Тамара Стофферс:"Для меня этот параллельный мир вполне реален"

Над интервью работала Мария Назарова

Фотографии предоставлены Центром фотографии имени братьев Люмьер

До 30 июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер открыта выставка голландской художницы Тамары Стофферс. Она экспериментирует с техникой коллажа, комбинирует иллюстрации из книг, открыток и газет эпохи СССР, играя с близкими нам образами. Мы узнали у Тамары, почему ей стал интересен Советский союз, какие предметы она коллекционирует и чего ждет от российских зрителей. 

Тамара Стофферс

Мария Назарова: Вы работаете с визуальными образами времен СССР. Почему вам стала интересна история Советского союза? Что для вас значат эти открытки и газетные вырезки?

Тамара Стофферс: Мне стали интересны изображения Советского союза, потому что в них есть определённое атмосфера. Я мало знала об этой эпохе, но меня заинтриговала архитектура, изобразительное искусство и повседневная жизнь людей в этой этой парадигме. 

Чтобы больше узнать о Советском союзе, я начала собирать артефакты того времени - книги, открытки, значки, какие-то бытовые вещи… Для меня “вырезки” из прошлого дают возможность представить себе жизнь человека этой страны и создать некую альтернативную реальность. 

М.Н.: В своих работах вы неким образом разрушаете образы, понятные любому человеку, живущему на постсоветском пространстве, и выносите их будто бы в параллельную реальность. Вы продумываете эту реальность изначально? Или действуете по собственным ощущениям? Как вообще появляются идеи ваших коллажей?

Т.С.: Основной творческий процесс происходит в моем сознании - я сижу в своей комнате, рассматриваю книги об СССР, изучаю изображения. Иногда у меня появляется чувство, что можно соединить две фотографии, чтобы создать новую обстановку. И я начинаю экспериментировать. 

Для меня этот параллельный мир вполне реален - обстановка в моей квартире ему соответствует, поэтому для меня это все живое. 

М.Н.: В информации о проекте сказано, что на вас произвела сильное впечатление выставка “Советский дизайн 1950-1980”. Вы не могли бы рассказать больше об этом? 

Т.С.: Меня очень впечатлила выставка про советский дизайн из-за тех объектов повседневной жизни, которые там были показаны. Мне очень понравился пылесос “Ракета”, у него футуристичный внешний вид, упаковки пищевых продуктов, например, сгущенного молока. Нигде не было лишних деталей - только красивые, яркие цвета, простые формы и симметричный круглый шрифт. Это сильно отличается от того, к чему я привыкла - в Нидерландах нам обычно продают какой-то миф или замысел маркетологов, а здесь не было никакой лишней информации. Как глоток свежего воздуха! 

М.Н.: У вас есть коллекция предметов, связанных с СССР. С чего она началась? Как вы выбираете для нее предметы? 

Т.С.: Начиналась она с матрешек, как и у многих, но сейчас я ищу для нее вещи, которые можно использовать в повседневной жизни. Например, подстаканники, столовые приборы, текстиль, книги… Я живу в маленькой комнате в коммунальной квартире, поэтому мне приходится ограничивать размер коллекции. Я выбираю лишь то, что, по-моему, идеально передает дух Советского союза. 

М.Н.: Возвращаясь к выставке, как бы вы хотели, чтобы русские зрители приняли ваши работы? Есть ли какой-то мессадж, который вы бы хотели им донести?

Т.С.: Для меня эта выставка - возможность разделить свое увлечение с публикой и пригласить ее в тот мир, который я создаю в своих коллажах. Они вольны интерпретировать все, что видят по-своему. Мне нравится, что все видят в этих изображениях свое!

М.Н.: Что бы вы могли посоветовать начинающим художникам? 

Т.С.: Я могу посоветовать верить в себя и свое искусство. Будьте упорными! В самом начале сложно найти своих зрителей, но в мире точно есть люди, для которых ваши работы будут важными.