События января в Москве и Санкт-Петербурге
Уже январь, и мы начинаем рассказывать о выставках месяца. В наш дайджест входят события в Москве и Санкт-Петербурге. Мы дополняем его в течение месяца по мере поступления информации о новых мероприятиях. 18+
Москва
Персональный проект Наталии Кондратовой «Сотвори себе героя или способы мимикрии»
Зверевский центр свободного искусства
14 января - 30 января 2025
Время предстаёт перед художником большим изломанным пространством, в котором нет героя. Здесь вплетается в его ткань и ахматовская «Поэма без героя», и олдингтоновская «Смерть героя».. Куда девался человек? Да и нужен ли он в этом мире? Или мы просто не видим? В формате поиска ответа на этот вопрос и работает автор. Результат неочевиден, но сегодняшний хронотоп, или, если угодно, пространственно-временной континуум не прекращает прессинг, вынуждая нас принимать самые странные формы для выживания.
Экспозиция является финалом работы художника, начавшейся больше года назад с хэппенинга, в котором вовлечённые зрители использовали большие живописные полотна и театральный реквизит в качестве декораций для перевоплощений. Во что нужно превратиться, чтобы жить там, где всё теряет изначальный смысл и свойства?
Адрес: Москва, м. Бауманская, Новорязанская ул.29, стр.4. Режим работы: пн-пт с 12.00 до 20.00. 18+
Выставка «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений»
Галерея ARTSTORY
16 января - 16 февраля 2025
Работы Владимира Мартиросова представляют сложные механизмы, преимущественно сделанные из металла, в которых, вместе с тем, присутствует легкость и плавность, хрупкость и даже романтичность. При этом все объекты «стремятся» к абстрактности. За счет неконкретности образов работы кажутся не только емкими и выразительными, но они будто приглашают зрителя к сотворчеству. В кинетическом искусстве важным является не конечный результат, но сам процесс преобразования и изменения, в том числе это касается и восприятия. Экспозиция включит несколько тематических зон. Это и сад с работами из серий «Цветы» и «Насекомые», и своеобразный парк с крупными объектами. Будут представлены и малые формы: уже известные «Веера», а также «Облака», которые будут экспонироваться впервые. В одном из залов будет сделан акцент на творческий процесс. В другом представлены новые настенные объекты, которые Владимир Мартиросов делает вместе со своей супругой – Анастасией Кислициной.
Кинетическое искусство связано с философией движения. Это мысль, уходящая корнями еще в античность. Поиск универсальной характеристики объектов приводил мыслителей к пониманию того, что движение присуще всему живому – констатация непостоянства материи и непрерывной изменчивости бытия.
Адрес: Москва, Старопименовский пер., д. 14, м. «Тверская», «Маяковская». Ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00. Вход по билетам (100–200 руб.). 18+
Выставка Франциско Инфанте и Нонны Горюновой «Интервалы»
Крокин галерея
17 января – 23 февраля 2025
Цикл Артефактов Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, определяемый ими как «Интервалы», органично присутствует и развивает многолетнюю художественную программу. В сердцевине авторского поиска обнаруживает и в полноте раскрывает себя знакомая и кристаллизованная в своих содержательных установках система, где новое и сказанное ранее сообразуют звенья единого процесса, точкой исхода которого обозначена середина 70-х. Но здесь важно иное. Речь о новом этапе, имеющем и определённую хронологию, и особую стилистику произведений, акцентирующих не только знак «своего присутствия» и свойственную их поиску форму взаимодействия света и цвета, но и богатую, почти «живописную» нюансировку. Здесь обнаруживает себя нечто новое в авторском понимании цвета, сложный синтез традиционно трактуемого Франциско и Нонной знака и необычного для их искусства визуального подобия импрессионизма с его сложной игрой цветовых пятен и обилием рефлексов. Интересно и то, что авторы, пребывая в пространстве знакомого и близкого им пейзажа, в очередной раз меняют пропорцию формата с характерного для прежних циклов квадрата на выраженный прямоугольник, что позволяет им моделировать свой замысел в экспозициях панорамного вида, выстраивая протяжённые фризы или динамические окружности с выверенными интервалами особой ритмической интонации.
Адрес: Москва, Климентовский пер. 9/1. Время работы: пн-пт: 11:00-19:00, сб: выходной, вс: 14:00-18:00. Вход свободный по предварительному звонку +7 (964) 564 0303. 18+
Выставка «Архив П» и выставка-спутник «Фокус с исчезновением»
Галерея Пересветов переулок
18 января — 26 февраля 2025
Выставка «Архив П» посвящена истории Галереи Пересветов переулок. Кураторы сосредоточили внимание на событиях 80х - начала 90х годов, а также архивных проектах недавнего времени. В экспозиции представлены материалы из архива галереи, документы предоставленные Музеем «Гараж» и самими авторами, участниками событий. Помимо этого на выставке демонстрируются художественные работы участников выставок тех лет: Бориса Матросова, Авдея Тер-Оганьяна, Ильии Китупа, Александра Савко, Михаила Гарасько, Давида Тер-Оганьяна, Игоря Мухина, Александра Балашова, участников группы «Инспекция Медицинская герменевтика» Павла Пепперштейна и Андрея Соболева.
