События октября в Москве и Санкт-Петербурге
Скоро ноябрь, но мы продолжаем рассказывать о выставках октября. В наш дайджест входят события в Москве и Санкт-Петербурге. Мы дополняем его в течение месяца по мере поступления информации о новых мероприятиях. 18+
Москва
Выставка резидента Мастерских ЦСИ Винзавод Сергея Козликина «Отражения»
ЦСИ Винзавод, Акцизный зал
1 октября — 22 октября 2024
Выставка посвящена образам людей и событиям, которые происходят каждый день. Моменты, пойманные со стороны, увиденные как бы сквозь стекло или отражения в зеркальных поверхностях. Эти образы накладываются, переплетаются и быстро сменяют друг друга. Они являют собой хрупкий отпечаток настоящего времени. Эти отражения похожи на картинку, проявляющуюся после травления на поверхности мокрого литографского камня. Художник стремиться сделать оттиски этих моментов, запечатлеть их.
За основу художественного языка работ берется графика линейного литографского рисунка с наложением на него реалистичных образов — как в больших холстах, так и в более камерных линогравюрах.
Адрес: Москва, ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6. Режим работы: 12:00 — 20:00. Вход свободный. 18+
Персональная выставка Петра Кирюши
Ресторан Soma в коллаборации с галереей современного искусства MYTH Gallery
1 октября — 10 ноября 2024
В новой серии художника древнейший бытовой жанр изобразительного искусства, уходящий корнями в искусство Ближнего Востока и Древнего Египта, сочетается с цифровизацией: со времен пандемии и изоляции Петр избрал своим пленэром социальные сети. Так, дигитальные изображения материализуются на холсте, становясь мостиком между цифровым миром и реальным, а также приглашают в реальность художника. Работы, представленные в Soma, имеют особый колорит, мерцающий, словно изображение на экране смартфона или компьютера. По сравнению со спокойными и почти абстрактными картинами Петра двух-трехлетней давности, новые полотна густо заселены, фигуративны и полны движения.
Адрес: Москва, Петровский бульвар, 14. Выставка в ресторане. Режим работы: пн—чт, вс 12:00 — 00:00, пт—сб 12:00 — 02:00.
Выставка Анки Ахалая «Завеса слов»
ММОМА и галерея «Триумф»
2 октября — 5 ноября 2024
В основу новой серии произведений художницы легла поэма «Магнитные поля» основателей французского сюрреализма Андре Бретона и Филлипа Супо. Опубликованная в 1919 году в журнале Litterature, она стала первым произведением, написанным в технике автоматического письма – одного из основополагающих творческих методов сюрреалистов. Задача автоматического письма заключается в том, чтобы, отключив голос разума, писать под диктовку бессознательного, не давая разуму выносить критических суждений. Используя этот творческий метод в своей художественной практике, Анка Ахалая визуализирует в абстрактных формах различные спонтанные образы, эмоциональные состояния и чувства. Анка намеренно лишает композиции смыслового содержания, оставляя для зрителя валентное пространство для конструирования собственных интерпретаций. Таким образом, опыт взаимодействия зрителя с работами художницы выстраивается на возможности установления персонализированных связей между произведением и эмоциональным ответом смотрящего.
Адрес: Москва, Петровка, 25. График работы: вторник-воскресенье 12:00-21:00. Вход по билетам. 6+
Выставка «Владимир Куприянов. Возвращение времени»
ММОМА и галерея pop/off/art
3 октября — 24 ноября 2024
Проект-ретроспектива возвращает на отечественную художественную сцену творчество одного из крупнейших советских и российских фотохудожников конца ХХ – начала текущего века. Огромный и яркий вклад Владимира Куприянова в российскую художественную культуру, а также масштаб его фигуры остались незафиксированными и неопределенными. Произведения Куприянова, после его ухода из жизни в 2011 году, фактически выпали из выставочного показа, как и из внимания теории и истории искусства. Выставка «Возвращение времени» — результат масштабной работы с архивом художника и попытка реконструировать авторский мир мастера. Основой работ Куприянова неизменно являлась фотография — как его собственная, так и найденная. Однако мастера всегда интересовала не столько сама фотография, сколько возможности ее репрезентации, для чего он использовал различные художественные эффекты: отражение, засвечивание, деление на части, кадрирование, наложение нескольких слоев, имитирующих мультиэкспозицию. Так, основным ядром наследия стали инсталляции и фотообъекты, которым будет уделено наибольшее внимание в проекте «Возвращение времени».
Адрес: Москва, ММОМА на Гоголевском 10/1. График работы: вторник-воскресенье с 12-00 до 21-00. Вход по билетам. 12+
Персональная выставка Елены Коротиной «Пазл»
Галерея Богородское
3 октября - 3 ноября 2024
Каждый человек в произведениях художника – это собирательный образ множества поколений. Поиск семейных архивных фотографий, связей и взаимоотношений – то, что присуще и знакомо многим. История и прошлое семьи обладают сакральным смыслом. Исследуя взаимосвязь поколений, художник основывается на трудах учёных-психологов в области памяти. Опыт коллективной и индивидуальной памяти показан автором в масштабных полотнах, собранных словно пазл. Художник работает в живописной технике, применяя графические построения. Холсты передают пронзительные и робкие взгляды, сложные и сильные характеры, радостные и открытые, смелые улыбки. Эфемерная память буквально приобретает визуальную оболочку. Зритель видит многоликость человеческой природы через тему семьи. Проект обращается к внутренним семейным основам и ценностям. Проект представлен живописными полотнами, фотографиями и видео артом. Куратор Мария Витлина.
На открытии 3 октября в 19:00 гостей ждет авторская экскурсия и перфоманс от студии современного танца EGOZA.
Адрес: Москва, Открытое шоссе, д. 5, корп. 6. Время работы галереи: вт-вс 11:00–20:00. Вход на открытие свободный по регистрации. В остальные дни по билетам. 6+
Выставка «Грибница»
Галерея Set Projects
4 октября - 10 ноября 2024
Название выставки в первую очередь ассоциируется с вегетативным телом грибов, мицелием – еле заметными глазу тончайшими нитями, которые находятся в субстрате и на его поверхности, соединяют плодовые тела и позволяют обмениваться питательными веществами и информацией. В названии также читается гендерный мотив выставочного проекта. Его участницы — женщины-художницы. Именно женская фигура у славян исторически была связана с передачей информации и фольклора из поколения в поколение. Подобно грибницам-собирательницам, художницы выступают в роли медиатора между царством грибов и миром людей.
Адрес: Москва, Гостиный двор, Ильинка 4, вход 5. График работы: среда, четверг 14:00 до 19:00, воскресенье 14:00 до 17:00. Вход свободный. 18+
Персональная выставка Любови Калашниковой «Земля зеленая»
Культурный центр ЗИЛ
4 - 20 октября 2024
Отправной точкой выставки стала старая нераспечатанная коробка красок «Земля зеленая», доставшаяся художнице от деда. Она соединяет в себе семейную историю и древность окаменевших деревьев, из которых сделаны пигменты.
В центре экспозиции — живопись, созданная современными аналогами базовых земельных красок, и результаты художественного исследования минералов, лежащих в их основе. Опираясь на художественное исследование, Любовь Калашникова запечатлевает ситуации встречи двух форм жизни — человека и дерева, — которые принадлежат разным ритмам времени, несинхронным и несимметричным. Медиумы художницы — живопись, шелкография, натурная печать, создаваемые послойно и воспроизводящие путь деревьев от минерализации до художественных образов.
Адрес: Москва, ул. Восточная, д. 4, корп. 1. Ежедневно с 10-00 до 22-00. Вход свободный. 12+
Выставка «Семья Траугот. Вера Янова»
Пространство Île Thélème
4 октября — 2 ноября 2024
«Семья Траугот» была культурным явлением, характерным для Ленинграда, Москвы и для России конца 1930 – 1950-х годов в целом, когда свободная творческая мысль под гнетом системы развивалась катакомбно, свернувшись в сеть узких «квартирных» кружков художественной интеллигенции.Вера Янова — жена художника «круговца» Георгия Николаевича Траугота, мать одних из наиболее заметных художников ленинградской послевоенной иллюстрированной книги – Александра и Валерия Трауготов, вместе с отцом образовавших знаменитый книжный тандем Г.А.В. Траугот. Она избрала свой путь, практически полностью отказавшись от публичного показа своих произведений, также как и от вступления в Союз художников (ЛОСХ) или в любую другую официальную или «неофициальную» группу художников. Её работы на протяжении жизни никогда не выставлялись на городских выставках, с ними были знакомы лишь представители ближнего семейного круга – круга семьи Траугот. Работы Веры Яновой – это удивительный, экспрессивный мир цвета и чувства, где последнее – чувственное переживание – положено в основу её живописи. В её обширном творческом наследии можно выделить основные жанры: городской пейзаж, натюрморт, портрет, религиозные образы. Но само понятие жанра в её работах часто стирается, один жанр переходит в другой, происходит смешение и смещение смысловых и изобразительных приемов, в привычном смысле – живописных основ.
