. Мэйл-арт оформился в начале 1960-х как нью-йоркская школа корреспонденции Рэя Джонсона, американского художника, оказавшего в свое время влияние на поп-артистов (Энди Уорхола и др.) и участника знаменитой международной группы «Флаксус». Этот вид искусства не определен стилистически, но имеет сложившиеся имманентные формы произведений искусства - марки художника, конверты художника, штампы художника, открытки художника. На уровне визуальных практик для мэйл-арта характерны коллажи и смешанные техники, а также концептуальные объекты. С момента его возникновения было проведено несколько тысяч выставок в разных странах, десятки фестивалей, изданы сотни журналов. Это позволяет говорить о мэйл-арте, как наиболее долговременном арт-движении в истории.
Проект показывает российский мэйл-арт, как состоявшееся направление современного искусства, являющееся частью международной сети – со своей спецификой, теорией и динамикой развития. Многие представленные материалы носят уникальный характер и нигде ранее не публиковались.
Адрес: Москва, Кременчугская ул., д. 22.
Проект художницы Дарьи Барыбиной «Свидетель»
ММОМА, Залы ШСИ
16 августа — 1 октября
Проект «Свидетель» Дарьи Барыбиной — это серия из 9 работ, объединенных темой тревожного ожидания и неопределенности. Все живописные полотна лишены героя, так как он явно находится за пределами холста, заглядывая в него и пытаясь понять, что происходит. Молчаливая метафизика самых обыкновенных, как кажется на первый взгляд, предметов отсылает нас к «пустынным» работам американского модерниста Эдварда Хоппера, чьи герои всегда будто лишены жизни и служат лишь дополнением к пейзажу. Привычный утренний натюрморт с раковиной оборачивается едва ли не триллером, а коса на подушке свидетельствует о чьем-то резком пробуждении. Стандартный номер в отеле напоминает декорации к тревожному фильму, а существо, обнаруженное в холле, и вовсе далеко от реальности. Каждый посетитель будет пытаться разгадать, что за секрет хранят пустые комнаты и коридоры, случайно или намеренно оставленные две пары обуви — разгадка будет зависеть только от вашего воображения.
Адрес: Москва, Гоголевский бульвар, 10/1.
Персональная выставка Кирилла Клокова «Оттенки Прозрачности»
Галерея «ARBUZZ»
До 17 августа
Выставка работ Кирилла Клокова - объединение серий объектов, созданных Кириллом от начала его творческой карьеры до сегодняшнего дня. В проекте представлены работы, посвященные природе и городу, а также совсем новые объекты - зеркала, созданные в рамках Свободных Мастерских ММОМА. Художник использует стекло в качестве медиума для размышлений на темы, которые его волнуют. Кирилл работает с плоскостным стеклом и преобразовывает его в многогранный объект с помощью эффектов трансформации стекла в печи. Он экспериментирует над формами и цветом для выражения своей мысли.
Основная проблематика — показ иных форм жизни, трансформация неживой природы в живое, исследование на тему природных явлений. Искусство для автора – это способ погрузиться в иной мир, где отсутствует серая повседневность. А медиум стекла, в этом случае, – драгоценный камень.
Адрес: ул. Павла Андреева, 4. Часы работы галереи: пн-чт 11:00-19:00, вт - выходной.
9 новых выставок современного искусства
С 19 августа
Михаил Рубанков, Пришел увидел и ушел, 2023
В большом выставочном зале галерея «Купол» открывает масштабный выставочный проект «Нам нужен Дягилев», в названии которого зашифрован манифест современных художников, которым нужен свой мэтр.
В основу выставки положена концепция синтеза разных видов искусств: живописи, графики, костюма и видеоарта — зрители увидят произведения Александра Бенуа, Леона Бакста, Эрте, Константина Коровина. Куратор выставки Полина Лобачевская выявляет для зрителей неугасающую связь между дягилевскими мастерами и современными российскими художниками, такими как Юрий Купер, Рустам Хамдамов, Екатерина Филиппова, Игорь Чапурин, Платон Инфанте и Вадим Тишин, наследующими великие достижения прекрасной эпохи и создающими яркие, актуальные для современного зрителя произведения. В экспозицию вошли уникальные экспонаты, среди которых костюмы Игоря Чапурина к балетам «Лебединое Озеро», «Chinque» и «Лабиринт», а также костюмы Кати Филипповой из серии «Гамлет.Полоний». Экспонаты для выставки предоставлены из коллекций Большого театра, Фонда Андрея Челгакова, а также костюмы из частных собрания И.В. Чапурина и Н.М. Цискаридзе. До 23 сентября.
