Станислав Шурипа: «Процесс понимания работы зрителем – часть нашего эстетического месседжа»
В начале июня 2023 года Центр творческих индустрий «Фабрика» и Агентство Сингулярных Исследований (АСИ) представили новый проект под названием «Из мемуаров Варвары Клыковой». Сергей Чебатков побеседовал с одним из основателей АСИ Станиславом Шурипой о говорящих медведях, доверии как эстетической функции и проблемах расширения человеческого сознания.
Текст: Сергей Чебатков
Фотограф: Таня Сушенкова
Проект Агентства Сингулярных Исследований «Из мемуаров Варвары Клыковой»
Станислав, в вашем новом проекте вы занялись исследованием довольно странной, на первый взгляд, темы взаимоотношений сообществ, людей и животных. Почему она показалась вам актуальной?
Это один из ключевых сюжетов нашего времени, - изменения в природе человека и новое, более серьезное отношение к не-человеческому. Техника и экология заставляют людей смотреть на себя со стороны. И выясняется, что человек не просто больше не венец творения, а самое опасное существо в мире. А значит, надо перестать покорять природу и начать взаимодействовать, договариваться с животными, растениями и даже с неживыми системами. Поэтому основатели АСИ, а это Анна Титова и я, и инициировали программу эстетических исследований не-человеческого. Представленная в пространстве АСИ на Фабрике работа – это предисловие к ней. Нам интересны области сближения и общения людей и не-людей – животных, растений, минералов, климатических и геологических явлений.
Изучая исторические источники, Анна Титова обратила внимание на редкий документ, «Мемуары» Варвары Клыковой, вышедшие в свет маленьким тиражом в начале прошлого века. В свое время эта книга прошла почти незамеченной, хотя в ней и содержатся неожиданные и странные откровения. В том, что пишет Клыкова, просматривается связь с главным проектом Нового времени – идеей производства «нового человека», чем долгое время и занимались как наука, так и искусство. У этой идеи множество ликов. В XIX веке это фигуры «лишних», «новых», «маленьких» людей. В XX веке это революции сознания – их было много, вплоть до последней, связанной с появлением идеи пост-человека.
Поэтому мы начали с вопроса: не было ли раньше попыток интегрировать животных в царство разума? «Мемуары» Клыковой стали ценнейшим источником для наших исследований границ человеческого сознания. Автор приоткрывает завесу тайны над историей попыток экспортировать разум от человека к животному.
Проект Агентства Сингулярных Исследований «Из мемуаров Варвары Клыковой»
В двух словах для читателей расскажи, пожалуйста, о чем же таком удивительном писала Варвара Клыкова?
Клыкова была образованной и критически мыслящей. Большую часть своей долгой жизни она прожила в царской России; была участницей “Народной воли“ и других освободительных организаций. Встречалась с Львом Толстым, которому и рассказала о своих приключениях. От нее он и узнал, что в глухих лесах Тульской области существуют коммуны полу-разумных медведей, которые сами строят дома, могут говорить и даже читать. Под впечатлением от рассказа Клыковой Толстой и написал своих “Трех медведей“.
Варвара Клыкова в подробностях вспоминает тот вечер, когда она, потерявшись в лесу, зашла в медвежий дом. Скорее всего, там жила не семья, а небольшая коммуна практически разумных медведей, которые еще и пытались заниматься самообразованием с помощью учебника, составленного когда-то для них участниками московского “Общества любомудров“. Лев Толстой был так поражен ее рассказом, что даже собирался усовершенствовать учебник для медведей, но потом решил ограничиться сказкой.
Кружок “любомудров“ был одним из первых очагов либеральных идей в России; его идеолог Михаил Сперанский, прогрессивный деятель, предлагал ввести конституцию. Его дело потом продолжалось в кружке Владимира Одоевского. И вот, помимо прочего, эти гуманистические и либеральные умы пытались учить медведей арифметике, грамматике, и речи. Для этого сначала был куплен на ярмарке в Твери медведь, уже дрессированный, он умел играть на балалайке и стоять на задних лапах. Потом еще несколько медведей. В общем, уже на момент, когда кружком руководил Одоевский, у него в особняке во флигеле содержались где-то около шести, медведей, четыре из которых однажды вырвались и убежали в лес. Прихватив с собой учебник, от руки написанный участниками кружка, и по этому учебнику продолжали заниматься. А дома, которые они строили, еще долго чем-то напоминали ампирный особняк Одоевского. Хотя, конечно, это были достаточно примитивные конструкции из веток и бревен. В один из таких домиков и попала маленькая Варвара Клыкова.
Проект Агентства Сингулярных Исследований «Из мемуаров Варвары Клыковой»
Каким образом вы из этой полуфантастической истории сделали художественный проект?