Адрес: Москва, ул. Правды, 24/11, вход со стороны 5-й улицы Ямского Поля. График работы: все дни 15:00-19:00 кроме среды, среда - выходной. Вход свободный. 6+
Групповой проект «Компас метамодерниста»
BIS ART GALLERY
4 октября — 20 октября 2024
Сегодняшний день – время колебаний, постоянных изменений и неустойчивости. На фоне этих колебаний новые значения приобретают универсальные искренность, поиск истины. А сформировавшееся сейчас поколение, уставшее от деконструкции и нигилизма постмодерна, отправляется на поиски своих собственных ориентиров. Главным инструментом в этом поиске становится внутренний компас. Компас матемодерниста колеблется не между полюсами, а между крайностями: прагматизмом и мечтательностью, серьезностью и иронией, безразличием и фанатичной увлеченностью. Эти противоположности помогают удержать баланс, чтобы вести каждого в нужном направлении.
В экспозиции собраны работы, в каждой из которых отражены поиски художников эпохи метамодерна. Некоторые из них переплетают мир реальности и фантазии, стремясь раскрыть суть привычных вещей. Другие уходят от общепринятых значений, чтобы пересмотреть свое восприятие окружающего мира, а третьи переводят глобальные проблемы в плоскость юмора. И каждый верит в то, что внутренний компас метамодерниста позволит ему достигнуть обманчиво близкие и бесконечно далекие горизонты.
Адрес: Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8. Режим работы: 12:00 — 20:00 кроме понедельника. Вход свободный 18+
Первый персональный проект Всеволода Абазова «Руки, ноги, голова и другие предметы для повседневного пользования»
Фонд Ruarts совместно с нижегородской студией «Тихая»
5 октября - 3 ноября 2024
Представленная на выставке инсталляция с длинным, но передающим всю суть названием «Руки, ноги, голова и другие предметы для повседневного пользования» состоит из двенадцати скульптур, в которых бытовые вещи и ординарные материалы сплетаются в причудливые антропоморфные образы. В фокусе интересов художника часто оказывается современный городской фольклор: песни, поговорки, жаргонизмы, сленг. Логоцентричность можно встретить и в произведениях проекта «Руки, ноги, голова…» — ходули «Подкрадули», палец для кручения у виска «Кукушка», инструмент для раздачи щелбанов «Фофанатор» и другие. Взгляд с позиций фольклорной традиции позволяет проассоциировать скульптуры с волшебными помощниками из народных сказок. Перенимая подход филолога Владимира Проппа к картированию сказочных сюжетов, художник сопровождает каждую скульптуру графической аннотацией, разъясняющей принцип ее действия. Диковинные существа, сочетающие в себе свойства предметов и человека, обладают определенной псевдополезной или действительно полезной в границах данной художественной реальности функцией: грабли «Сторож» охраняют пространство выставочного зала, а водруженный на телескопическую штангу «Атлант» поддерживает потолок. Весь этот «неклассифицированный сброд», по выражению философа Джорджо Агамбена, нельзя назвать ни живым, ни мертвым — он замер в ожидании нарратива, внутри которого сможет выполнить соответствующую его конструкции задачу.
Адрес: Москва, Трубниковский пер. 6. Часы работы: Вт-Вс 11:00 – 20:00. Вход по билетам. 16+
14 новых выставок современного искусства
Cube.Moscow
5 октября - 10 ноября 2024
В большом выставочном зале арт-пространства Cube.Moscow Syntax Gallery открывает персональный проект Гоши Острецова «О вкусах не спорят». Размышляя о реалиях современного мира, художник обращается к языку поп-арта с его постмодернистской иронией и бесконечными отсылками к массовой культуре. Типичная для поп-арта критика общества потребления в наши дни вновь оказалась актуальна, с поправкой на то, что сегодня мы живем в век сверхпотребления не столько предметов материального мира, сколько образов, текстов и эмоций.
Среди новых проектов предстоящего открытия также: персональная выставка Антона Конюхова «Витрина» PA Gallery, групповая выставка sv_gravity 0 под кураторством Славы Нестерова Syntax Gallery, выставка Наталии Толстой «Архетип» Kupol Gallery, персональная выставка Жени Николаевой «человек пришел в лес/лес пришел к человеку» Cube.Market, групповая выставка «Немного позже...все потом!» галереи «Небеса», выставка Льва Повзнера «Экорше» Arts Square Gallery, коллективная выставка «Я не робот» Artocratia Gallery, персональная выставка Дарьи Клементьевой «Автобиография архангелов» MSCA Gallery, персональная выставка Татьяны Вафиной «Ставки сделаны» TRIPTYCH Gallery, выставка «Фабрика зеркал» и проект «Устойчивый пиджак» галереи АРТМАГ, коллективная выставка «Ангедония» галереи Monart, выставка Ильи Пономарева «Электролиз» галереи M.A.R.S.H. и выставка Евгения Зарембы и Наталии Хлебцевич «Незнакомая территория» галереи «КультПроект».
Адрес: Москва, Cube.Moscow, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. Ежедневно: 12:00–21:00. Вход по билетам. 18+
Выставка «Автобиография архангелов»
MSCA Gallery, арт-пространстве Cube.Moscow
5 октября - 10 ноября 2024
Персональная выставка участницы Лондонской биеннале, финалистки междисциплинарного проекта «Своды» ГЭС-2 и MSCA и выпускницы Московской школы современного искусства Дарьи Клементьевой. В рамках проекта будут представлены 32 керамических объекта в форме свертков с книгами внутри, обвязанными веревкой. Скульптуры символизируют потенцию несозданного искусства. Экспозиция отсылает к рассказу аргентинского прозаика Хорхе Луиса Борхеса «Вавилонская библиотека», посвященного парадоксу конечности и бесконечности вселенной. Центральная тема выставки — размышление о процессе творчества в условиях цифровых технологий и нейросетей. Художница поднимает вопросы о роли человека в создании искусства и взаимодействии с новыми технологиями в этом процессе. Проект же предлагает переосмысление того, что значит «создать» произведение искусства в контексте его еще нереализованного потенциала.
Адрес: Москва, Cube.Moscow, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. Ежедневно: 12:00–21:00. Вход по билетам. 18+
Выставка «За гранью присутствия»
Галерея «КУЛЬТ»
6 октября- 17 ноября 2024
Мы привыкли видеть свое отражение в зеркале, нашу оболочку, имеющую свои четкие границы, которые проявлены во внешнем мире. Но тело, это только первый - видимый слой, скрывающий под собой очень сложные, бурные и необъяснимые процессы. Эта выставка — путешествие внутрь и вовне. От четких, скульптурно выверенных форм, в которых так отчетливо видно присутствие образов, до хаотических линий, растворяющихся в абстракции. Мы сталкиваемся с телом, как с непрерывным процессом изменений, где анатомия становится метафорой неустойчивости нашего бытия. «За гранью присутствия» — это не просто выставка о телесности, это выставка о сущности. О том, как мы переживаем собственную жизнь через изменения, через борьбу с собой и миром, через попытки понять, что значит быть человеком в условиях бесконечного движения. Тело здесь — это мост между видимым и невидимым, между реальным и фантастическим, присутствующим и эфемерным, между тем, кем мы были, и тем, кем мы можем стать. Каждый шаг через этот этап — это шаг навстречу к себе.
Адрес: Москва, 1-я Ямская, 4. Режим работы: пт, сб, вс 13:00-20:30. Вход свободный. 18+
Групповая выставка «Пёс с тобой»
Arbuzz Gallery
8 - 26 октября 2024
Экспозиция будет посвящена собакам и их взаимоотношениям с человеком: в первую очередь любви и поддержке, но также собственничеству и овеществлению.
Фраза «пёс с тобой» используется в русском языке как проклятие, но если понимать её буквально, она оказывается, наоборот, благословением, ведь жизнь становится намного лучше, когда с тобой рядом есть собака. Задача выставки — показать собак-компаньонов, друзей и социальных существ, которые поддержат, стерпят наши несовершенства и просто будут рядом в нужный момент. В экспозиции также поднимается вопрос субъектности собак: являются ли они просто собственностью своего владельца или же самостоятельной личностью со своими интересами?
Адрес: Москва, ул. Павла Андреева 4, метро Серпуховска. График работы: вт-сб 12:00 - 19:00; выходной Вс-Пн. Вход свободный. 18+
Выставка Игорь Шелковский «Небесный город. Мастерская художника»
Мультимедиа Арт Музей
8 октября — 15 декабря 2024
Масштабная ретроспективная выставка в МАММ охватывает почти 70 лет творчества Шелковского, начиная с 1960–1970-х годов до сегодняшнего дня. В экспозиции представлено более 600 скульптур, живописных и графических произведений художника.