Также галерея «Купол» совместно с художницей Катериной Lime Blossom представляет еще один новый выставочный проект «ЛЕС» до 20 сентября. Катерина Lime Blossom работает с нитью как главным образом и лейтмотивом, проходящим и переплетающимся сквозь все произведения художницы. На этот раз, распутывая клубок, художница обращается к теме метафорического леса души, предлагая посетителям набраться смелости и погрузиться в то, что стоит за суетой, желаниями и страхами, наполняющими наши жизни.
Most Wanted Gallery показывает выставку Германа Орехова «Техникум глаза» до 22 сентября, название которой собрано из осколков культурных и социальных проектов преобразования человеческого общества последних трех столетий. По задумке автора выставка «Техникум глаза» — поэтический перформанс, прерванный исчезновением всех действующих лиц. Художник Герман Орехов приглашает зрителя занять их место.
В галерее M.A.R.S.H. открывается персональная выставка Михаила Рубанкова «…Не хватает только красных чернил» до 22 сентября. Художник размышляет о природе языка и рассматривает искусство как феномен, который позволяет отстраниться от привычных маршрутов речи и мысли, почувствовать окружающий нас мир с новой стороны, что является необходимым первым шагом для настоящей, подлинной мысли. Работы Михаила деконструируют язык повседневности, пересобирая привычные нам семантические конструкции, демонстрируя их условность.
Галерея Art It Easy представляет проект Кати Улитиной «Куда течет Кынгарга?» до 22 сентября. Кынгарга — название любимой реки из детства художницы (бур. Хэнгэргэ — река в Тункинском районе Бурятии), на которой она училась ходить по острым камням в ледяной воде. Бабушка Кати выросла в Дальневосточной Тайге, и до сих пор фазы луны, положение звезд являются для нее ориентирами. Она обращается к растениям и к земле как к живым сущностям, приветствует водоемы по именам, поэтому с самого детства Катя тоже приобщалась к древним практикам: привязывала ленты на деревья, загадывала желания и кидала монетки духам воды. На выставке будет представлена серия живописных работ, дополненная инсталляцией, которая отсылает к ритуальным практикам народов Сибири.
Arts Square Gallery открывает выставку произведений Элия Белютина и Владислава Зубарева «Вектор Времени» до 27 сентября. Проект дает возможность проследить становление художников на их пути от академической живописи до авангарда. Яркие работы отображают художественную и политическую жизнь XX века, которая стремительно менялась — появлялись новые направления и стили. Каждая работа является своеобразным откровением и демонстрирует, как трансформировался почерк и видение художников.
В лектории Cube.Moscow открывается персональная выставка художницы Kalina «Подглядывая за счастьем» до 25 сентября. В своих картинах Kalina ищет мимолетные, ускользающие, не всегда заметные всполохи чистого счастья и ярко и броско разливает их на полотнах. Основной инструмент художницы — цвет, с помощью которого она рассказывает истории о любви, исследовании себя и мира, открытости новому, экспериментам, а еще о приятной усталости, любовании телом и миром, личных достижениях и ностальгии.
Еще один pop-up проект в пространстве Cube.Moscow представляет Artwin Gallery — персональную выставку Антона Кушаева delirium до 24 сентября. В проекте delirium художник обращается к натюрморту — жанру, исследующему природу объекта. Символически интерпретируя сюжет о жизни цветка, автор очерчивает новые траектории прочтения канонических понятий природы и симуляции, разрушения и повторения, механического и священного.
В Postrigay Gallery можно увидеть персональную выставку Марии Даниловской Paradise Syndrome до 23 сентября, которая раскрывает глубинное чувство человека, находящегося в постоянном поиске радости и полноты жизни на Земле. На выставке представлены живописные и графические работы, в которых художница размышляет над устройством райского сада, его законами физики, разнообразием растительного и животного мира.