Выставкой-спутником станет проект «Фокус с исчезновением», который откроется в соседнем зале. В спекулятивном ключе представляет личные архивы современных художников: Сюзан Ватанян, Александра Гордеева, Марии Каштановой, Лилии Ким, Юрия Отинова, Романа Ульянова, Елены Цихон, Александра Чиркова, Юрия Юшкина, Дарьи Яшиной. На выставке создаётся гипотетическая ситуация — исчезновение архивиста приводит к тому, что архив превратился в «хаос» из бумаг и артефактов. Зритель оказывается в роли только что прибывшего хранителя, встречаясь лицом к лицу с беспризорным архивом.
Адрес: Москва, м. «Автозаводская», Пересветов переулок, 4к1. График работы: вт-вс: 11:00 - 20:00, пн – выходной. Стоимость билетов: 150 - 300 руб. 6+
Выставка «Спасители. Пути спасения»
Московский музей современного искусства
21 января - 2 марта 2025
Дима Барьюдин, Егор Ларичев «Целла». 2025
Проект посвящён историям российских и грузинских Праведников народов мира, спасавших еврейский народ в годы Холокоста. Экспозиция открывает московскую программу «Недели памяти жертв Холокоста». В основе экспозиции две масштабные инсталляции. Центральный объект первого зала — круглая «целла», покрытая броней из табличек с именами российских праведников. Внутри находятся интервью-свидетельства спасённых Праведниками евреев — эти люди были спасены теми, кого комиссия института Яд Вашем впоследствии признает Праведниками мира. Снаружи целлы в нишах - четыре видеоинтервью с Праведниками. Зал дополнен текстами о праведничестве в России и других странах, видеоматериалами с воспоминаниями Праведников, а также интервью с инициаторами проекта и картой с географией спасения. Во втором зале расположена масштабная инсталляция Ивана Щукина «Исход» — серия объектов из специально обработанной мацы, рассказывающая о грузинских Праведниках народов мира. Экспозицию усиливает музыкальная композиция Ильи Рубинштейна, созданная для выставки.
Адрес: Москва, Петровка, 25. График работы: вт-вс: 12:00 — 21:00, пн: выходной. Вход по билетам. 18+
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности»
Новая Третьяковка
21 января 2025 — 13 апреля 2025
На выставке представлено около 400 произведений художника, охватывающих значительный период его творчества с начала 1960-х по настоящее время. Ведущая роль в экспозиции отведена работам из собрания Третьяковской галереи, в которой находятся объекты, картины, рисунки и фотографии художника, а также 200 серий артефактов, созданных в соавторстве с его женой Нонной Горюновой. В рамках проекта воспроизведена инсталляцию «Мастерская Франциско Инфанте», объемная модель которой хранится в фондах Третьяковской галереи.
Адрес: Москва, Новая Третьяковка, Крымский вал, 10, залы 60–61. График работы: вс, вт, ср: 10:00 — 18:00, чт, пт, сб: 10:00 — 21:00, пн: выходной. Вход по билетам. 6+
Фотовыставка «Очевидное»
Центр «Зотов»
22 января - 9 февраля 2025
Артур Сахаров
Работы объединены темой взаимодействия человека и архитектуры и преодоления автоматизма восприятия пространства. Момент съемки подобен восклицанию, утверждающему факт самотождественности бытия, а полученная в результате картинка — документальное свидетельство этого факта. Повседневная реальность открывается нам в своей очевидности и становится таинственной и чудесной. Фотографируя привычное окружение, человек осваивает пространство и тем самым обогащает его собой, а снимки превращаются в новые объекты этого мира. В течение двух месяцев 13 участников фотокурса Юрия Пальмина и Ольги Алексеенко «Освоение пространства» переосмысляли привычные формы, пробовали показать, каково это — выйти за пределы автоматического взгляда и пытались ответить на вопрос: а что, собственно, мы видим? И где та граница, за которой «самое главное» оказывается невидимым, но, возможно, самым важным для нашего понимания реальности.
Адрес: Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1, 1 этаж, Форум. График работы: вторник — воскресенье 11:00–22:00, понедельник — выходной. Вход на выставку свободный, без регистрации. 6+
Персональная выставка Алексея Григорьева «Путь Сизифа»
Галерея pop/off/art 2.0
22 января - 22 марта 2025
Алексей Григорьев (1949–2002) – московского скульптора и графика, тесно связанного с плеядой скульпторов-шестидесятников. Новаторский подход в сочетании различных материалов и технические эксперименты с металлом стали маркерами скульптурной пластики Алексея Григорьева. Отдельной линией в искусстве Григорьева стала мифологическая тема, которую он брал за основу в качестве материала для размышления над природой человеческого. Герой его композиций преодолевает себя и обстоятельства, он следует драматическому повествованию навстречу судьбе.В экспозиции выставки будут представлены керамические скульптуры Алексея Григорьева 1990-х годов, тяготеющие к лаконичной эстетике древних артефактов средиземноморской культуры, среднеформатные скульптуры из металла, на примере которых можно познакомиться с авторской методологией сварки материала, а также графические работы с использованием туши.