Изобразительную систему Игоря Шелковского можно описать как мета-аванград. Она сложилась под влиянием двух внутренне связанных традиций. В его работах отражаются мотивы древнерусского искусства и деревянного зодчества — сложной резьбы наличников, геометрических и растительных орнаментов — и поиски аналитических основ формотворчества, находившихся в центре внимания русского авангарда. Рельефы и скульптуры художника продолжают традиции авангардистов Казимира Малевича, Ивана Пуни, Владимира Татлина, Ивана Клюна.
Адрес: Москва, ул. Остоженка, д. 16. График работы: 12:00 – 21:00 ежедневно, кроме понедельника. Вход по билетам. 16+
Выставка Николай Полисский «Электроарт»
Мультимедиа Арт Музей
8 октября — 15 декабря 2024
Выставка одного из самых известных российских художников, основателя крупнейшего в Европе арт-парка «Никола-Ленивец» и уже ставшего культовым фестиваля современного искусства и ландшафтных объектов «Архстояние».
Более двух лет Николай Полисский работал над проектом для МАММ. «Электроарт» — это пластическая метафора современного мегаполиса, опутанного электрическими проводами, которые протянуты под землей и над землей, пронизывают жилые и производственные пространства. Создавая «Электроарт», художник апеллировал к знаменитым архитектонам Малевича. Использование уже традиционных для Полисского материалов — дерева и лозы — придает универсальным архетипическим формам определенную теплоту и человечность. В «Электроарте» Полисский активно работает с цветом. Сам художник определяет эту фантасмагорическую инсталляцию как трехмерную живопись.
Адрес: Москва, ул. Остоженка, д. 16. График работы: 12:00 – 21:00 ежедневно, кроме понедельника. Вход по билетам. 16+
Выставка Андрея Гордасевича «Гавана: портреты по дороге»
Мультимедиа Арт Музей
8 октября — 15 ноября 2024
Андрей Гордасевич — российский фотограф, работает в мультидисциплинарном пространстве и использует в своих проектах фотографию, видео, рисунок, текст, музыку, создает авторские книги. В центре внимания Гордасевича, как правило, оказываются люди в повседневных условиях и связанные с ними истории.
Адрес: Москва, ул. Остоженка, д. 16. График работы: 12:00 – 21:00 ежедневно, кроме понедельника. Вход по билетам. 16+
Выставка Владимира Мишукова «Если бы я был…»
Мультимедиа Арт Музей
8 октября — 15 ноября 2024
Владимир Мишуков (р. 1969) — известный российский фотограф, член Союза фотохудожников России и Союза журналистов Москвы, обладатель трех Гран-при конкурса за лучший фоторепортаж о Москве «Серебряная камера», организованного музеем «Московский Дом фотографии», стипендиат мэрии Парижа, участник «Фотобиеннале» и биеннале «Мода и стиль в фотографии».
Эта серия фотографий — попытка зафиксировать новое поколение, которое когда-то займет наши места, оденется в наши „шкуры‟. Оно, конечно, еще не сформировано, недостаточно проявлено. Но уже есть. Примеривание на себя не только родительских одежд, но и их ролей следует рассматривать как первый опыт самоидентификации, выраженный через отождествление себя с рядом живущими взрослыми. Пусть только в воображении и на короткое время.
Адрес: Москва, ул. Остоженка, д. 16. График работы: 12:00 – 21:00 ежедневно, кроме понедельника. Вход по билетам. 16+
Детективные истории из жизни музейного хранителя
Мультимедиа Арт Музей
8 октября — 15 ноября 2024
Обычно исследовательская работа скрыта от глаз посетителей. Однако на этой выставке Лариса Зайцева, хранитель фонда, состоящего из более чем 10 500 работ конца XIX – начала ХХ веков, приоткрывает тайны научной «внутренней кухни» музея. Как опытный «детектив» Лариса Зайцева рассказывает о своих самых увлекательных и захватывающих «делах» и реконструирует путь от загадок к разгадкам, чтобы провести по нему посетителей музея. Она показывает, как выглядит изучение фотографий и как проводится их атрибуция.
Адрес: Москва, ул. Остоженка, д. 16. График работы: 12:00 – 21:00 ежедневно, кроме понедельника. Вход по билетам. 16+
Выставка «Неявное. Пустяки и нелепости Александра Ермолаева»
Московский музей современного искусства
10 октября – 24 ноября 2024
В экспозицию войдут преимущественно поздние работы художника, архитектора, дизайнера, талантливого учителя и его учеников. Лейтмотивом выставки станет Тишина, присутствующая в пустынных пейзажах, в скромных предметах, в живых поверхностях и в анонимности предъявления реди-мэйда. Творчество Александра Ермолаева многообразно. Художник исследует самые разные техники и способы художественного высказывания — от принципиальности авангарда и дерзости поп-арта до молчаливости метафизической живописи. Такое многообразие связано со страстным интересом Александра к окружающей действительности. Его мироощущение подразумевает отказ от самоутверждения, затихание рядом с миром, прислушивание к нему. Он как будто не создает искусство, а наводит порядок — находит правильное место для предметов, кусков материала, линий и пятен краски, наделяя все, что попадает в его руки, художественной ценностью. На выставке также будут представлены работы учеников.
Адрес: Москва, Петровка, 25. График работы: пн: выходной, вт-вс: 12:00 — 21:00. Вход по билетам. 18+
Выставка «Альберт Уотсон»
Галерея Люмьер
10 октября — 16 марта 2025
Выставка посвящена выдающемуся мастеру современной фотографии, шотландскому фотографу и представит широкий срез авторского творчества конца XX – начала XXI века. В экспозицию войдут 16 наиболее известных авторских отпечатков съемок — заказанных и собственных проектов Уотсона. Среди образов модной фотографии представлены крупноформатные работы для брендов Vivienne Westwood, Lanvin, Issey Miyake. В экспозицию также вошли экспериментальные кадры, вдохновленные пластическими поисками (Gail Elliot. New York, 1989) и эстетикой сюрреализма (Suvi Koponen. New York, 2019). Объединив выразительную силу изобразительного искусства, эстетику глянца и острое коммерческое чутье, Альберт Уотсон создал впечатляющие работы в коллаборации с Vanity Fair, GQ, Harper’s Bazaar, Elle и многими другими изданиями и брендами. Значительную часть своего времени за более чем 50-летнюю карьеру Уотсон посвятил личным творческим экспериментам: он является автором более пяти книг о своем творчестве (последняя издана в 2021 году, Albert Watson: Creating Photographs), проводит мастер-классы и выставки по всему миру. Его работы входят в коллекции таких престижных институций, как Музей Виктории и Альберта (Лондон, Великобритания), Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США), Национальная портретная галерея (Лондон, Великобритания), Центр Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США).
Адрес: Москва, Большая Полянка 61с1. Вход по билетам и регистрации в рамках экскурсий. 18+
Выставка «Павел Никонов. Осень Патриарха»
Галерея «Открытый клуб»
10 октября — 22 октября 2024
Павел Фёдорович Никонов является крупнейшей фигурой в отечественном искусстве XX—XXI в.: стоящий у истоков «сурового стиля», он сыграл ключевую роль в формировании нового художественного языка, ознаменовавшего отход от жёстких канонов соцреализма. На выставке в «Открытом клубе» будет показана живопись мастера, созданная им с 1992 по 2024 г. Картины этого периода отличаются большой экспрессией: широкие, свободные мазки создают очень сложную, многослойную живописную поверхность, а насыщенный тёмный колорит работ способствует усилению драматического переживания зрителя.
Адрес: Москва, ул.Спиридоновка, д.9/2 (вход со двора). Режим работы выставки: каждый день с 16:00 до 22:00, среда — выходной. В дни проведения лекций (14, 15, 21, 22 октября) — с 16:00 до 19:00. Вход свободный. 0+
Персональная выставка австрийского художника Руди Молачека «Энергия цвета»
SISTEMA GALLERY
11 октября – 30 ноября 2024
Руди Молачек Без названия, 2016, холст, масло, 200х170 см
Свой путь в живописи Руди Молачек начал в 1984 году. Сегодня художник создает яркие крупноформатной абстракции, где главное место отводится цвету. «Я хочу, чтобы картины выглядели так, как будто они освещены изнутри», - признается автор. Абстрактные формы его работ наполнены внутренним движением, энергией широких мазков краски. Цветы - главный мотив творчества мастера, в котором он видит символ радости и боли, рождения и смерти, метафору жизнерадостности и одновременно отказ от элитарного менталитета в пользу вечных ценностей жизни и любви. «Я представляю пьесу, а цветок - это актриса», – говорит художник.
Адрес: Москва, Бобров пер., 4, стр. 4. Ежедневно, 11:00 – 20:00. Вход бесплатный. 0+
Выставка молодых художников «Выпуск’24»
Паркинг Галерее «Зарядье»
11 октября - 8 декабря 2024
Нынешняя выставка в третий раз собирает на одной площадке выпускников художественных и архитектурных вузов столицы. Экспозиция объединяет дипломные работы авторов, в 2024 году окончивших обучение и начинающих самостоятельный путь в профессии. Выставка представляет разные жанры и виды искусства: живопись и графика, скульптура, архитектурные рисунки и макеты соседствуют с произведениями из керамики, стекла и текстиля, иллюстрацией и анимационными фильмами, технологичными работами с использованием VR, фотографией и предметами дизайна, компьютерными играми, театральными макетами и инсталляциями.