PA Gallery продлевает групповую выставку-исследование «Функция», в которой авторы рефлексируют над интерпретацией понятий «функции» и «функциональности» в современном искусстве. Традиционно искусство работает с формой, но что, если сместить взгляд с формы на функцию, — это и предлагают сделать художники Аня Желудь, Даниил Антропов, Андрей Сяйлев, Антон Конюхов, Андрей Волков.
В пространстве арт-платформы Cube.Moscow продолжают работу: выставка арт-группы ЮН-1-1 «Поле. Ритм» галереи ЛУЧ — художники объединения обращаются за вдохновением к природе и на основе изысканий своего «натуралистического» интереса создают серию металлических объектов, в которых угадываются движения трав и листьев; персональная выставка Рината Мустафина «Территория» в галерее 159F — поиск и исследование грани между абстрактной и фигуративной живописью, при которой восприятие зрителя начинает мерцать между двух призм; выставка «Координаты памяти» галереи КультПроект, объединяющая работы трех авторов — Евгении Буравлевой, Егора Плотникова и Алексея Ланцева — на тему ландшафта и выставка Арута Овсепяна и Анны Сави «Dream X 2. Техники эскапизма», посвященная сну как побегу от реальности, в галерее Syntax.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, -2 этаж, Здание отеля The Carlton.
Третий выпуск ежегодного проекта a—s—t—r—a OPEN
22 августа - 10 сентября
Лена Романовская
Это серии групповых выставок (зима и лето) художников, на время проведения которых, пространство галереи становится местом институционального дебюта, апробации новых идей и площадкой для художественного диалога. В рамках этой инициативы a—s—t—r—a gallery продолжает магистральную линию своей деятельности - открытие новых имён, экспериментирование и проверка гипотез.Галерея не ставит никаких формальных ограничений, что дает возможность собрать интересные комбинации участников и представить как абсолютно неизвестные имена, так и показать работы состоявшихся авторов. На объявленный в конце июля open сall было прислано 830 заявок, что стало абсолютным рекордом для галереи за все четыре года работы.
На a—s—t—r—a open vol.3 представлены: Саша Гореликов, Борис Макаров, Арут Овсепян, Сева Бойцов, Мария Черепанова, Лиза Неклесса, Екатерина Бердюгина, Вера По, Катика, Катя Афонина и Катя Попченко, Антон Левин, A.C., Алексей Крылов, Бахром Алимов, Алина Золотых, Артемий Потемкин, Надя Петрова, Мария Ларионова, Лена Романовская, Карина Барабанова, Богдан Канука, Ольга Минина, Анна Сладкова, Илья Мельник, Мария Филимонова, Митя и Маруся Нестеровы, Лета Добровольская, Екатерина Козлова, Андрей Режет, Ярослав Шейн.
Адрес: ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 9, подъезд 22, вторник - воскресенье 12:00 – 20:00
Выставка произведений из коллекции Сергея Александрова «Единицы времени»
ММОМА на Петровке
23 августа - 22 октября
Экспозицию составят работы 12 ключевых представителей отечественной неофициальной художественной сцены 1960-х годов, а также их предшественников и последователей, среди них: Илья Кабаков, Дмитрий Краснопевцев, Вячеслав Колейчук, Анатолий Зверев, Евгений Кропивницкий, Владимир Яковлев, Борис Свешников, Дмитрий Плавинский, Владимир Немухин, Василий Ситников, Лидия Мастеркова и другие. Проект продолжает выставочную программу ММОМА, направленную на популяризацию и показ в стенах музея и в новых ракурсах частных собраний отечественных коллекционеров.
В каждом из залов выставки, сфокусированном на том или ином авторе и задающем исходно монографический импульс, их работы объединяются с произведениями современников и художников других — более поздних или более ранних — поколений. Таким образом, хотя основной акцент выставки сделан на искусстве 1960-х годов, она продемонстрирует многогранные диалоги, которые ведут между собой разные эпохи и их представители. Эти очевидные связи, непрерывная линия движения искусства, пересечения и преемственность освещают сам феномен времени. В проекте время выступает формой, статической и подвижной, обращенной в прошлое или в будущее, обрастающей новыми фактурами в искусстве или рассеивающейся в фантазийных стилизациях. Так, зритель познакомится с двенадцатью самостоятельными, автономными авторами, которые представляют и синхронизируют разные вехи искусства второй половины XX — начала XXI веков, формулирующие важнейший для современной культуры вопрос времени.
Адрес: Москва, Петровка, 25.
