Тамара Вехова: «…Мне нравится то, как художник, словно демиург создает свою вселенную, в которой можно прожить целую жизнь, найти в ней свое отражение…»

В Доме-музее К.С. Станиславского 27 октября 2021 года состоялось открытие выставки художника Бориса Кочейшвили «Я и Они. Три Сестры.» В экспозиции представлены работы мастера, неоднократно отражавшего события и персонажей чеховской пьесы в графике, живописи и рельефах, а также автографы Чехова и Станиславского, фотографии, костюмы к постановкам и видео-инсталляции на тему знаменитого произведения. Редакции АртУзла удалось встретиться с куратором выставки Тамарой Веховой и задать ей несколько вопросов о новом проекте. 

Текст: Сергей Чебатков

Вы работаете с Борисом Кочейшвили уже не первый год. Чем вас покорило его творчество?

Я познакомилась с художником в 2006 году и сразу же полюбила его искусство, собственный узнаваемый художественный язык и бесконечное разнообразие сюжетов. Мне нравится то, как художник, словно демиург создает свою вселенную, в которой можно прожить целую жизнь, найти в ней свое отражение.

«Я и ОНИ. ОНИ И Я» - написал Кочейшвили почти полвека назад на входной двери своей мастерской. Как вы относитесь к мнению, что в наше время, когда культурой отмены размываются гендерные, расовые и прочие различия между людьми, этот лозунг, подчеркивающий личный индивидуализм, уже устарел?

Напротив, я считаю, что название проекта сегодня актуально как никогда. Во-первых, попытки объединить всех под одним лозунгом уже предпринимались, и все они, к счастью, провалились. А во-вторых, в современном цифровом мире границы между «я» и «они» порой оказываются размытыми, и сейчас как никогда полезно подумать о том, что же такое «я» и что же такое «мы». Я думаю, пример творческих людей может дать ответ на этот вопрос, ведь большинство из них разобрались в том, что такое «я» и где проходит граница между «я» и «они».

Почему для Бориса Кочейшвили важны именно «Три сестры»?

Тут есть два объяснения. Во-первых, Борис родился в подмосковном промышленном городе Электросталь. Он рассказывал мне, что когда ему было лет 12, родители привезли его в Москву и он впервые попал в Третьяковскую Галерею. Для мальчика, выросшего в заводской, индустриальной среде это стало настоящим потрясением. Он вспоминал, что самое сильное впечатление на него тогда произвел Андрей Рублев. В отличие от произведений царящего тогда соцреализма, иконы ни к чему не призывали, а создавали мощный образ, молчаливый, притягательный и вневременной. По словам Бориса, деисусный чин и «Троица» Андрея Рублева стали его первыми яркими художественными впечатлениями. Возможно, «Три сестры» — это его авторская интерпретация «Троицы».

Во-вторых, Борис Петрович был членом графической секции Союза художников и начинал как книжный иллюстратор. Совершенно случайно одним из его первых заказов были «Три сестры». Чеховская пьеса настолько его увлекла, что он посвятил этой троице сотни работ, и на выставке можно будет видеть лишь малую их часть. 

На представленных в экспозиции работах художника, у многих чеховских персонажей отсутствуют лица. С чем это связано?

Бориса Кочейшвили как художника интересуют выражение эмоций через пластику персонажа. Герои его картин оказываются в разных ситуациях: парят в голубом свете, уходят в черные ворота — все это варианты тех или иных эмоциональных переживаний. Им не нужны лица: так зрителю легче и интереснее соотносить себя с этими образами. 

Чем продиктован выбор места выставки?

Искусствоведы говорят, что работы Бориса Петровича театральны. Он создает совершенное пространство, в котором есть глубина и которое живет по законам театра. Поэтому и показать его на площадке, которая связана с историей русского театра, мне показалось логичным. 

Выставка в Доме-музее К.С. Станиславского лишь первая часть проекта «Я и Они». Продолжение истории зрители смогут увидеть на выставке в Государственной Третьяковской галерее, которая откроется 12 ноября. Насколько нам известно, основная экспозиция будет дополнена оригинальными мультимедийными решениями. Можно несколько слов об этом?

Действительно, посетители выставки в Третьяковке смогут не только увидеть работы Бориса Кочейшвили, но и услышать его голос. Специально к выставке мы сделали аудиоспектакль, в котором звучат размышления о жизни и искусстве, а также — стихи Бориса Петровича и комментарий куратора.  Эта параллельная история поможет глубже окунуться в мир автора. Еще одно необычное решение — это видеоинсталляция “Портрет художника”. Попытка создать портрет автора средствами новейшей цифровой музеологии открывает зрителю возможность ближе познакомиться с мастером: узнать, как он выглядит, с кем он был дружен, какие люди, обстоятельства и события определили траекторию его жизни и повлияли на его творчество, провести какие-то параллели, сделать выводы. Я думаю, что это будет ценный и любопытный опыт для зрителей.