Адрес: Москва, Варварка, домовл. 6. Вход по билетам. 18+
Выставка «Протоархив. Связи. Нежность»
Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства
11 октября — 24 ноября 2024
Это третий проект в тетралогии событий, приуроченных к столетию со дня рождения Вадима Сидура и посвященных изучению его наследия в ракурсе персонального мифа. Новая экспозиция рассмотрит понятие «связи» как формулу творчества Сидура и важнейший социальный элемент внутри позднесоветской неофициальной культурной жизни. Выставка предлагает посмотреть на творчество Вадима Сидура как на художественное воплощение взаимоотношений автора со своим ближайшим окружением. Еще при жизни скульптора его Подвал – знаменитая мастерская на улице Чудовка в Москве – стал одним из центров неофициальной культуры, местом встречи и общения для представителей передовой гуманитарной и естественнонаучной мысли. Среди посетителей мастерской были физик Илья Гинзбург, писатели и поэты Генрих Бёлль, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Генрих Сапгир, Эдуард Лимонов и многие другие.
Адрес: Москва, Новогиреевская 37А. График работы: среда-воскресенье с 14-00 до 21-00. Вход по билетам. 12+
Персональная выставку Саши Кузнецовой «Бесполезные земляные работы»
Центр Творческих Индустрий «Фабрика»
11 октября – 1 декабря 2024
Фабрика представляет инсталляцию Саши Кузнецовой «Бесполезные земляные работы» — проект ставший победителем в номинации «Выставка на Фабрике» программы «Фабричные мастерские. Сессия X». В своих инсталляциях и объектах Александра исследует различные формы функционирования городского пространства, работает с темами утопий и урбанистической хонтологией, исследует влияние городских феноменов и пространств на человека, его образ мыслей и поведение. В инсталляции «Бесполезные земляные работы» представлен сконструированный автором несуществующий топос, вымышленный ландшафт, — своего рода «не-место». Именно так переводится «утопия» — от древнегреческого οὐ «не» и τόπος «место». Это «не-место» характеризует настоящее — растянувшееся на неопределенное время пребывание в нигде. Когда прошлое не отступает окончательно, а будущее, кажется, не наступит никогда.
Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18; зал «Оливье», вход свободный. С 12:00 до 20:00. 18+
Групповой проект «Новая ностальгия»
Галерея ART&BRUT
11 октября — 9 ноября 2024
Зарина Гроевая. В ожидании гостей
Новая ностальгия — это не игра слов и не оксюморон, это удивительное явление, зародившееся совсем недавно. Это мечты и цели, которые покрылись слоем тоски. Вдохновение и надежда, которые потерялись в тумане сожаления. И все же есть зыбкий луч надежды. Экспозиция объединит 30 работ художников галереи ART&BRUT: Кирилла Басалаева, Зарины Гроевой, Алексея Громова, Александра Заболотного, Светланы Калашниковой, Сергея Карева, Николая Моргунова, Антона Левина, Никиты Орлова, Ирины Разумовской, Яна Тихоненко, Якова Хомича, Степана Чубаева, Елены Ямлихановой. Групповая выставка разделена на три главы: начиная с полной музыки и красок яркого лета, через суровую и гнетущую зиму и заканчивая светлой, но спрятанной за завесой надеждой на будущее. Каждая из частей отражает разные периоды нашей недавней истории и их эмоциональные оттенки.
Адрес: Москва, Армянский переулок 1/8, стр. 1. График работы: пн-сб с 11: 00 до 19:00. Вход свободный. 0+
Выставочный проект «Юрий Ларин. Живопись предельного состояния»
Новая Третьяковка
11 октября 2024 - 19 января 2025
Юрий Ларин обосновал теоретическую часть своего художественного метода в 1980 году. Цель работы художник видел в том, чтобы «борьба с изобразительностью за музыкальность», происходящая на холсте или бумаге, была доведена до того предела, когда музыкальное начало в живописи начинает брать верх, но не уничтожает изобразительное. Впоследствии он назвал этот принцип «концепцией предельного состояния» и всегда им руководствовался.
В состав выставки вошло около 100 работ мастера. В экспозицию вошли живописные и акварельные работы художника, а также документальный раздел. Выставка включает в себя произведения 1970–2010-х годов из фондов Третьяковской галереи, собрания семьи художника и коллекции семьи искусствоведа, специалиста по истории русского и советского изобразительного искусства Дмитрия Владимировича Сарабьянова.
Адрес: Москва, Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 38. График работы: понедельник - выходной, вс, вт, ср 10:00 — 18:00 (кассы и вход до 17:00), чт, пт, сб 10:00 — 21:00 (кассы и вход до 20:00). Вход по билетам. 6+
Выставки «Светильник и зеркало. Часть 2»
Новое крыло Дома Гоголя
15 октября — 01 декабря 2024
Вторая часть выставка выпускников «Свободных мастерских» Московского музея современного искусства, в основу которой легли автопортреты художников. Если участники первой части подошли к теме автопортрета, ориентируясь на внутренние переживания, то авторы второй акцентируют внимание на том, как окружение влияет на формирование и восприятие личности. На протяжении истории человек задавался вопросом, насколько его жизнь зависит от общества и какое влияние на него оказывает. Выпускники «Свободных мастерских» отвечают на эти вопросы, используя автопортреты, выполненные посредством самых разнообразных медиумов: живопись, инсталляция, фотография, видеоарт, керамика, коллаж. Концепция проекта развивается в процессе взаимодействия зрителя и экспозиции. Ведь как зритель интерпретирует произведение на фоне заложенной в него художником мысли, так и художник через свою работу оказывает влияние на зрителя и частично трансформирует понимание того или иного явления. Эти взаимные воздействия похожи на алгоритмы, которые происходят и в паре человек - общество.
Адрес: Москва, «Новое крыло» Дома Гоголя, Никитский бульвар, 7. Пн, Вт — выходной, Ср-Вс — 12:00–20:00. Вход по билетам. 18+
Выставка «Внутри и вовне: источники суперсилы»
Галерея a—s—t—r—a
16 – 19 октября 2024
На экспозиции будут показаны работы 20 молодых художников, студентов и выпускников MSCA, которые в рамках коллаборации Московской школы современного искусства и корейско-французского бренда косметики Erborian размышляли над первопричиной внутренней опоры и переосмысливали тему источников суперсилы. Победителями проведенного в рамках проекта open call стали участница ярмарки «Третье место» и выставочных проектов в галереях ГРАУНД Солянка, ГУМ-Red-Line, Art & Brut Марина Грекова, выпускница МГХПА им. Строганова и Школы Родченко, участница ярмарки «Третье место» Кристина Пуршина, чьи работы хранятся в музейном собрании художественного фонда ЮНЕСКО Бухареста и в частных коллекциях России, Италии, Чехии, Румынии и Беларуси, а также участник выставок в галерее Ruarts, U Contemporary Даниэль Тыртышников. Также будут представлены работы не только финалистов, но и 17 участников open call. Гости смогут увидеть живопись, графику, объекты и видео-арт, посвященные обнаружению силы как внутри человека, так и во внешней среде. Эта тема, с одной стороны, предлагает широкое поле для художественного высказывания, с другой, — отвечает концепции Erborian.
Адрес: Москва, ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 9, подъезд 8. График работы: вт-вс, 10:00−22:00. Вход свободный. 18+
Персональная выставка Жении Кузьмы «Оборачиваясь на горизонт»
Центр Творческих Индустрий «Фабрика»
16 октября – 24 ноября 2024
В этом году художница Жения Кузьма стала победительницей в программе «Фабричные мастерские. Сессия X». и полгода работала над своим проектом на «Фабрике». В своей практике Жения исследует связи — пространства между. Между словами, действиями и состояниями. Для инсталляции «Оборачиваясь на горизонт» ею были созданы пять деревянных домиков – мест для уединения. Внутри них — пространство для зрителя. Это предложение посидеть, закрывшись внутри, быть видимым или нет, видеть ограничено, возможность быть застигнутым, или застигать. Лейтмотивом работ Жении Кузьмы стала ностальгическая мечта об обретении умиротворения и безопасности. Эта мечта ультимативна в своей несбыточности. Пытаясь скрыться от внешнего, вы остаетесь под наблюдением. Отсылая к французскому философу, теоретику культуры Мишелю Фуко, основной интерес художницы лежит в обличении встроенных в людей властных механизмов. Будучи в укрытии и одиночестве у человека остается всего один надзиратель, и этот надзиратель находится с ним в одной комнате. Деревянные домики в проекте являются вывернутыми вовне механизмами самозахвата, в которых человек пытается спрятаться от страха, при этом скрываясь в самом же страхе. Это рудиментарное ощущение, схваченное в мелочах, в сентиментальности, в каких-то нежных ассоциациях, в запахах и прочей фоновой повседневности.
Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18; Цех отделки, вход свободный. Ежедневно с 12:00 до 20:00. 18+
Выставочный проект «Юло Соостер. К 100-летию Московского сюрреалиста»
Галерея Веллум
17 октября – 1 декабря 2024
Юло Соостера называют одним из основателей московского концептуализма. А еще – наиболее европейским из всех советских шестидесятников: эстонское происхождение дало художнику доступ к западной культурной и философской базе, который он умело использовал, создавая лучшие произведения в Москве.
Экспозицию составят произведения важнейшего представителя московского неофициального искусства, созданные им в 1960-е годы, из коллекции основателя галереи «Веллум» Любови Агафоновой и частных собраний. На выставке будут представлены графические и масляные работы художника.
Адрес: Москва, Ильинка, 4. Гостиный двор, секция 88-89, вход со стороны Хрустального переулка. Ежедневно с 12.00 до 20.00. Вход по билетам, по предварительной договоренности +7 (985) 776–33–31; vellumgalery@gmail.com. 18 +
Новая экспозиция коллекции «Вещи и видения»
Московский музей современного искусства (MMOMA) на Петровке
18 октября 2024 — 23 марта 2025
Александр Лабас. Композиция со спиралями. 1974. Предоставлено пресс-службой ММОМА
На протяжении четверти века музей последовательно собирал работы, созданные в период с начала XX века до наших дней и выполненные в самом широком диапазоне техник. Главным образом это произведения российских художников, принадлежащих различным направлениям и традициям, школам и творческим контекстам, как авангардным, так и академическим. К настоящему времени коллекция ММОМА насчитывает более десяти тысяч единиц хранения. С 2009 года собрание музея демонстрируется в жанре динамичных сменных экспозиций, каждая из которых традиционно предлагает собственную аранжировку избранных предметов, демонстрируя их тематически – под определенным углом зрения. Нынешняя выставка, двенадцатая по счету, предлагает переместить акцент с комментария на объект внимания: сосредоточиться не столько на темах или сюжетах, сколько на самих работах.
В экспозицию войдут произведения российских художников последней трети XX-XXI веков разных поколений, а проводниками по выставочному пространству станут две исторические и символические фигуры, значение которых не ограничено периодом авангарда начала минувшего века – Казимир Малевич и Велимир Хлебников. В экспозиции можно будет увидеть как узнаваемые, знаковые произведения из коллекции музея, так и новые приобретения – в том числе дары художников и коллекционеров. Вещи из музейных фондов дополнят отдельные работы приглашенных авторов. Два специальных раздела будут посвящены хранению и реставрации музейных произведений.
Адрес: Москва, Петровка, 25. График работы: вт — вс 12:00-21:00. Вход по билетам. 12+
Групповая выставка «Что ты слышишь, когда вокруг тихо?»
Галерея «Тихо»
18 октября - 23 ноября 2024
Дмитрий Распопов
В рамках проекта будут представлены работы художников Яна Тихоненко, Паши Бумажного, Кирилла Басалаева и Дмитрия Распопова. Выставка предлагает каждому прислушаться к своим глубинным страхам и желаниям, обидам и радостям, которые затмеваются шумом повседневной жизни. Возвращение к истокам, попытка напомнить себе, ради чего мы живем и творим. Что звучит громче всего, когда остаешься в тишине, один на один с собственными мыслями, чувствами и переживаниями?
Цель выставки — разрушить барьер между «неприкасаемым искусством» и зрителем, позволить путешествовать по лабиринту человеческих переживаний не только через искусство, но и благодаря тесному контакту с личным опытом художников. Каждый из участников дал собственный ответ на главный вопрос выставки — «Что ты слышишь, когда вокруг тихо?». Эти ответы стали частью экспозиции, отражаясь не только в произведениях, но и в интерьере галереи.
Адрес: Москва, Малый Харитоньевский пер. 6с2. Время работы выставки: вт – сб с 12.00 – 20.00. Вход свободный. 16+
Выставка Аси Заславской «Время и случай для всех»
Центр Гиляровского совместно с галереей pop/off/art
18 октября — 1 декабря 2024
Ася Заславская, Город N IV 2024. Деревянная_доска, темпера 29х29
В основе выставки лежит исследование автора о том, как в византийской и древнерусской иконописи изображались пейзажи и животные. Это попытка воссоздать мифологическое пространство, где работы художницы и предметы из коллекции Музея Москвы вступают в диалог. Работы из серий «Город N», исследующей традицию изображения архитектуры и ландшафта в византийской и русской иконописи, и «Ковчег», где художница работает с образами животных с Ноева ковчега, представлены в паре с печными изразцами XVIII века с изображениями животных и библейских сцен из музейных фондов. Центральным экспонатом выставки станет мультимедийная инсталляция «Миф о пещере», в основе которой лежит аллегория философа Платона — обитатели пещеры могут судить о внешнем мире и наблюдать за ним только благодаря теням от пламени, горящего за пределами пещеры.
Адрес: Москва, Столешников пер., 9, стр. 5, Центр Гиляровского. График: со вторника по воскресенье с 11:00 до 21:00. Понедельник — выходной. Вход по билетам. 18+
Персональная выставка Инны Макаганчук «Искусство цвета»
Культурный центр Саренок
18 октября – 20 ноября 2024
На своих полотнах художник передает невероятную палитру эмоций, создавая визуальные образы, которые отражают красоту окружающего мира и объятия природы. Каждое произведение — это не просто картина, а целая история, в которую зритель может погрузиться, ощущая переплетение света и тени, ярких красок, необычных форм и фактур. Каждая картина — это не просто визуальная композиция, а буря эмоций, которую художница стремится передать зрителю. В мире, переполненном информацией, живопись Инны выступает противоядием однообразной повседневности. Вместо того, чтобы запечатлеть предмет в его привычной форме, Инна вытягивает, сжимает и перерабатывает реальный образ, донося до зрителя свое восприятие через призму опыта.
Адрес: Москва, Малая Никитская 20 с1. Ежедневно с 10:00 до 22:00. Вход свободный. 6+
Персональный проект Анны Bat при участии Лары Федотовой «Река как мягкое чудовище»
22 октября – 13 ноября 2024
TEXTURA gallery, ЦТИ Фабрика
Этот проект получил свое рождение на берегу реки Енисей, во время Красноярского музейного биеннале «АВЕНИСЕЕСИНЕВА», в течении которого Анна и Лара независимо друг от друга работали над идеей представления водной стихии в другой ипостаси, проявления ее ускользающей структуры. Размышляя о созидательной и разрушительной силе воды, о ее мягкости и одновременной твердости, Анна создала текстильную скульптуру «Скелет реки», перенеся картографическое изображение Енисея в объемную тканевую фигуру, похожую на дракона, и подвесила его на цепях - ведь цепи не всегда сковывают, а иногда и помогают воспарить. Специально для проекта художница перевела лунограммы в звук на основе работы синтезатора АНС, а Анна вышила куаркоды ведущие на треки лунограмм Енисея. Песни космических птиц и чудовищ слышны в этих звуках. Чудовище от слова «чудо». Чудо, когда человек может соприкоснуться с такой огромной стихией, пронизывающей все живое. Так, река вновь объединила художниц.
Адрес: Москва, ЦТИ Фабрика, Переведеновский переулок 18с11, студия 11-21, 2-я проходная, 2 этаж. Вход свободный по графику на сайте. 6+
Выставка Ивана Плюща «Свидетель чужой жизни»
Галерея pop/off/art
23 октября — 1 декабря 2024
Новый проект автора обращен, с одной стороны, к теме памяти и ее способности видоизменять образы прошлого, идеализировать воспоминания и перестраивать их в нечто новое, а с другой — к проблеме конструирования облика будущего.
В экспозицию будет включено более 10 новых живописных работ Ивана Плюща из двух серий последних лет: «Солярис» (2024) и «Тени от слез» (2023), основанных на кантовской дихотомии «мир в себе» и «мир как явление» соответственно. Зритель увидит уже узнаваемые ‘исчезающие’ и ‘смазанные’ фигуры и ‘растекающиеся’ интерьеры и экстерьеры художника. Образы, растворяющиеся и расплывающиеся подобно воспоминаниям, выражают попытку художника передать текучесть времени, его движение, зафиксировав момент. Вместе с тем они раскрывают полярность между объективной сутью вещей и нашим субъективным представлением о них, вторя философской концепции.Помимо обращения к живописи, в проекте «Свидетель чужой жизни» Иван Плющ также продолжает работать с большими формами — центральное место в экспозиции займет масштабная инсталляция «Апофеоз детства». Собранная из детских резиновых мячей и выступающая оммажем произведению В.Верещагина, она будет олицетворять интервал между решениями прошлого и их влиянием на будущее.