Адрес: Москва, Большой Палашевский пер., д. 9. Время работы: вт - сб 12:00 - 20:00, вс, пн - выходные. Вход свободный. 18+
Персональная выставка Анны Бёрч «Сажа бела»
Фонд Ruarts
24 января – 23 февраля 2025
Название выставки взято из фольклорного выражения: «Как дела? — Как сажа бела». Фразеологизм передает понятие трудностей, однако в этом проекте служит метафорой двойственности. Выставка Анны Бёрч – исследование, где личные истории переплетены с историей страны. Красной нитью проходит тема мифа, которая формируется государством, и выбора отдельного человека. «Сажа бела» – аппликации о месте, где мы живем, как физически, так и духовно — нашей стране, доме, городе, которые являются, в некотором роде, нашим садом. Художница использует стоковые изображения, прибегает к работе с искусственным интеллектом и фотоколлажем, тем самым намеренно дистанцируясь от авторства. Пространства без определенной географии, тем не менее инстинктивно узнаваемые и понимаемые. За каждым окном в высотном здании кроются бесчисленные личные судьбы. Со стороны все окна однотипны, но внутри – уникальные истории. Это размышление о наших ролях в разных перспективах: внутри системы и отдельно от нее. Внутри системы человек рискует стать безликим, но есть альтернативный путь, во многом похожий на суть цветка, который сохраняет свою неповторимую природу.
Адрес: Москва, Фонд Ruarts, Трубниковский пер., 6, 5-й этаж. Часы работы: Вт-Вс 11:00 – 20:00. Вход по билетам. 18+
Выставка «Это случилось сегодня»
Галерея ART&BRUT
24 января – 22 февраля 2025
Концепция экспозиции строится на принципе прогулки по знакомому району, где, казалось бы, ничего не происходит. Вот уже целую неделю — вторник: все те же люди, тот же маршрут, но Ася ощущает нечто таинственное, что скрывается буквально за углом: в городском пруду, в арках между подъездами или в отражениях офисных окон. Свет, пробивающийся сквозь вязы, ржавый замок на двери забытого склада, странное сияние из мусорного бака — каждая деталь этой прогулки полна скрытых историй, которые могли бы стать началом фантастического рассказа. Работы Аси Мотиной исследуют эти моменты, запечатлевая магию повседневности и создавая новые смыслы из привычных объектов.
Адрес: Москва, Армянский переулок 1/8, стр. 1. График работы: пн-сб с 11: 00 до 19:00, в субботу до 18:00. Вход платный — 200 руб. 0+
Выставка «Сергей Чернов. Играя в авангард»
Галерея На Шаболовке
24 января – 16 марта 2025
Выставка погрузит зрителя в мир современной интерпретации идей русского космизма и авангарда. Художник и скульптор трёхмерного пространства Сергей Чернов давно занимается поиском симбиоза архаичных образов и современных радикальных форм, вновь и вновь обращаясь к мифологемам Русского авангарда. Местом силы для автора проекта уже более трёх десятилетий является район Шаболовки и прилегающих окрестностей. Здесь он живёт, здесь рождаются образы, отсылающие к идеям первых русских космистов; здесь он работает, воплощая парадоксально красивые утопичные идеи, ещё не отлитые в свои формы. Экспозиция выстраивается так, что общий план напоминает объёмный ребус. И таким образом, зритель тоже играет, по-своему интерпретируя замысел художника. Супрематические скворечники, космические модули-архитектоны, супрематические бюсты античных героев, русская печь, которая представляется как первый в мире супремус-объект («Печь-портал») и тому подобное, — выполняются художником в уникальной авторской технике «гибридного смешивания» — совмещения несовместимых в реальности форм и смыслов с последующим их погружением в актуальный контекст.
Адрес: Москва, Серпуховский Вал, 24, корпус 2. График работы: вт-вс: 11:00 - 20:00, пн – выходной. Стоимость билетов: 300 рублей, 150 рублей (льготный, школьники по карте проходят бесплатно). 0+
Выставка Андрея Бергера «Ландшафты в действии»
Галерея «Триумф»
24 января — 16 февраля
В проект вошла новая серия живописных панно и лайтбоксы. «В мире, где изменения происходят с невероятной скоростью, я обращаю свое внимание на ландшафт — как на нефизическое пространство, пронизанное смыслами и контекстом», – рассказывает художник. Выставка «Ландшафты в действии» становится отражением этого стремления, исследуя, как наше восприятие окружающей среды формируется под влиянием социальных и культурных условий.
Адрес: Москва, ул. Ильинка ⅜ строение 5. Ежедневно с 11.00 до 20.00. Вход свободный. 18+
Персональная выставка Марии Мичи «Вода знает все мои секреты»
Галерея «Триумф»
24 января — 16 февраля
Проект, который объединяет живопись и инсталляцию, исследует хрупкость и силу женской природы, ее способность к адаптации и трансформации. Выставка обращается к мотиву проницаемости границ реального для мифического и конструирует диалог между человеческим и нечеловеческим. Специально к выставке российский саунд-арт художник Леонид Курашов подготовил особый звуковой ландшафт, в основе которого лежат трансформации звуковых фрагментов журчания ручья, падающей капли, всплесков и других звуков, которые преобразуются в новые гармоники. Дополнительный аудиальный слой формирует внутри экспозиции особую глубину и объем, многократно усиливая зрительский опыт погружения в мистическую атмосферу выставки.
