Свободный полет
Текст: Ирина Свеколкина
Фото предоставлены пресс-службой ГТГ
Музей AZ, один из самых ярких и динамично развивающихся частных музеев в России, представил масштабный выставочный проект «Свободный полет», организованный совместно с Государственной Третьяковской галереей. Музей AZ интересен тем, что создает проекты на грани музейного, театрального, медиа, инсталляционного искусства, где основной задачей становится погружение зрителя в совершенно особый мир, который заставляет переживать эмоции. Выставка «Свободный полет» срежиссирована таким образом, что каждый посетитель проходит по трем выставочным пространствам, переживая все этапы эмоциональной вовлеченности, и выходит в состоянии «свободного полета».
Выставка «Свободный полет» открыла выставочную программу музея на новой площадке — в Западном крыле (бывший ЦДХ). Проект посвящен творчеству выдающегося кинорежиссера Андрея Тарковского и художников-нонконформистов, и представляет неофициальное искусство 1960–1980-х в контексте кинематографа Тарковского. Эта выставка стала итогом большой работы команды Музея AZ, которую она проделала, создавая трилогию: от первой выставки «Предвидение», открытой в Электротеатре Станиславский в 2016 году, через «Прорыв в прошлое» (2017 год, Новое Пространство Театра Наций), вплоть до итальянских гастролей с экспозицией «Новый полет на Солярис» в 2018-м (Флоренция, Монца). Каждая часть этой трилогии соединена с тремя фильмами Андрея Тарковского (1932-1986) – это «Андрей Рублев» (1966), «Сталкер» (1979) и «Солярис» (1971).
Первая часть выставки «Прорыв в прошлое» соединила многослойную «археологическую» живопись и офорты художника Дмитрия Плавинского и вдохновенный и многотрудный духовный поиск режиссера Андрея Тарковского в фильме «Андрей Рублев». Возврат к истокам, открытие древнерусского искусства и евангельской темы, которые стали возможны в период оттепели. Это стало делом нового поколения художников, отправившихся в живописные паломничества по русскому северу. Этот же мотив объединил двух художников на этом проекте. По периметру первого зала на экранах показаны восемь новелл из фильма «Андрей Рублев», перемешанные с уникальными кадрами съемочного процесса.
Дмитрий Плавинский (1937-2012), художник, классик неофициального искусства, один из главных творцов советского ренессанса эпохи оттепели. С его работами связано новое открытие и актуализация древнерусской палеографии и евангельских символов. Плавинский определял свое направление в искусстве как «структурный символизм», где единый образ мира расчленяется на ряды символов, погруженных в пласты времени: прошедшего, настоящего, будущего. Оба художника, возвращаясь к истокам, обращаются к утраченной духовности человека, обращая наше внимание на незыблемость духовного образца.
Второй проект, под названием «Предвидение» задается вопросом: могут ли художники обладать даром предчувствия и предвидения? Художник Петр Беленок родился в 1938 году в деревне под Чернобылем. В 70-х годах прошлого века он пишет серию картин в стиле «панический реализм», на которых изображена катастрофа. Тарковский в 1979 году снимает фильм «Сталкер» и показывает мир после катастрофы. В 1986 году произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, где спустя четыре года побывала журналист Виктория Ивлева, сделав фоторепортаж из кратера Чернобыльского реактора. По сей день она остается единственным фотографом в мире, который побывал внутри четвертого реактора после аварии. Беленок изобразил катастрофу, Тарковский визуализировал Зону, Ивлева зафиксировала реальность.
Во втором пространстве зритель испытывает кульминацию ощущений, - ожидание трагедии, которая грозила человечеству с потерей духовности, становится не просто ощущением, а реализуется в настоящей Чернобыльской катастрофе. Мурашки по телу бегут от осознания реальности происходящего и возможности увидеть историю в произведениях художников. Картины Петра Беленка, где маленький человек не в силах справиться со стихией, огромным и неподвластным миром, поглощаемым катастрофой, и рабочие кадры со съемок фильма «Сталкер», так сильно похожие на фотографии, снятые на атомном реакторе, восхищают и пугают одновременно.
Чернобыль -1990, репортаж Виктории Ивлевой
Третий проект «Новый полет на Солярис» - это пространство свободного полета, построенного по эскизам к фильму «Солярис» Тарковского, в котором мы ощущаем невесомость и легкость после всего пережитого. Все, что должно было случиться, произошло, и теперь можно отправиться в путь к другим цивилизациям делиться самыми лучшими достижениями человечества. В фильме Тарковский разместил на космической станции произведения, которые, как он считал, могут достойно представлять человечество: картины Брейгеля Старшего, музыку Баха, посмертные маски Пушкина и Бетховена, скульптуру Венеры Милосской. В «Новый полет» куратор выставки Полина Лобачевская отправляет работы двенадцати современных Тарковскому художников-шестидесятников из собрания Музея AZ: Андрея Зверева, Петра Беленка, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина, Юло Соостера, Лидии Мастерковой, Владимира Янкилевского, Франциско Инфанте, Эрнста Неизвестного, Олега Целкова, Владимира Яковлева.
В одном пространстве собраны двенадцать художников, работы которых поражают своим разнообразием форм и мыслей. Этот период с 60-х по 90-е уже принято называть «вторым русским авангардом» за богатое наследие, оставленное для будущих поколений, цивилизаций и новых миров.
Каждую субботу в 14:00 и в 16:00 проводятся сборные экскурсии по выставке.
В Музее AZ проводится параллельная образовательная программа, с информацией можно ознакомиться на сайте музея.