Адрес: Москва, ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., 1/8 стр. 9. Вход свободный. 18+
Проект Владимира Семенского «Всё становится прозрачным и явным»
11.12 GALLERY
23 октября - 30 ноября 2024
Главную роль играют эмоции и чувства, вложенные автором в свои работы. Для Владимира Семенского живопись, прежде всего, это сочетание двух компонентов: процесса и результата. Однако, если в банальной ситуации второй элемент зачастую превалирует над первым, то Семенский видит их равными друг другу. Для него техника передачи изображения важна точно также, как и её последствия, выраженные на холсте. И чем меньше времени пройдёт с момента возникновения умозрительной идеи в голове до переноса её в материальное состояние, тем точнее и совершеннее получается результат. В идеальном проявлении этого состояния каждая новая мысль сама должна находить выход посредством рук и мастерства художника, которому необходимо затрачивать минимальные усилия для её обработки и осознания. Иными словами, всё, что приходит в голову, сразу переносится на холст, отчего возникают эффекты спонтанности и экспрессивности, пронизанные эмоциями и впечатлениями. Именно поэтому Семенский наполняет свои работы не столько концепциями, сколько настроениями: как будто вместе с красками художник подмешивает чувства и состояния, которые напрямую передаются зрителю и заряжают его. Такой подход сравним с техникой автоматического письма, которую в своё время практиковали сюрреалисты, уповая на большую роль бессознательного в жизни человека и давая выход творческому импульсу. Рисунки Семенского ещё больше «обнажают» этот импульс, демонстрируя остроту и выразительность неподдельных эмоций, заложенных художником в художественную форму.
Адрес: Москва, ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., 1/8 стр. 9. Режим работы: с 12-00 до 20-00 ежедневно, кроме понедельника. Вход свободный. 18+
Персональная выставка Айдына Зейналова «Грезы океана»
Галерея Ruаrts
23 октября – 01 декабря 2024
Выставка концептуально связанна с философскими идеями жизни в гармонии с природой, а эстетически – с утонченным пониманием безыскусности. Проект, первоначально продиктованный страстью Айдына Зейналова к морской аквариумистике и растущим осознанием масштабов загрязнения мирового океана, превратился в футуристический прогноз. Художник-исследователь предлагает зрителю через свои скульптуры посмотреть на экологический кризис как на естественную часть нашей реальности. Так существует планета; в уродливом, странном и даже ужасающем есть красота. Работы художника отражают амбивалентность природы, одновременно демонстрируя ее несовершенную и прекрасную стороны. Мощный визуальный и концептуальный конфликт представляет скульптурная композиция, объединяющая осьминога и надувной круг. В жизни, как часто случается, помощь одному существу может непреднамеренно нанести вред другим. Возникает вопрос: кто олицетворяет большую опасность — осьминог, породивший мифы о гиганте-кракене, или, казалось бы, безобидный надувной круг, который наносит значительный ущерб природе?
Адрес: Москва, 1-й Зачатьевский пер. 10. Часы работы: Вт-Вс, 12:00-20:00. Вход по билетам. 0+
Выставочный проект «Пограничные среды»
Центр Творческих Индустрий «Фабрика»
23 октября 2024 – 19 ноября 2024
Анастасия Геспер, Каркас духа
Это проекты выпускников Школы Родченко и Среды Обучения Лаборатории Юлии Вергазовой «Новейшие контексты и техноэкологические перспективы в современном искусстве».
Основная тема проектов, объединенных выставкой — это хрупкость и формирование структур в рамках нечетко определенных промежуточных зон. Границы этих зон представляют собой еле обозначенные пунктирные линии, которые не дают четких очертаний, внутри них только намечаются объекты. Они остаются деликатными и, возможно, даже частично неосознанными их создателями. В каждом проекте обозначаются такие пограничные области, которые являются перспективными и способствуют росту живых форм из тонких и хрупких материй. Это вызывает желание наблюдать за тем, как будет развиваться процесс, не просто переходя к следующему проекту, а углубляясь в само развитие идей и их взаимодействие на линиях пересечения. Важно осознавать энергию этого процесса, понимать, как формируются мысли и объекты. В сложные моменты понимание динамичности структур может оказать значительную помощь. Пока форма находится в процессе становления, жизнь продолжается. Каждый проект пытается уникальным образом отвечать на эти вызовы.
В экспозиции будут представлены: скульптура, живопись, графические работы, коллажи, объекты, инсталляции и видеоарт. Выставка является победителем в номинации «Выставка на Фабрике» программы «Фабричные мастерские. Сессия X».
Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18; Актовый зал, вход свободный. С 12:00 до 20:00. 18+
Выставка «СВОЙСТВА СИСТЕМЫ. Школа Родченко»
Галерея Краснохолмская
23 октября –– 12 января 2025
Система — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Работы выставки, несмотря на различия в индивидуальных подходах и техниках, находятся в едином поле медиа искусства и созданы с использованием современных технологий. Это поле, как система, включает разнообразные технологии: от видеопроекций и звуковых инсталляций до нейросетей и интерактивных интерфейсов. Каждое произведение искусства представляет собой отдельный элемент, исследующий свойства этой системы — как технологии формируют восприятие, как влияют на творчество и взаимодействие с аудиторией.
Представленные на выставке художники — студенты и выпускники московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, что создает ещё одну «систему» — образовательную. Эта общая среда формирования идей и практик диктует определенные «свойства» при создании работ, будь то технические приемы, эстетики или концептуальные подходы. И третья «система», образующая контекст выставки — это само поле технологического и современного искусства, в котором каждое творческое высказывание занимает своё место.
Выставка предлагает зрителю исследовать как разные технологии, медиумы и общая образовательная среда формируют художественные практики и создают единую, и в то же время полную разнообразия, структуру современного медиа искусства. На выставке представлены интерактивные инсталляции, мультимедийные объекты, виртуальная и дополненная реальность, принты, видео, перформансы, искусственный интеллект и другое.
Адрес: Москва, м. «Таганская», Краснохолмская наб. 1/15. График работы: вт-вс: 11:00 – 20:00, пн – выходной. Вход по билетам. 6+
Многоканальная звуковая выставка «Чудеса в решете»
Галерея Краснохолмская
23 октября –– 12 января 2025
Название выставки отсылает к метафоре, возникшей в 16 веке, когда с помощью решета гадали на ярмарках, отбирая случайно выпавшие зерна для предсказания будущего. На выставке «Чудеса в решете» представлены две аудио-видео работы.
В работе «Night in gale» художники используют алгоритмы нейронной сети, чтобы преобразовать пение птицы в эксцентричную цифровую виолончель. Визуальный ряд представляет собой синтетический сад, погружающий зрителя в мир несуществующих растений. Вторая работа — «RanDrone» отмечает юбилей! 10 лет назад на российском музыкальном лейбле Kotä Records был выпущен полностью генеративный релиз на необычном носителе: веб-страница предоставляла каждому посетителю свой уникальный опыт прослушивания альбома. Иными словами, альбом ни разу не повторился. Визуальная часть — анимированные «мемы», собранные в реальном времени в сети интернет так же в случайном порядке.
Адрес: Москва, м. «Таганская», Краснохолмская наб. 1/15. График работы: вт-вс: 11:00 – 20:00, пн – выходной. Вход по билетам. 6+
Выставка Diploma24
HSE ART GALLERY
23 октября — 4 декабря 2024
Мария Македонова. Ласточка
Diploma — это ежегодная групповая выставка дипломных проектов выпускников направления «Современное искусство». В этом году среди участников выпускники бакалавриата и магистратуры профилей: «Дизайн и современное искусство», «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Современная фотография», «Практики современного искусства» и «Современная живопись».
Выставка во многом отражает умонастроения середины 20-х годов XXI века – того периода, когда нынешним дипломникам довелось выйти на сцену. Сегодня мы все живем на больших скоростях (как в смысле перемещений в пространстве, так и в смысле коммуникации, передачи и обработки данных). Наше восприятие времени – нелинейно, многоуровнево, многослойно, режим многозадачности диктует нам множественность хронотопов. А память – избирательна, в ней то и дело возникают разломы, провалы или пробелы. Участницы выставки заполняют эти «белые пятна», исследуя все более и более глубинные слои опыта.