Проект «Техника радости»
Галерея Арки Главного входа Парка Горького
23 августа - 24 сентября
Групповая выставка студентов и преподавателей школы фотографии и мультимедиа им. Родченко. В своих работах авторы исследовали пространство парка как места культурного отдыха и площадки для наблюдений – социологических, урбанистических и художественных – в целях отслеживания временных сдвигов в коллективном отношении к труду и отдыху. Экспозиция посвящена «технике радости»: отношению получения телесной бодрости и ловкости, укрепления душевной стабильности и радости, которая сопровождает отдых. Художники с разных сторон показывают устройство коллективного механизма движения в сторону горизонта будущего счастья и проблемы его конструкции.
Адрес: Москва, Парк Горького, галерея арки главного входа.
Групповой выставочный проект «сказка непослушна птичке»
Российская государственная библиотека для молодежи
24 августа – 24 сентября
Сухорукова, Планктон, 2019
В поиске свободы уставшая птица присаживается на подоконник и слышит, как силуэт за окном рассказывает сказки. История за историей — пташка вслушивается в нежный голос и мистические сюжеты, забывая про поиски, полеты и небо. Мечты исчезают из памяти, воспоминания стираются, остаются лишь образы, нарисованные воображением. В конечном счете все сказки заканчиваются одинаково: клетка закрывается и не нужно больше мечтать.
Отправной точкой для выставки стало рассуждение о “сказке” и “сказочности”. Мистические сюжеты — доступный инструмент для деконструкции настоящего, объяснения простым и понятным языком трудных вещей. Через видео-арт, фотографию и инсталляции художницы выстраивают отношения с повседневностью, чтобы понять свою роль и позицию относительно мира.
Адрес: Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1, Метро «Преображенская площадь» (выход №5).
«Инварианты эволюции культуры. Перу-Россия»
Государственный Дарвиновский музей, выставочные залы музея / 6 этаж
До 24 сентября
Неожиданная новость о считавшемся пропавшим без вести родственнике вдохновила художницу-абстракциониста Светлану Калистратову на создание научно-художественного проекта, который включает архивные документы, рисунки Яковлева, реплики экспонатов Музея археологии и истории Перу в Лиме и свои живописные работы из цикла «Инварианты». Родственник - русский учёный-археолог и исследователь доколумбовой перуанской керамики Евгений Яковлев с 1934 по 2015 год считался «без вести пропавшем». А между тем Яковлев оставил ярчайший след в археологии Перу. Его исследования, хотя и были проведены 90 лет назад, по-прежнему актуальны, а в центре Лимы, столицы Перу, его именем названы площадь и проспект.
Адрес: Москва, ул. Вавилова, 57.
Выставка Фито-группы Зверобойс/гёлс «Поди туда не знаю куда»
28 августа — 10 сентября
В этом проекте художницы запускают коллективные практики и внедряют в них фито (магические) процессы. Фито-группа Зверобойс/гёлс — это арт-объединение арт-группы Busie (художница-кураторка Лиана Фролова и художница-кураторка Ксения Кудасова), художницы-композиторки Васи Краснояровой и художницы-филологини Ксении Тихомировой. «Искусство выросло из ритуала» - утверждают художницы и приглашают всех желающих проверить этот тезис, присоединившись к интерактивным процессам на фито (магических) экскурсиях.
В рамках проекта представлена серия разработанных художницами символов, артефактов, оберегов, которые также имеют важное значение для их художественных ритуалов.
Адрес: Москва, 1-ый Сельскохозяйственный пр-д 3.
Санкт-Петербург
Групповая выставка «Путешествие к дому»
5 августа – 9 сентября
Экспозиция включает новые живописные, графические и скульптурные произведения авторов, размышляющих об опыте прохождения пути, полного неожиданных опасностей и удивительных открытий. Художники проиллюстрируют широкий спектр впечатлений и обстоятельств, которые ждут человека в период путешествия. Будут представлены работы Катерины Алимовой, Саши Браулова, Алисы Гвоздевой, Данила Дэге, Ваи Зверевой, Оли Леонтьевой, Анастасии Литецких, Лёши Мелки, Владислава Муханова, Павла Плетнёва, Константина Решетникова, Антонины Фатхуллиной и Ярослава Шейна.
Адрес: Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 62
Персональная выставка Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон.»
