Свежий взгляд на искусство будущего: выставка «Цветное vs. чёрно-белое»

Галерея современного искусства Ruarts совместно с компанией restore: представили выставку лауреатов конкурса restore:digital art – «Цветное vs. чёрно-белое». Проект поддерживает развитие цифрового искусства в России и открывает новые таланты: конкурс проводится вот уже 8 лет и явил миру немало подающих надежды художников.

Текст и фото: Екатерина Маренкова

На выставке представлены работы в различных номинациях: компьютерная графика, цифровая фотография, видео-арт, электронный звук и другие. Важнейшей отличительной чертой выставки является обилие видеоработ, представленных на ней.
 
При входе нас встречает видео Олеси Чернявской, занявшее третье место в номинации «Искусство нейросети» — «Обмен энергией». Работа оправдывает название самой выставки: чёрно-белые силуэты людей, идущие по пешеходному переходу, окрашиваются в цвета при столкновении друг с другом. Так незнакомцы из толпы, вечно спешащие и случайно столкнувшиеся где-то на своём пути, удивительным образом узнают друг в друге себя, на миг обмениваются той самой невидимой энергией.

Удивительной красоты видео-арт Дмитрия Шестакова, занявший первое место в своей номинации, развернулся на всю стену в конце зала. Лаконичное название «Войд» вполне описывает происходящее на экране: под музыку зритель проваливается в пустоту из красок, форм и пикселей, смещающих друг друга непрерывно, как поток сознания.

За углом от него — фильм работы Сергея Катрана, экранизация романа Франца Кафки «Процесс» глазами ИИ. Надев наушники, вы услышите и озвучивание видеоряда с репликами героев. В создании фильма принимали участие люди с ментальными особенностями развития. Быстрый темп развития искусственного интеллекта даёт все основания полагать, что уже через несколько лет мы увидим и полнометражные фильмы, целиком сгенерированные нейросетями и не уступающие в качестве полностью «человеческим» работам.   

Работа Антона Батишева «Муха», первое место в номинации «Компьютерная графика», представляет собой чёрно-белую оптическую иллюзию, однако цветная муха, сидящая на ней, как бы ломает четвёртую стену и перетягивает всё зрительское внимание на себя. Тематика выставки, её название нашли идеальное отражение в картине художника.

Также на первом этаже выставки внимание особенно притягивает работа Натальи Монякиной «Границы», занявшая первое место в категории «Поиск баланса» (специальная номинация Яндекса). Две величественные птицы, расположенные в центре холста, повёрнуты к зрителю в профиль, а вокруг них — ореол из причудливых узоров и предметов, глаз, статуй, ангелов и цветов.

Переместившись на второй этаж, справа от лестницы можно наблюдать фотографии Глеба Меленберга, Ирины Григорьевой и Кирилла Победина в номинациях «цифровая фотография» и «компьютерная графика». В работах использованы разные техники: например, Equilibrium была сделана сквозь мокрое стекло, что придало силуэту на фото неповторимые форму и размытие, а «Силуэт II» выполнена с помощью графики.

Самая продолжительная по хронометражу работа, представленная на выставке, — «Пир у моря» Владимира Ермаченкова, занявший второе место в категории «Цифровой фильм художника». Водная стихия здесь выражает импульс, который рождается в творце и обрушивается на него, как волны на безмятежно пирующих на берегу. На видео женщины, сидя за длинным столом, поедают камни, пока сзади море обдаёт их пеной. Куратор выставки Екатерина Бочавар убедительно рекомендовала досмотреть работу режиссёра до конца — в противном случае мы «увидим только людей, жующих камни». В фильме можно усмотреть много смыслов, каждый найдёт в нём что-то, что откликается именно ему.

Не стоит обходить своим вниманием и произведения, представленные в номинации «электронный звук». Среди шума оживлённой выставки, находясь у слияния двух залов, особенно приятно надеть наушники и проникнуться электронными мелодиями. На чёрной стене — работы Александра Кардакова, Дмитрия Аббасова, Рената Туктарова, Михаила Пучкова и Валентины Андреевой, каждая со своим неповторимым звучанием.

Члены жюри конкурса, Борис Шилин и Кирилл Минцев, так описывают впечатления от оцененных творений: «Работы было много, и быть объективным в креативной индустрии сложно. Оценивались прежде всего индивидуальность, техника исполнения, авторское послание, но, в любом случае, это всё субъективно. Генеративное искусство абсолютно ново, оно существует буквально пару лет. У нас были и видеоработы, и статичные работы, и они настолько разные, что сравнивать их между собой было очень трудно. Мы прямо сейчас наблюдаем смену парадигмы восприятия как такового… А некоторые работы были настолько плохими, что это аж круто».
 
Подводя итог, «Цветное vs. чёрно-белое» — это отличная презентация всех возможностей диджитал-арта, которое раздвигает границы восприятия искусства в режиме реального времени и позволяет художникам воплощать свои самые безумные замыслы. Можно как угодно относиться к повсеместной цифровизации различных сфер нашей жизни, но важно понимать, что будущее уже наступило. Так почему бы не дать ему сформировать новую, прекрасную арт-реальность? Выставка предлагает всем посетителям познакомиться с новыми тенденциями в искусстве. Она продлится в галерее современного искусства Ruarts до 13 октября.