Адрес: Москва, 4-ый Сыромятнический переулок, 1/8с6, вход С8, этаж 2. График работы: вт-вс 12:00–20:00. Вход свободный.18+
Выставка «Онтограммы автоархеологии в пространстве автоархеологии Дмитрия Пошвина»
Галерея современного искусства a—s—t—r—a
23 октября — 17 ноября 2024
Выставка соединяет философские, музыкальные и визуальные интуиции, которые Владимир Мартынов развивает на протяжении многих лет. Впервые серьезно термин «онтография» ввел американский философ Ян Богост, определив его как «эстетическую теорию множеств». Онтография воспевает любую конфигурацию предметов, явлений, фактов вне зависимости от её смысла, принимая её такой, какая она есть. В прочтении Мартынова онтограмма становится артобъектом, который являет собой лишенное человеческих иерархий и классификаций чистое перечисление, принципиально отказывающееся от внесения смысла в живую ткань жизни. Здесь смысл опознан как насилие над реальностью. Более того, принимая правила художника, мы сами становимся частью этого процесса аннигиляции смыслов. В отличие от пространства автобиографии, где акцент делается на индивидуальном «я», пространство автоархеология позволяет вписать своё «я» в окружающую действительность. Здесь личное становится частью общего, человек воспринимается как сумма фактов, его окружающих. Происходит смыкание: автоархеология как метод находит своё практическое применение в онтографии. Онтография и автоархеология объединяют любые факты и явления, попавшие в поле зрения определенного человека: «бабушки, чайники, палеолитические ладони или ребенок, смотрящий в окно». По мнению Мартынова, чем меньше мы сегодня пытаемся навязывать смысл увиденному и услышанному, тем больше у нас шансов проникнуть в тайну жизни. Пространство галереи станет местом превращения смотрящего в рассматриваемого, местом, где человек не властен над объектами, а любовь к жизни важнее её смысла.
Адрес: Москва, ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 9, подъезд 8. График работы: вт-вс, 10:00−22:00. Вход свободный. 18+
Выставка «Новое общество художников»
Музей русского импрессионизма
24 октября 2024 — 26 января 2025
Александр Штурман. Этюд. 1910-е. Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого
Выставка об одноименном творческом объединении начала XX века. Среди множества союзов и товариществ НОХ выделялось своими демократическими принципами: в залах пересекались самые разные стили и течения, а работы Александра Бенуа соседствовали с произведениями Василия Кандинского. Посетители увидят живопись и графику творческой пары и основателей общества Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской, а также Бориса Кустодиева, Алексея Щусева, Михаила Врубеля и других участников объединения. Полотна, созвучные настроениям и темам Серебряного века, будут сопровождаться отрывками из произведений Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, Александра Блока и Михаила Кузмина. На -1 и 3 этажах музея посетители увидят более 150 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Адрес: Москва, Ленинградский пр-т., 15 строение 11. Вход по билетам. Понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье: 11:00 – 20:00. Среда, четверг: 12:00 – 21:00. 6+
Выставка Хуана Юлуна и Тимура Гасумова «Планы на будущее»
ASKERI GALLERY
24 октября - 15 ноября 2024
Тимур Гасумов, Альтернативный объект #фиолетовый 2024 холст, масло 80x80x4
Оба мастера в своих работах обращаются к вопросам поиска индивидуальности, жизненного пути и его корреляции с окружающей средой, общественными установками и целями.
Петербургский художник Тимур Гасумов – бывший пилот гражданской авиации – использует в своих работах образ самолета, который в соответствии с творческой идеей трансформируется из безобидной игрушки в натурподобную модель, а затем и в самый настоящий самолет, рассекающий безоблачное небо в поисках главной жизненной цели.
Работы китайского мастера Хуана Юлуна на стыке восточного традиционализма и эстетики хип-хопа представляют яркую репрезентацию образа современного человека в пёстрой мультикультурной урбанистической среде. Хуан Юлун поднимает вопросы поиска индивидуальности, исторической и культурной идентичности, обретения внутреннего голоса в век глобализации.
Адрес: Москва, ул. Спиридоновка, 27/24. Режим работы: пн. — пт., 11.00 - 19.00. Вход на выставку платный по предварительной регистрации. 16+
Саунд-арт проект Алексея Коржикова «Абстрактный пейзаж: соларпанк как возможное будущее»
Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские»
25 октября — 8 декабря 2024
Проект посвящен исследованию городских и природных пейзажей в рамках соларпанк-эстетики. Проект погружает зрителя в звуковое пространство будущего, вдохновленное идеями устойчивого развития, пост-капитализма и гармонии между человеком и природой. Соларпанк — футуристическое направление, которое предлагает оптимистичное видение будущего, где люди используют экологически чистые технологии, живут в гармонии с природой и создают общество, основанное на устойчивом развитии. Соларпанк представляет утопическое будущее, где возобновляемая энергия и технологии интегрированы в повседневную жизнь. Как могли бы звучать города и природные ландшафты в таком мире? Алексей Коржиков в своем исследовании старается дать ответ на этот вопрос.
Концепция выставочного пространства разделена на две основные зоны: городскую и природную. В каждой из зон будут представлены тематические инсталляции, одна из которых является попыткой воссоздать городскую среду, с ее привычными для нас атрибутами, в музейном пространстве: скамейки, столбы, урны, электрощитки, а вторая — имитировать природные элементы из различных строительных материалов - проволоки, ниток, мусора и пр. Также в выставочном пространстве будет размещено видео «Фуга» арт-группы «ПРОВМЫЗА» из коллекции музея, герои которого — слушатели концерта классической музыки, вынужденные бороться с сильным ветром.
Адрес: Москва, Гоголевский бульвар, 10/1, 1 этаж. График работы: вторник-воскресенье с 12-00 до 21-00. Вход свободный, по бесплатному билету. 12+
Выставка «Евгений Расторгуев. Сон над городом»
Галерея Парк
25 октября – 24 ноября 2024
Зрители смогут увидеть работы яркого представителя московской школы живописи, нашедшего свои главные образы и создавшего свой собственный художественный мир из ощущений, полученных и сформированных в детстве на малой родине в древнем городе Городец Нижегородской области. Расторгуева так и называли «художник из Городца». Будут показаны произведения, созданные с начала 1970-х вплоть до 2009 – года смерти художника. Часть живописных работ относится к самой знаменитой и узнаваемой серии Расторгуева – «Городецкие фантазии».
Адрес: Москва, м. «Тимирязевская», ул. Немчинова, д. 12. График работы: вт-вс: 11:00 - 20:00, пн – выходной. Вход по билет. 6+
Семейный проект о присутствии «дом, там, где». Совместно с Фондом «Семья вместе»
Образовательный центр MMOMA
30 октября — 24 ноября 2024
Ростан Тавасиев. Из серии «Неуловимость». 2003
Проект посвящен теме присутствия — одному из канонических сюжетов в искусстве XX и XXI веков. В основе экспозиции — произведения из собрания ММОМА, наиболее яркие и интересные примеры графических интерпретаций детской темы, выполненные авторами разных художественных поколений: от Евгения Михнова-Войтенко до Ростана Тавасиева. На выставке также будут представлены работы Валентина Герасименко, Михаила Гробмана, Александра Зайцева, Ильяса Зинатулина, Юрия Злотникова, Евгении Коваленко, Ирины Кориной, Нины Котел, Михаила Неверова, Александра Повзнера, Тары Тарабцевой и других авторов. Специально для проекта Ирина Корина подготовит новую работу, которая позже станет частью «Дома вдали от дома».
Адрес: Москва, Ермолаевский пер., д. 17. График работы: вт-воск 12:00 — 21:00. Вход свободный. 0+
Выставочный проект «Беляево — Измайлово. Нонконформизм из коллекции Q-ART», часть «Зеленый свет андеграунду»
Q-ART Gallery
30 октября — 22 ноября 2024
Олег Целков. Голова, трубка, дым. 1998
Посвящается пятидесятилетию выставки художников-нонконформистов в лесопарке «Измайлово», состоявшейся спустя всего две недели после Бульдозерной выставки. Официально разрешенная Моссоветом, событие стало огромным достижением для круга «неофициальных» художников, прежде едва ли имевших возможность выставляться легально. Широкий резонанс, связанный с Бульдозерной выставкой, привел к благоприятному исходу событий и в конечном счете дал зеленый свет андеграунду. В последующие годы «неофициальные художники» приняли участие в череде громких выставочных проектов, которые смогла увидеть широкая аудитория: выставке в павильоне «Пчеловодство» (1975), выставке в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ (1975), выставках секции живописи Горкома графиков на Малой Грузинской улице и многих других. Круг художников, охотно откликнувшихся на участие в разрешенной выставке в Измайлово, заметно расширился — 29 сентября 1974 года свои произведения на открытом воздухе продемонстрировали около семидесяти авторов, многие из которых затем вошли в историю отечественного искусства как выдающиеся художники второй половины ХХ века.
В экспозиции будут представлены произведения реальных участников Измайловской выставки: Александра Юликова, Лидии Мастерковой, Евгения Рухина, Риммы Заневской, Никиты Алексеева, Игоря Кислицына и ряда других художников. Особое внимание будет уделено редким живописным работам, которые непосредственно экспонировались в Измайлово, а теперь будут представлены в рамках юбилейной ретроспективы Q-ART Gallery.
Адрес: Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, 10/7B, 2 этаж, 204, график работы: вт-сб 12:00-20:00. Вход свободный. 12+
Санкт-Петербург
Выставка Анны Ямщиковой «Друг мой Альфацик»
Галерея Борей
4 – 26 октября 2024
Анна с детства увлекалась научной фантастикой. Это её любимый жанр литературы. Отправляясь по вечерам вместе с героями романов в космические путешествия, она представляла себе встречу с инопланетянами и делала небольшие наброски в альбоме. Это были детские рисунки карандашом. Они и явились основой сегодняшней выставки.