Адрес: Москва, ул. Ильинка ⅜ строение 5. Ежедневно с 11.00 до 20.00. Вход свободный. 18+
Выставка «Школа Рукав»
SEREBRO SPACE
25 января – 25 февраля 2025
Айдын Зейналов, Парикмахерская, 2001
Первая выставка года продолжает серию кураторских проектов Айдына Зейналова, посвященных творчеству современных российских скульпторов. Новая экспозиция рассказывает о скульптурной школе Александра Рукавишникова — именитого мастера, хорошо известного широкой публике многочисленными монументами Москвы, среди которых памятники Александру II, Федору Достоевскому, Юрию Никулину, Олегу Табакову, Мстиславу Ростроповичу, Муслиму Магомаеву. Заведуя кафедрой скульптуры и композиции в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова, Александр Рукавишников за несколько десятилетий воспитал целую плеяду замечательных учеников, ставших востребованными авторами и играющих важную роль в современном художественном мире. В экспозицию войдет около 30 произведений 22 авторов, связанных с мастерской Александра Рукавишникова.
Адрес: Москва, Серебрянический переулок, 8. Ежедневно, 11:00 – 18:00. Вход свободный. 18+
Новые выставки в Cube.Moscow
Коллективная выставка «Кабинет галериста»
PA Gallery - большой выставочный зал Cube.Moscow
25 января - 2 марта 2025
Андрей Волков
Выставка обращается к интроспекции и приглашает поразмышлять на тему внутреннего мира владельца галереи.Экспозиция показывает симбиоз актуальных авторов разных поколений, а также представителей нонконформизма, — художников, работающих в самых разных направлениях и техниках. В рамках выставки основатели PA Gallery решили, с одной стороны, дать зрителям возможность как бы изнутри взглянуть на галерею, собрав предметы, имеющие особое значение для владельцев галереи, которые отражают их личное видение и вдохновение. А с другой — поразмышлять, как может выглядеть «кабинет чудес» современного искусства.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. График работы: ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход по билетам. 16+
Персональная выставка Кати Рыбловой «Не слишком ли уединенно? Нет, достаточно»
Cube.Market
25 января - 2 марта 2025
Художница работает с ассоциативной синестезией и темой цвета как исследователь в своем проекте etorgb. Она выстраивает собственную методологию выявления и репрезентации взаимосвязей цвета, света и пространства. Она исследует феномен ассоциативной синестезии и влияние цвета на внутренний мир человека. Художница собирает цвета чувств, явлений, воспоминаний, запахов, а также мест через их идентичность. Цвет для Кати — это форма коммуникации с внешним миром и людьми. «Я всегда ищу новые способы погружения в цвет, способы показать каково это — чувствовать цвет, быть в нем», — делится художница. Выставка — это тотальная инсталляция, которая посвящена одному цвету и его значению в жизни художницы. Катя Рыблова воплощает свою потребность в уединении и превращает пространство в безопасное место, приглашая посетителей выставки присоединиться и прочувствовать цвет и его влияние.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. График работы: ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход по билетам. 16+
Выставка Дмитрия Булныгина «Пока замерзло озеро»
Syntax Gallery
25 января — 2 марта 2025
Сложные скульптуры и объекты из металла, керамики, дерева, ткани расположены автором как застывший взгляд, как сцена, в которой каждый элемент существует в своей тени, не двигаясь, но и не исчезая. Булныгин создает натуралистичные растения из металла, богиню из старой мебели и ракушек и двуглавого поросенка, отстраненно рифмуя мертвое и живое, твердое и мягкое, грустное и смешное.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. График работы: ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход по билетам. 16+
Персональная выставка Радмилы Мигулиной «Чувствуй. Себя. Как. Дома»
MSCA Gallery
25 января — 2 марта 2025
Художница работает с темами пограничных состояний, создавая свои собственные пространства, наполненные объектами-персонажами. Ей важен контакт со зрителем, важно спровоцировать чувства, осознание себя как собеседника. Поэтому такое место — не фантазийный отстраненный мир, а форма воплощения самой художницы. Она как будто «раскладывается» на предметы в комнате и готова к общению: хочет потрогать вас, осматривает и чувствует каждого гостя. Художница переосмысляет фигуративность предметов, назначая их продолжением своего тела и своих желаний. Стол, кресло, растение желают узнать другого, пристально его разглядывают, при этом достаточно ранимы и уязвимы для непосредственного взаимодействия. Радмила приглашает зрителя к себе, при этом вызывая его на контакт с собой.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. График работы: ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход по билетам. 16+
Выставка Никиты Ходака и Евгения Малышева «Симуляция грез»
159F Gallery
25 января — 2 марта 2025
Работы подчеркивают дихотомию яркого и монохромного, сложную структуру и разнообразие форм, напоминающих как органические, так и механические элементы. Яркие, насыщенные цвета в произведениях Никиты Ходака контрастируют с глубокой фактурой фигуративной живописи Евгения Малышева, создавая мощное визуальное напряжение. Возникает ощущение, будто цветные элементы вспыхивают на фоне спокойных пространств. Такой контраст подчеркивает разницу между безжизненным и оживленным, статичным и динамичным.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. График работы: ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход по билетам. 16+
Выставка Владимира Курдюкова «Стремление к гармонии»
Arts Square Gallery
25 января — 2 марта 2025
