Супрематизм /suprematism

от /лат./ supremus — наивысший, высочайший (1915-1918)

Направление в искусстве, основанное Казимиром Севериновичем Малевичем. Само определение "супрематизм" было также изобретено Малевичем: пользуясь им, он подчеркивал "превосходство чистого восприятия", которое стало основой радикальной реформы живописи. Супрематизм — это отказ от изображения оболочек предметов в пользу простейших форм — основы мироздания. Так на его полотнах вместо привычных пейзажей и людей появились цветные квадраты, круги и прямоугольники на белом фоне. Эти фигуры служат прототипом всех форм, существующих в реальном мире. Комбинации геометрических фигур различных размеров и цветов, созданные Казимиром Малевичем, образуют уравновешенные супрематические композиции, будто пронизанные внутренним движением. По его словам, живопись достигла "нулевого значения" в монохромных формах "Черного квадрата на белом фоне", 1915 года и "Белого квадрата на белом фоне", 1918 года. Обе картины превратились в "иконы" абстрактного искусства.

От будущего теоретика структурализма Романа Якобсона, вместе с которым он ходил смотреть коллекции Щукина, художник усвоил идею несовпадения знака и его значения. В последствии, на нее опиралась живописная система, искусственные и совершенные геометрические формы которой, не связаны с реальностью. В открытой оппозиции с вещественной культурой Татлина, Малевич полагал конечной целью живописи "чистое действие" и "открытие бесконечного пространства". В статье 1920 года года художник, охарактеризовав три стадии развития супрематизма (черная, цветная и белая), назвал свои далекие от земных формы столь же понятными, как "какая-нибудь планета или целая планетарная система". Как настоящая система, была выстроена экспозиция выставки "0.10", 1915 года. В этой теории знаков, расположенных на стенах от пола до потолка с легким наклоном, Черный квадрат занимал место высоко в углу - там, где по традиции в русских домах размещают иконы.

Художники: Казимир Малевич (Kazimir Severinovich Malevich), Михаил Менков (Michael Menkov), Иван Пуни (Ivan Puni; фр.Jean Pougny), Ольга Розанова (Olga Rozanova).

Манифест: К.Малевич. "Манифест супрематизма", 1915.

Выставки: 1915, Санкт-Петербург, Галерея Н.Добычиной, "0.10. Последняя футуристическая выставка"; 1919, Москва "Х Государственная выставка". Беспредметное творчество и супрематизм".

Тексты: К.Малевич "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм", 1915-1916 и "Супрематизм. 34 рисунка", 1920.

См. также статьи: Абстрактное искусство, Монохромность, Минимализм.

Описание некоторых произведений:

Казимир Малевич "Черный крест", 1915. Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду. Картина экспонировалась на выставке "0.10" 1915 года, вместе с остальными тридцатью девятью супрематическими работами Малевича. Здесь, как в большинстве случаев, художник выбрал квадратный формат. На белом фоне расположен черный равноконечный крест. В трактовке самого насыщенного цвета, Малевич уделяет внимание плотности и фактуре живописи. Как объяснял сам художник, цвет - и в особенности черный и белый - воплощают присущую форме энергию. Черный и белый, а также красный в "цветной" период, писал художник в 1920 году, "свободны от эстетических функций колорита, формы или фигуры". Этим чистым "энергиям" в "общественной жизни" соответствуют точные значения: "черный - знак экономики, красный - знак революции, а белый - чистое действие".

Казимир Малевич "Черныи крест", 1915