Адрес: Санкт-Петербург, Литейный 58. Время работы: вторник — суббота с 12.00 до 20.00. Вход свободный. 18+
Выставка фотографий Ивана Турухано SPECTARIUM
Arts Square Gallery
10 октября до 22 октября 2024
На выставке зритель знакомится с реальными и мифологическими обитателями города, познает условную реальность – пространство с собственным течением и ощущением времени. Работы парадоксальным образом отражают характерные черты таких разных направлений художественной фотографии, как Дюссельдорфская школа и Ленинградский андеграунд. С одной стороны, перед зрителем предстает крупноформатное произведение, в котором выражена традиционная для немецких художников отстраненность, строгость взгляда, отсылающая к традиции романтической панорамы. При этом, в фактуре постимперской старины, освещенной скользящими потоками света, мы безошибочно узнаем влияние классиков ленинградского фотоандеграунда. Иван Турухано находится в постоянном поиске баланса между вмешательством в среду и тем, что эта среда предлагает. Он использует академический подход к репрезентации объема на плоскости и работе со светом. Это симбиоз кинооператорской школы и классических живописных традиций, выраженный в фотографии.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Итальянская, 5. График работы: ежедневно, 12:00 - 21:00. Вход по билетам. 12+
Выставка фотографий и инсталляций Алины Берёзкиной Amor Seco
Arts Square Gallery
10 октября до 22 октября 2024
Выставка объединяет художественную фотографию и предметы. Сцены из кадров частично оживают и позволяют прикоснуться к процессу создания работ. Многие из них сделаны из недолговечных материалов: цветов, растений, насекомых. Гостей ожидают мифологические и сказочные образы, исполненные трудоемкой ручной техникой: вышивкой и шитьем. Большинство работ – автопортреты. Жанр позволяет художнику проживать чувства в кадре через телесное выражение. Экспозиция предлагает зрителю увидеть переосмысление художником обыденных явлений, воспоминаний, ускользающих в повседневности.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Итальянская, 5. График работы: ежедневно, 12:00 - 21:00. Вход по билетам. 16+
Выставка «Про пуговицы. О чем говорят и о чем молчат пуговицы»
Галерея Борей
11 октября – 2 ноября 2024
Свои работы покажут около 20-ти художников из Воронежа, Клина, Москвы, Санкт-Петербурга, работающих в различных техниках. Представлены живопись, графика, коллажи, мозаика, керамика, инсталляции.
Раньше пуговицы не выбрасывали. Когда вещь становилась ветхой и негодной, пуговицы аккуратно срезали и помещали в шкатулки, коробочки, мешочки. Все это делалось для того, чтобы использовать пуговицы повторно. Вместе с пуговицами хранились кружева, молнии, запонки, бисерные украшения для платьев, шпульки, коробочки для хранения машинных игл и всякая прочая мелочь. Во многих семьях есть шкатулки, мешочки с пуговицами. Выбросить их жалко, как-то рука не поднимается, а практической ценности они не представляют, особенно в наше время. Бывает так, что коробочка с пуговицами это единственное, что осталось от семьи или человека, дома. Когда переворачиваешь такую шкатулку и на стол выкатываются все эти сокровища, то надолго зависаешь над кучкой никому не нужных предметов, рассматривая, вспоминая, размышляя… Пуговицы рассказывают нам разные истории…
Выставка про пуговицы объединила группу художников, где каждая работа – это отдельная история.
Адрес: Санкт-Петербург, Литейный 58. Время работы: вторник — суббота с 12.00 до 20.00. Вход свободный. 12+
Персональную выставку Василиссы Саврасовой «сияния. явления. созерцания.»
Галерея masters digital
16 октября – 26 ноября 2024
«сияния. явления. созерцания.» — струящееся световое пространство, созданное цветом, светом, объёмом и временем. Каждая точка пространства обретает своё «я», мерцая изнутри. Созерцатель становится свидетелем прозрений — явлений объектов в их непосредственном восприятии. Свет, подобно воде, поднимается и густеет, покрывает деревья, звуки растягиваются в длинные вечные волны. Формы растворяются, их границы исчезают, суть каждой вещи говорит с созерцателем, открывая ему свою природу. Эксклюзивно для masters digital Василисса Саврасова создала видео-арт и серию скульптур из света в авторской технике.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Барочная, 6, стр. 1. Вход с ул. Б. Зеленина. Галерея работает каждый день с 11:00 — 20:00. Вход на выставку свободный. 6+
Открытие инсталляции SUSPECTS коллектива AES+F в рамках выставки «Скрытое»
Культурное пространство «Третье место»
17 октября - 8 декабря 2024
В основе фото-проекта 1997 года лежат предрассудки и стереотипы: работа состоит из 14 изображений девочек-подростков, половина из которых — убийцы, а вторая — ученицы элитной школы. Во время посещения выставки нам предстоит угадать, основываясь лишь на визуальных данных, кто есть кто на фото, но, как показывает выставочная история, сделать это практически невозможно…
AES+F — российская арт-группа, получившая широкую международную известность благодаря своим разнообразным междисциплинарным проектам. Основанная Татьяной Арзамасовой, Львом Евзовичем, Евгением Святским в 1987 году как AES, после присоединения Владимира Фридкеса в 1995 году группа стала называться AES+F.
Куратор выставки «Скрытое»: Анна Журба.
Адрес: Санкт-Петербург, Литейный пр., д.62. График работы: пн-чт с 12:00 до 20:00, пт-вс с 12:00 до 22:00. 18+
Выставка «Формы авангарда»
Музей петербургского авангарда (Дом М.В. Матюшина)
17 октября - 19 ноября 2024
Выставка представляет фотографии студентов кафедры Цифровых и аддитивных технологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, обратившихся к языку конструктивизма и фотоавангарда первой половины XX века, творчеству Александра Родченко, Эля Лисицкого и других. В работах используются ракурсы, контраст, беспредметность, сложные точки съемки, коллаж, интеграция цветовых пятен. Возникающие образы двойственны и неоднозначны, сюрреалистичны. На снимках множится изображение, словно в калейдоскопе, формируется несколько слоев пространства. Зрителю загадывается головоломка: с какой точки сделан тот или иной кадр и что вообще на нем изображено? Линии складываются в фантомные образы, рассекая пространство, оставляя зрителю время поразмыслить – откуда они и куда ведут. В работе с цветом студенты зачастую обращаются к характерным для авангарда цветам – красному и желтому, ярким, однозначно привлекающим внимание.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 10. График работы: 11:00 до 18:00, во вторник 11:00 до 17:00, среда - выходной. Вход по билетам. 16+
Выставка «Липовый цвет»
Галерея LOVE ENRICHES
19 октября - 19 ноября 2024
В сумраке авторской живописи личные истории художника переплетаются с историями разных поколений и судеб. Как по артефактам времени и образам собственных воспоминаний ощутить культурный код человека? Можно ли почувствовать личную связь с этим кодом и найти в нём себя?
Для Эдгара Инвокера детские воспоминания и связь с семьей и домом стали мотивом и вдохновением сразу в нескольких сериях работ. Отражая на холсте память и наложившиеся на воспоминания чувственные образы, художник, перемещаясь по нити времени, сохраняет важные фрагменты собственного жизненного пути и изучает историю своей семьи. На выставке представлены произведения художника из серий «Наследство», «Пределы», «Электрические тени» и «Сумрачный сад».
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Полтавская, дом 1. График работы: вт-вс с 12-00 до 20-00, пн- выходной. Вход по билетам. 18+
Выставка «АРХИКАДР-II: Казань postindustrial»
Архитектурная фотогалерея «Точка»
29 октября - 03 февраля 2025
Виталий Айгулев. Здания товарищества «Братья Крестовниковы» и современное здание «Нэфис»
Выставка сформирована диптихами, запечатлевшими по большей части уже не функционирующие по своему первоначальному назначению фабрики. В результате зритель может увидеть отражение двух эпох через архитектуру завода братьев Крестовниковых и здание «Нэфис» на улице Тукая, медленное увядание бывшего завода «Сантехприбор» в Адмиралтейской слободе – на пересечении улиц Клары Цеткин и Урицкого, возвышающуюся, словно маяк, башню пивоваренного завода Петцольда, «междумирье» фабрики Алафузова и стеклянную «ленту» ныне не существующего завода «Тасма». Экспозиция является продолжением проекта 2023 года «Архикадр-I: Шедевры Красногвардейского», в центре внимания которого была позднесоветская и современная архитектура Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Открытие выставки состоится 29 октября (вторник) в 19:00. Вход свободный, по регистрации.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Маршала Тухачевского, 31, 2-й этаж Библиотеки и арт-резиденции «ШКАФ». Вход на выставку свободный, в часы работы пространства. График работы: вт, сб, вс 12:00 - 20:00, ср, чт, пт 10:00 - 20:00, пн выходной. 16+