Художественное наследие живописца Владимира Курдюкова — уникальное явление отечественного изобразительного искусства XX века. Его творчество необыкновенно глубокое, наполненное по содержанию и, одновременно, разнообразное по жанрам и стилистическому выражению. Через все искусство художника проходят основополагающие размышления о мире и судьбе человека: что есть жизнь и смерть, движение и покой, красота женщины, городов и пространства. Владимир Курдюков свой творческий путь посвятил большому количеству экспериментов с формой, цветом и пространством. Коллекция включает в себя картины и рисунки, как из числа первых работ, так и из произведений последнего этапа жизни автора.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. График работы: ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход по билетам. 16+
Персональная выставка Маргариты Гущенец «Наполненный пустотой»
Галерея «Небеса»
25 января — 2 марта 2025
Проект посвящен теме меланхолии. Художница исследует это многогранное чувство, способы его принятия или преодоления. Меланхолия может препятствовать человеку, но также и стимулировать его, давать материал для размышлений. Меланхолия амбивалентна: не только мучительна, но и благородна, и изучение ее печального опыта может быть любопытным. В действительности каждый меланхолик желает избавиться от нее.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. График работы: ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход по билетам. 16+
Персональная выставка Цуй Е Е «Цуй Е Е — между эпох и цивилизаций»
Галерея Monart
25 января — 2 марта 2025
Демонстрируя приверженность китайской традиции, автор ментально находится в мультикультурном пространстве, что делает ее искусство близким к европейской культуре, носителями которой являемся и мы. Кроме того, современное китайское искусство очень интересно нам как зрителям и исследователям, так как история Китая 20 века, в силу многих обстоятельств, напоминает российскую историю аналогичного периода.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. График работы: ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход по билетам. 16+
Выставка Гора Чахала «Дневник Х-центрика»
ЛУЧ
25 января — 2 марта 2025
Оставаясь в русле современного искусства, Гор Чахал обращается к сложной и для многих неудобной теме веры и христианской культуры. Основываясь на личном духовном опыте, в своем творчестве он связывает реалии современного общества с исторической традицией. В мировом контексте это тематическое направление светского искусства определяется как «христоцентричное». Выставка объединяет работы, выполненные в различных техниках. Эти произведения ранее показывались в Германии, Австрии, на Мальте, а в Москве они впервые будут представлены московским зрителям: живопись «Святой Георгий поражает Сая Твомбли», цифровая фотография «Работа над ошибками русского Авангарда», видео «Змейки Богородицы», бронзовая скульптура «Трисолнечный Свет» и другие.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. График работы: ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход по билетам. 16+
Выставка «Музей на один день»
TRIPTYCH Gallery
25 января — 2 марта 2025
Выставка представляет натюрморты Виктора Пономаренко и литографии Сальвадора Дали из серии Les diners de Gala («Ужин с Галой»). Проект «Музей на один день» имитирует экспозицию классического музея: насыщенный цвет стен, золоченые рамы, и, на первый взгляд, классические работы. Но это только на первый взгляд. Виктор Пономаренко, используя традиционную технику живописи голландских мастеров XVII века, обращается к вещам современной повседневной жизни. Героями его картин становятся не хрустальные бокалы и серебряные блюда, а одноразовые упаковки фаст-фуда, которые как нельзя лучше отражают идеи жанра vanitas, напоминая нам о быстротечности времени и хрупкости жизни. Литографии Сальвадора Дали 1971 года созданы мастером как иллюстрации к кулинарной книги «Les Diners de Gala». И это не просто поваренная книга, это экстравагантные размышления о наслаждении пищей.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. График работы: ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход по билетам. 16+
Персональная выставка Sasha Look «Форма и образ»
M.A.R.S.H.
25 января — 2 марта 2025
Художественная практика Sasha Look разворачивается в поле абстрактного экспрессионизма. При этом, в качестве основного материала для своих работ Саша выбрал пряжу. Сегодня, когда текстиль как медиум переживает небывалый расцвет, этот ход оказывается весьма интригующим. В работах, представленных на выставке, помимо нити в работах появляется грубая и тяжелая фактура бетона.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. График работы: ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход по билетам. 16+
Персональная выставка Марии Буглак Skins
pop-up проект, лекторий Cube.Moscow
25 января — 2 марта 2025
Выставка приглашает погрузиться погрузиться в размышления о вечных вопросах и открыть для себя новые грани взаимодействия времени и материи, внешнего и внутреннего, неизменного и изменчивого.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 3, здание отеля The Carlton, Moscow, -2 этаж. График работы: ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход по билетам. 16+
Многоканальная звуковая выставка «Рассвет в Церкви Святого Антония»
Галерея Краснохолмская
25 января – 16 марта 2025
Работа представляет собой звуковой снимок церкви Святого Антония (Базель, Швейцария) и района Канненфельд Платц и Канненфельд Штрассе. Церковь Святого Антония — шедевр модернизма, построенный между 1925 и 1927 годами швейцарским архитектором Карлом Мозером. Это была первая церковь в Швейцарии, построенная из железобетона, в 1927 году, примерно за 25 лет до появления термина «брутализм». Опыт Глонти в полевых записях и конкретной музыке послужил важной отправной точкой для этой работы. Его тонкий, минималистичный подход раскрывается с повышенным вниманием к интонационным звуковым ландшафтам и открывает новые пространства во внимании слушателя.