Культурный центр «Левашовский хлебозавод»
18 августа – 18 сентября
Работа над проектом «Сталь. Стекло. Бетон.» заняла у Михаила Розанова несколько лет. C 2018-го по 2020-й автор изучал и снимал в девяти городах континента – Мадриде, Лондоне, Париже, Роттердаме, Милане, Берлине, Белграде, Хельсинки и Москве – самые интересные здания, отразившие архитектурную моду послевоенной Европы. Это церкви, библиотеки, музеи, концертные залы и жилые дома, построенные по проектам зодчих-новаторов эпохи: финна Альваро Аалто, голландца Пита Блома, англичанина сэра Дениса Ласдуна, испанца Франсиско Хавьера Саенса де Оиса, итальянца Джо Понти, наших Юрия Платонова и Леонида Павлова и многих других.
Выставка Михаила Розанова отражает авторское восприятие зданий и сооружений, ровесником которых он является и в окружении которых он сформировал свой стиль: нарочито геометричный, брутальный, монохромный, доводящий до совершенства перспективу и композицию, контраст света и тени.
Адрес: Санкт-Петербург, Барочная 4А, с. 1
Выставка «Растворю я окна-двери…»
24 августа – 27 сентября
Персональная выставка Маши Ивановой — первый проект в рамках изучения фольклорных традиций и историко-культурного наследия в современной действительности. В своем творчестве художница обращается к концепту «дом» и в рамках нового проекта представляет его символическую интерпретацию. Пространство превратится в тотальную инсталляцию, наделенную своей спецификой и яркими визуальными образами. Развешанные в центре зала рушники (домотканые полотенца), с одной стороны, представляют своеобразную картинную галерею, а с другой — выполняют сакральную функцию и сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Архетипический образ жилища олицетворяет центр художественной вселенной, объединяющий в себе разные, порой противоречивые ценности и принципы: Восток и Запад соседствуют с русскими традициями, мужское начало взаимодействует с женским источником, а сказочные мотивы сочетаются с реальным миром.
На выставке представлено около 25 произведений, выполненных в разных техниках и медиумах: живопись, в том числе на стекле, керамика, текстиль, книга художника и графика. Большая часть работ создана специально для проекта и экспонируется впервые.
Адрес: Санкт-Петербург, Шведский переулок, 2
Красненькая биеннале 2023
Биеннале по маршруту Красненькой речки
26 — 27 августа
Третья Красненькая состоится на двух условных островах примерно посередине стандартного 5 км маршрута и будет включать в себя разнообразное прочтение мира через территорию Красненькой речки с помощью различных медиумов на общую тему: ''материальны только идеи, а остальные объекты — лишь тени''. Точкой входа для проживания пространства как для художников, так и для зрителей становится практика walking. Сам маршрут, который в какой-то момент предполагает выбор его прохождения, уже становится художественной практикой для любого идущего.
- 26 августа биеннале откроется в 14.00 - начало маршрута - 1-й Красненький мост, 5 мин от м. Автово, 15 минутная прогулка до выставки.
- 27 августа биеннале открывается в 14.00 под мостом на пр. Жукова, 15 мин от м. Автово.
До середины 1970-х годов граница между городом и областью проходила как раз по Красненькой речке. В состав Кировского района территории к югу от нее включили в 1976 году, и тогда же началась массовая застройка нового микрорайона. Название реки известно исторически с 1773 года, предположительно оно произошло во время правления Екатерины II, когда у главного входа на кладбище было питейное заведение ''Красный кабачок''.
Пример Красненькой речки — наглядная демонстрация того, как промышленность может сосуществовать рядом с природой. Иными словами, как природа будет менять свои очертания под воздействием индустрии и подстраиваться под нее. Организатор и куратор: Екатерина Васильева
Адрес: Санкт-Петербург, от м. Автово, подробности по ссылке.
Выставка картин Саши Соколовой Life Still
JAGGI SPACE на Севкабеле
26 августа - 10 сентября
Выставка - это собрание автопортретов, в которых художница заглядывает внутрь себя, обнажая свою суть, восстанавливая связь с естественной природой человека.
Возможность ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Куда я иду? Вспомнить о силе и энергии природы и о нашей обнаженности перед жизнью.
Адрес: Санкт-Петербург, Севкабель Порт, Кожевенная линия 34, корпус 8.