Современное российское искусство из коллекции Антона Козлова покажут в Екатеринбурге с 15 ноября
Выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий» посвящена развитию современного российского искусства в период от начала 2000-х годов до настоящего времени. Зрители увидят на выставке более семидесяти произведений двадцати восьми современных художников.
Выставка займет два этажа Арт-галереи, а также свободные пространства Ельцин Центра, где будет показана масштабная инсталляция Ирины Кориной «Razzlе-dazzle» 2021 года, а также скульптура Ивана Горшкова «Шар» из серии «Скромное обаяние подпорок». Оба произведения объединяет работа с визуальностью городского пространства и цифровой среды с эффектами «битой» картинки, или глитча, материализующимися в виде биоморфных существ или бутафорских архитектурных излишеств, провоцирующих зрителя на поиск в них сходства со знакомыми образами.
Ирина Корина
Экспозиция будет состоять из шести тематических разделов, в которые войдут произведения живописи, графики, фотографии, а также объекты, инсталляции и видеоработы художников самых разных направлений.
Драматургию первого раздела выставки определяют две масштабные композиции творческого дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского и художника Алексея Каллимы. Созданные практически одновременно, в 2005 и 2006 годах, две работы демонстрируют противоположные фокусы внимания художников, один из которых направлен на локальную хронику событий, а другой – на броские образы рекламы и масс-медиа. Два этих масштабных полотна раскрывают характер нулевых годов во всем его многообразии.
Работы, представленные в первых трех разделах выставки, отражают разные подходы художников к осмыслению своего времени и происходящих событий. Давид Тер-Оганьян сталкивает злободневный сюжет со стилистикой русского авангарда, напоминая о бунтарской сущности этого явления. Художники-концептуалисты старшего поколения — Елена Елагина и Игорь Макаревич — используют прием художественной мистификации, исследуя происхождение форм в русской архитектурной традиции. Буквальное «вживание» в образы героев прошлого – практика художника Владислава Мамышева-Монро, чья серия «Сказки о потерянном времени» возвращает к переломной эпохе начала ХХ века.
Еще одно место на карте экспозиции займут произведения художников, одним из методов работы которых стало обращение к игровой форме и исследованию цифровых пространств, в том числе Ростана Тавасиева, Ивана Горшкова и Михаила Добровольского.
Иван Горшков
На втором этаже выставку продолжат три раздела, где будут представлены произведения художников 2010-2020-х годов. Так, один из них объединит работы художников, противопоставляющих избыточной визуальности и социальной тематике обращение к минималистичным формам или языку абстракции (например, в работах Ани Желудь и Петра Кирюши), а поискам альтернативных сред — сосредоточение на фундаментальных вопросах философии или исследовании природы изобразительного искусства (произведения Александры Паперно или Александра Повзнера).
В пятом разделе выставки зрители увидят работы начала 2020-х годов, посвященные осмыслению событий современности, от отсылающих к формам классического искусства масштабных работ Людмилы Барониной и Егора Федоричева, до хроники повседневной жизни, в которую складываются скриншоты мобильного телефона Игоря Самолета и обобщающего опыт русских художников прошлых поколений объекта Романа Сакина «Сундук современного русского искусства».
Финалом экспозиции станут работы Александра Гронского. Противопоставив усложненной риторике современного искусства метод прямой фотографии, он фиксирует на своих кадрах едва заметные изменения привычной городской среды.
Название выставки заимствовано у одноименной работы группы МишМаш из коллекции Антона Козлова, которая также будет представлена здесь. В основе работы лежит сюжет все усложняющейся коммуникации между людьми.
“Если подходить к коллекционированию искусства через любовь к художнику, то всегда хочется, чтобы его произведения были доступны как можно большему числу зрителей в самых разных институциях нашей страны. Сегодня я рад показать их в столь близком мне по духу городе — Екатеринбурге — принципиальной для культуры точке на карте нашей страны,” — Антон Козлов.
“Произведения, составляющие коллекцию Антона Козлова, объединяет способность авторов находить ту уникальную форму художественного высказывания, которая возможна только здесь и сейчас. Выбранный нами временной отрезок приблизительно равен дистанции, отделяющей разные поколения. Тем интереснее наблюдать, какие трансформации прошло современное российское искусство за это время,” — Галина Шубина.
Анатолий Осмоловский
Список авторов:
Евгений Антуфьев, Людмила Баронина, Алина Глазун, Иван Горшков, Александр Гронский, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Анна Желудь, Алексей Каллима, Петр Кирюша, Ирина Корина, Алексей Корси, Владислав Мамышев-Монро, группа МишМаш, Вадим Михайлов, Анатолий Осмоловский, Александра Паперно, Александр Повзнер, Роман Сакин, Игорь Самолет, Вероника Соловьева, Ростан Тавасиев, Давид Тер-Оганьян, Егор Федоричев, Виталий Черепанов, Сергей Шеховцов.
Коллекция Антона Козлова, формирование которой началось весной 2019 года, представляет историю развития советского нонконформизма и современного российского искусства, охватывая период с 1957 года по настоящее время. На сегодняшний день коллекция насчитывает более тысячи произведений порядка ста художников. Структура коллекции соответствует ключевым направлениям искусства послевоенного периода: абстракция, кинетическое искусство и оп-арт, метафизическое искусство, московский концептуализм, соц-арт и другие. Особое место в коллекции занимает искусство 2010−2020-х годов. Помимо традиционных видов изобразительного искусства — живописи, графики и скульптуры — в коллекции представлено все многообразие актуальных художественных практик, от объектов и инсталляций до фотографии и видео-арта.
Об Арт-галерее Ельцин Центра:
Это выставочная площадка в Екатеринбурге, представляющая искусство XX и XXI веков. За 9 лет существования галерея стала знаковым культурным пространством для города — около 200 выставочных проектов увидели сотни тысяч посетителей. Проекты дважды удостаивались государственной премии в области современного искусства «Инновация». Другими важными проектами стали выставки художников Эрнста Неизвестного, Эрика Булатова, Игоря Мухина, Владимира Дубосарского, выставки «Авангард. На телеге в XXI век», «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», «О-сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР». Миссия галереи состоит в вовлечении широкой аудитории в диалог о лучшем уральском, российском и международном искусстве.
Кураторы: Галина Шубина, Светлана Усольцева
Даты проведения: 15 ноября 2024 – 23 февраля 2025
Место проведения: Арт-галерея Ельцин Центра, г. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, д. 3