Адрес: Москва, м. «Таганская», Краснохолмская наб. 1/15. График работы: вт-вс: 11:00 – 20:00, пн – выходной. Вход по билетам: 300 рублей, 150 рублей (льготный), 500 рублей комплексный, школьники по карте проходят бесплатно. 6+
Выставка «АртТех 25 [I]» студентов программы ArtTECH
Галерея Краснохолмская
25 января – 16 марта 2025
«АртТех 25 [I]» не предлагает зрителю концептуальной рамки. Здесь нет однозначного нарратива или кураторской доминанты. Выставка становится средоточием поисков и экспериментов молодых художников, тем самым акцентируя ценность разнообразия и самобытности каждого произведения. Проекты выставки аккумулируют облако смысловых «тэгов»: хрупкость памяти, пустота пространства, деконструкция образов, визуальная депривация, препарирование технологий, цифровое искусство и др. В фокусе внимания – новая искренность: личные переживания, наблюдения и размышления о мире.
Адрес: Москва, м. «Таганская», Краснохолмская наб. 1/15. График работы: вт-вс: 11:00 – 20:00, пн – выходной. Вход по билетам: 300 рублей, 150 рублей (льготный), 500 рублей комплексный, школьники по карте проходят бесплатно. 6+
Выставка «За стеной идеологии». Фотография (1920-е – 2000-е годы)
Центр визуальной культуры Béton
29 января – 2 марта 2025
Фотография XX века ассоциируется, в первую очередь, с репортажем. Она служила зеркалом действительности - инструментом, способным наиболее точно и достоверно фиксировать исторические события. Так же, как искусство в целом, фотография подвергалась жёсткой цензуре. Но, тем не менее, ряд фотографов позволил себе отойти от идеологии политической и сосредоточиться на идеологии репрезентации – решении эстетических проблем, поиске выразительных ресурсов медиума, занятии искусством ради самого искусства. Эти задачи заставляли фотографов изменить свой инструментарий: применять искажающие зеркала, камеры, манипулирующие перспективой, использовать микроскопы, рентгеновские аппараты, бескамерную съёмку. В этих работах акцент смещен в сторону демонстрации причудливых линий и сочетаний цветов, а дидактическое повествование остается в стороне. Выставка познакомит зрителей с удивительным и еще малоизученным феноменом – нонконформизмом в фотоискусстве. В экспозицию войдут 76 работ советских и российских авторов, которые в своем творчестве исследовали границы визуального искусства, стремясь освободить фотографию от традиционных норм и ограничений. Среди них – Валентин Самарин, Борис Смелов, Б.У. Кашкин, Евгений Лихошерст, Вячеслав Тарновецкий, Борис Кудряков, Александр Китаев и многие другие.
Адрес: Москва, Якиманская набережная, д. 2 к. 1. График: вторник — пятница 14:00 – 21:00, суббота – воскресенье 12:00 – 20:00, выходной: понедельник.Вход по билетам: 300 руб. полный, 150 руб. льготный. 18+
Групповой выставочный проект «Лабораторные часы»
Галерея PENNLAB
29 января – 6 марта 2025
На выставке «Лабораторные часы» представлены работы современных художников, вдохновленных процессом творчества как научным экспериментом. Художники, подобно алхимикам, исследуют взаимодействие физических и химических процессов, перенося их в художественное пространство. Фотографии, созданные с использованием лабораторных техник, демонстрируют неожиданные визуальные эффекты: от игры света и тени до сложных химических реакций, запечатленных на снимках. Каждая работа становится результатом тонкого баланса между техническим мастерством и творческой интуицией, раскрывая зрителю магию превращения обыденного в уникальное. Экспозиция предлагает взглянуть на искусство как на лабораторию, где время становится главным ресурсом. Художники экспериментируют с материалами, техниками и формами, создавая произведения, которые сочетают в себе научную точность и художественную свободу. Зрители увидят не только готовые работы, но и процесс их создания — от первых
эскизов до финального воплощения. Выставка подчеркивает важность технического мастерства и вдохновения, напоминая, что искусство, как и наука, требует времени, терпения и смелости для открытий. Проект объединяет работы пяти авторов, исследующих невидимые аспекты окружающего мира через призму природы, памяти и человеческого взаимодействия.