Здесь важны даже не документальные или полуфантастические аспекты этого случая, а сам факт того, что элементы человеческого разума проникли в мир животных и изменили их жизнь. Люди привыкли, что место диких животных – в клетке, даже если она большая и называется “заповедник“. И тут оказывается, что звери сами выращивают внутри себя эту клетку человеческого разума и развивают свою не-человеческую культуру.
Поэтому мы решили представить эту историю немного в духе краеведческого музея будущего, где медведи будут не чучелами, а персонажами в иммерсивных пространствах. Атмосфера дремучего леса встречает зрителей уже на первом этаже в Цехе Отделки в ЦТИ Фабрика. За деревья заходит кроваво-закатное солнце; в полутьме слышится рычание медведей, пытающихся разговаривать. Окна на лестнице закрыты фотографиями соснового леса Родченко; его ведь тоже можно считать одним из авторов нового учебника-букваря культуры, который помог миллионам человеческих животных совершить эволюционный скачок и адаптироваться к новой реальности 20 века.
В финале путешествия мы вслед за маленькой Варей Клыковой попадаем в избушку медведей. Это место встречи миров: людей и животных, модернизации и архаики, советского и западного проектов эволюции человека. Здесь встречаются разные пространства: изба-читальня Родченко, избушка на курьих ножках, старинные фильмы ужасов и “специфический объект“ американского минимализма. Голос робота читает фрагмент из мемуаров Клыковой, где она просыпается в доме у медведей. В результате происходит алхимическая возгонка: от животной хитрости до машинного разума. Это если совсем сухо рассказать. На самом деле, все пространство рассчитано на эмоциональную вовлеченность, это путешествие в глубины животной души.
Проект Агентства Сингулярных Исследований «Из мемуаров Варвары Клыковой»
Несмотря на ваш убедительный рассказ, «Мемуары Варвары Клыковой» очень смахивают на обычную мистификацию. Если честно, сами вы насколько критично относитесь к этому источнику?
Проекты АСИ основаны на методологии художественного исследования. Мы внимательно изучаем источники и относимся к ним достаточно критически. Но главное – сама идея документального. Анна Титова предложила очень точную формулировку: расширенная документальность. Речь о границах документального: где начинается доверие к документу? На чем оно основано? Может ли процесс понимания и погружения в мир документа стать частью эстетического месседжа? Зритель здесь как соавтор: от ее или его решений – верить ли и чему именно – зависит смысл увиденного и услышанного. Понимать смысл работы – значит балансировать на грани доверия и недоверия. Примерно как рассматривая фигуративную картину, ты можешь видеть то изображенный сюжет, то красочный слой. Так что игра доверия и недоверия – это часть любой эстетики, не только концептуальной. Проекты АСИ расширяют этот эстетический горизонт, вводя в него целые истории, а зритель сам выбирает, как относиться к происходящему.
Проект Агентства Сингулярных Исследований «Из мемуаров Варвары Клыковой»
Ты упомянул, что сегодняшний проект - лишь часть большой программы. Можно рассказать об общем замысле?
Сейчас АСИ работает над серией проектов на стыке экологической проблематики и культурной истории. Мы изучаем становление не-человеческих и квази-человеческих форм сознания. Пока все идет к выводу, что разум не то что не является привилегией людей, а наоборот, - разум растений, животных, пространств, геологических и метеорологических явлений это и есть мэйнстрим эволюции сознания, а то что мы привычно считаем человеческим сознанием – отклонение, случайная деталь в естественной истории разума, идущей от кристаллических решеток и растений через животных к машинам. Результатом этой работы станут как выставочные, так и издательские инициативы и коллаборации.
В ближайших планах и рассказ о второй части мемуаров Варвары Клыковой, где описаны события ХХ века. Клыкова встречалась с известными людьми, рассказывала им о медвежьих коммунах. По следам ее рассказов Андрей Платонов, например, выяснил, что иногда разумные медведи привлекались и к работе на стройках социализма. В результате возник образ медведя-кузнеца в “Котловане“. А вот Булгаков скептически относился к перспективам интеграции животных в советское общество. В 20е годы Клыкова с семьей эмигрировала в США, где ее внук Юджин (Евгений) Фидлер стал известным эволюционным биологом, проводившим эксперименты как раз по интеллектуальному апгрейду медведей. Его образ затем был выведен в повести “День гнева“ Севера Гансовского.
Проект Агентства Сингулярных Исследований «Из мемуаров Варвары Клыковой»
Будущая интеграция людей и животных в единое общество, управляемое искусственным интеллектом (не только животных, но и растений – хотя это и более сложный вопрос) – очень интересная и важная тема. Нас в АСИ она интересует как часть масштабного процесса расширения человеческого сознания за счет признания и сотрудничества с другими типами разума.