Адрес: Москва, ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер. 1/8 стр.21, подъезд №С8. Часы работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00. Вход свободный. 18+
Групповая выставка «Родные улицы чужого города»
BIS ART GALLERY
29 января – 9 февраля 2025
В экспозиции коллективной выставки представлены работы, выполненные в разных техниках и по-своему осмысляющие опыт жизни в чужом для себя городе. Художники по-разному интерпретируют этот сюжет. Для кого-то знакомыми становятся привычки и поведение окружающих людей, другим близкими и теплыми — архитектура и окружающая среда, а некоторым достаточно увидеть знакомые логотипы или вещи, отсылающие к далеким воспоминаниям. Кто-то черпает вдохновение в визуальных образах — закатах, тенях, цветах, которые пробуждают чувство уюта и комфорта. Со временем многие находят свои любимые места, создают новые связи и ритуалы, превращая чужое пространство в близкое и родное. Новый город — это вызов, проверка на прочность и шанс для роста, где главное — дать себе время почувствовать себя дома.
Адрес: Москва, Винзавод, 4-й Сыромятнический переулок 1/8с8, E11. Вход со стороны Мрузовского переулка. График работы: вт-вс, 12:00 – 20:00. Вход свободный. 18+
Выставка «Искусство книги. Школа, издательство, сообщество»
HSE ART GALLERY на Винзаводе
29 января - 5 марта 2025
Юлия Бойцова skafandr, 2022
Проект посвящен искусству книги. Одна из главных целей проекта — показать тех, кто стоит за созданием книг, и дать возможность зрителям узнать их ближе. На выставке будут представлены работы студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ, их преподавателей и других выдающихся книжных дизайнеров. Студенческие проекты демонстрируют высокий уровень профессионализма, они полностью готовы к печати и к реализации на самых престижных книжных форумах, ярмарках и выставках. Визуальное исследование Маргариты Варакиной «Живопись как часть инсталляции в современном искусстве» рассматривает значимые для истории искусств проекты, в которых соединяются два медиума — живопись и инсталляция. Книга Дарьи Пядушкиной иллюстрирует музыкальную пьесу-концерт «Сахар» Ивана Вырыпаева. Исследование особенностей, методов и концептуальной основы полевых практик на границе саунд и лэнд-арта Анастасия Шабунаева отражено в работе «Звуковая энтропия: полевые практики на границе саунд и лэнд-арта».
Адрес: Москва, ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер. 1/8. Часы работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00. Вход свободный. 18+
Персональная выставка Дианы Капизовой «Там, над радугой, укроемся в тени»
Галерея XL
C 29 января
В центре работ Дианы Капизовой часто находятся герои, проходящие свой уникальный путь, переживающие определенные метаморфозы и обретающие новые качества. Таким путешествием был, например, фантастический мир «Бесконечного эха ракушки» (Фонд Ruarts, 2022), в котором зритель и сам перемещался между объектами-порталами и складывал для себя историю, разворачивающуюся в странном подводном мире. А проект «Под розовым небом плещется вода» (Выкса, 2022) был посвящен исчезнувшим Выксунским прудам. В работах Дианы подлинная история обросла сказочными подробностями: так в ней появились подводное чудовище, духи прудов и магические ритуалы.
Адрес: Москва, ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер. 1/8. Часы работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00. Вход свободный. 18+
Hетроспективная выставка Павла Пепперштейна «Я могу нарисовать рыбака»
VLADEY совместно с OVCHARENKO
29 января — 07 марта 2025
На выставке во VLADEY Space представлены работы, сделанные в течение 50 лет, в период с 1974 по 2024.
Самый ранний рисунок «Телеграмма» художник сделал в восьмилетнем возрасте. Павел Пепперштейн стремится к неизменности как к невозможному и старается воспринять себя юного как соавтора. Художник не просто выставляет свои юношеские рисунки, но иногда раскрашивает их, слегка дорисовывает. Фигура, обозначающая неизменность, на выставке обрела облик рыбака — он представлен единственным живописным произведением. Что бы ни происходило вокруг, он сидит со своей удочкой, флегматичный и погружённый в транс, что со стороны кажется почти неодушевлённым предметом.
Адрес: Москва, ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер. 1/8. Часы работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 20:00. Вход свободный. 18+
Проект Анны Селиной «Пацанский цитатник»
11.12 GALLERY
29 января — 09 марта 2025
В постсоветской России романтизация образа жизни гопников как будто стала неотъемлемой частью современной поп-культуры. В этом смысле отношение к российским гопникам можно сравнить с карибскими пиратами или американскими гангстерами. Это такие же маргинальные прослойки общества, которые жили по своим законам, оставившие яркий след в истории, а сейчас популяризированные современным обществом за счет своих «декоративных» качеств.
Новый проект Анны Селиной также формально можно отнести к общепринятой волне увлечения культурой гопников. Но за всеми этими внешними атрибутами прячется поиск ответа на достаточно личный вопрос: что значит это именно для нее?
Адрес: Москва, ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер. 1/8. Часы работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00. Вход свободный. 18+
Персональная выставка Данила Карамушкина «Живые алгоритмы»
VS Gallery
30 января — 30 марта 2025
Выставка иллюстрирует то, как математические решения переплетаются с философскими размышлениями о природе бытия. В экспозиции будет представлено свыше 30 объектов — путем математического программирования были созданы 3D-модели, которые затем обрели физическую форму. В рамках выставки будет представлена новая коллекция керамических и фарфоровых скульптур, выполненных в стиле модульного конструктивизма. Этот стиль позволяет Карамушкину играть с геометрическими формами и пространственными взаимоотношениями и создавать работы, которые кажутся одновременно строгими и гармоничными. Каждая скульптура — это результат тщательного планирования и вычислений, которые обретают форму при помощи 3D-печати. Отдельно на выставке будут показаны генеративные видео — они визуализируют процесс трансформации алгоритма в трехмерную форму. Эти цифровые произведения не просто дополняют выставку, а становятся важной частью повествования, раскрывая магию того, что происходит на границе между числом и материей.
Адрес: Москва, ул. Малая Ордынка, 19. Вход платный 500 рублей. 6+
Санкт-Петербург
Олег Мусин «Сдержанный оптимизм». Фотография
Галерея Борей
14 января – 1 февраля 2025
Несмотря на тревожность некоторых снимков, работы автора объединяет легкая ирония и оптимистичное отношение к жизни. «Все не так уж плохо» (как называется одна из работ) – говорит автор, когда можно искупаться в жару в фонтане или порепетировать на пляже, заказать суши или просто побегать. А пока еще есть электричество, пригласить на съемки в студию «молчаливую модель». Уличные фонари хороши и в дневное время, поскольку похожи на ноты, а мусорное ведро может стать символом субкультуры. Робинзону необязательно скучать на необитаемом острове, пиво сопутствует любви, а прекрасная фигура девушки своей божественной эстетикой покоряет мужчину в любом возрасте. Вот этим, пусть немного банальным, но все равно важным темам посвящена выставка безусловно талантливого фотохудожника.
Адрес: Санкт-Петербург, Литейный 58. Время работы: вторник — суббота с 12.00 до 20.00. 18+
Персональный выставочный проект PROVMYZA GERUND арт-группы ПРОВМЫЗА
MYTH Gallery при поддержке Галереи 9Б
31 января – 20 марта 2025
На экспозиции будут показаны три видео работы: «Капель» (2009), «Вечность» (2011), «Oratorium SARXSOMA» (2019), а также экспериментальные графические полотна: «Ювенильное море» (1992, 2025), «Плащаница» (1993, 2025).
Проект «Капель» в метафорической манере передает состояние сопереживания и созерцания смерти больной девушки, исследуя её танаталогическую суть через намеренно пресыщенный сентимент авторского жеста. Проект «Вечность» предъявляет серию смертельных обстоятельств, в которые попадает маленькая девочка, но её «жизнь оказывается Вечностью, а смерть — лишь мигом». В проекте «Oratorium SARXSOMA» художники переосмысливают феномен зрелищности подобно «драгоценному кристаллу, который, дабы понять его свет и тайны, надо долго, иногда мучительно, иногда в гипнотическом забытье, подчас в восхищении, с замиранием сердца вертеть в руках». А графические полотна «Ювенильное море» и «Плащаница» — как результативная модель термохимического получения аморфного визуального аффекта на поверхности бумаги, приводящему к эмпативному чувству сопротивления изображения и материала.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Чайковского 61. График работы: вторник-воскресенье, 11:00-19:00. Вход по билетам. 18+
Выставка «Искусство "Пряжки". От арт-терапии к выставке»
Культурное пространство «Третье место»
31 января — 9 февраля 2025
Экспозиция работ пациентов Психиатрической больницы Святого Николая Чудотворца, в народе известной как «Пряжка». В залах особняка Гурьевых-Нарышкиных по Литейной части зрителю будут представлены графика, живопись, ДПИ. Художественные работы разных лет были созданы в рамках творческих занятий, включенных в программу реабилитации больницы. Выставочный проект «Искусство "Пряжки". От арт-терапии к выставке» – продолжение дружеского сотрудничества больницы и культурного пространства, начало которому было положено на ежегодной ярмарке современного искусства THIRD PLACE ART FAIR 2024. Тогда работы пациентов «Пряжки» команда пространства «Третье место» показала публике на отдельном благотворительном стенде.
Ключевым событием выставки станет благотворительный аукцион работ пациентов «Пряжки». Средства от продажи лотов в полном объеме будут направлены пациентам для приобретения художественных материалов и дальнейших занятий по программе арт-терапии в психиатрической больнице Святого Николая Чудотворца.
Адрес: Санкт-Петербург, Литейный пр., д.62. График работы: ежедневное с 12:00 до 20:00. Вход по билетам. 18+
Персональная выставка петербургского художника Виталия Простова «Место в первом ряду»
Beriozka Gallery
31 января - 28 февраля 2025
На выставке разворачивается уникальный диалог между личным опытом и универсальными темами, переплетающимися в работах молодого художника Виталия Простова (1994 г.р.). Центральной идеей выставки становится акцент на деталях театральной жизни. Виталий Простов берёт элементы, которые в повседневной жизни воспринимаются как декорации, и выносит их в центр композиции. Театр, оказавший значительное влияние на детство и юность художника, стал объединяющей формой для серии работ, представленных на выставке. В рамках этой формы собраны фрагменты прошлого и настоящего, отражающие личные размышления и переживания автора. Своего рода «визуальный спектакль», где отражен весь творческий путь художника.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5. Вход со стороны Дворцовой набережной. Ежедневно с 12.00 до 21.00. Вход по билетам: 300 руб. полный, 150 руб. льготный. 18+