Татьяна Графова: «Если картина находит отклик у зрителя, значит диалог состоялся»
Над интервью работала Ариша Андреева
Фото предоставлены Татьяной Графовой и Аришей Андреевой
В семейной библиотеке Марьиной рощи прошла выставка Татьяны Графовой “Как прекрасен этот мир”. В разговоре с корреспондентом АртУзла Аришей Андреевой Татьяна рассказала о том, как стать художником, если ты уже взрослый человек, как преодолеть страх холста и красок и что нужно для развития в творчестве.
Татьяна Графова
Ариша Андреева: Как вы начали заниматься искусством? Что вас к нему привело? Насколько я знаю, по образованию вы филолог и преподаватель английского языка.
Татьяна Графова: Впервые я взяла в руки кисти весной 2013 года. До этого я испытывала очень сильное желание заняться живописью, потому что хотела передать ту красоту мира, которую вижу. Хотелось как-то передать собственное отношение и настроение. У меня нет художественного образования, поэтому я боялась, что все мои попытки будут похожи на плохую самодеятельность. Это очень долго меня останавливало, но потом набралась смелости и пошла в студию живописи для взрослых.
А.А.: Это был полезный опыт?
Т.Г.: Да, за один мастер-класс, в течении 6 часов нам объяснили, какие бывают материалы, как ими пользоваться, какие техники можно использовать… Все это я попробовала в учебной работе. Я получила колоссальное удовольствие. Мне так понравилось, что я приняла решение продолжать занятия живописью дальше. Страх пропал, психологический барьер был снят. Я осознала, что буду рисовать, и ничто меня не остановит.
А.А.: Сколько вам тогда лет было?
Т.Г.: Уже за 50.
А.А.: Сложно менять сферу деятельности? Или вы не отказались от работы?
Т.Г.: Я не могу сказать, что полностью поменяла профессию, хотя большую часть своего времени уделяю живописи. Изначально это было просто хобби, занятие, которое мне доставляло удовольствие. Я наслаждалась процессом, пыталась найти свой стиль. Сейчас мне хочется сделать это профессией и посвящать живописи все свое время.
А.А.: Что вас останавливает? Что мешает? Может быть нехватка материала, средств, опыта, продвижения?
Т.Г.: Наверное, всего вместе. Если бы, помимо удовольствия, живопись приносила мне еще и доход, то я бы с легкостью отказалась от всего остального. Я, конечно, продаю картины, но пока что не могу себя полностью обеспечить этими продажами.
А.А.: Это ваша шестая выставка. Чувствуете ли вы, как вы выросли как художник?
Т.Г.: Первая выставка была в январе 2015 года. Я всегда пробую новое, экспериментирую, берусь за новые сюжеты. Я пишу только то, что я люблю, то, что мне близко, доставляет мне радость, которой я и делюсь со зрителем.
А.А.: Как вы думаете, возможно ли научиться быть художником?
Т.Г.: Научиться можно всему. Главное, чтобы была внутренняя потребность что-то передать этому миру, показать, выразить себя, донести какое-то сообщение. И тогда определенно все получится. Дело не столько в технике, здесь все очень индивидуально, и, как мы знаем из истории искусства, многие художники просто ломали все привычные каноны, сколько во внутреннем посыле, желании поделиться с миром своими ощущениями, передавая их через твое произведение. Художник должен понимать, что он хочет выразить, какую мысль, идею донести до других людей посредством живописи.
А.А.: А вы какие идеи хотите донести до зрителя?
Т.Г.: Своими работами я пытаюсь показать, как прекрасен мир вокруг в самых разных своих проявлениях. Нужно просто уметь эту красоту рассмотреть. Кроме того, в последнее время меня волнуют философские вопросы вечного движения жизни и переплетения мужского и женского начал в едином пространстве. Но для меня по-прежнему важны эмоции и настроение.
А.А.: Что для вас искусство?
Т.Г.: Это, прежде всего, диалог художника со зрителем. Если картина находит отклик у зрителя, значит диалог состоялся.
А.А.: Что бы вы могли пожелать начинающим художникам, которые делают только первые шаги на своем пути в арт-мир?
Т.Г.: Думаю, что начинать никогда не поздно. В любом возрасте можно начать, и я тому пример. По моему мнению, самое главное – это не бояться, сделать первый шаг, преодолеть страх, неуверенность в себе. Если человек хочет быть художником, главное идти и делать. Пробовать, ошибаться, совершенствоваться, но не останавливаться и творить. Очень важно выставляться, показывать свои работы. Когда я делала свою первую выставку в лингвистическом центре, где я преподаю, я очень переживала, имею ли я на это моральное право. Для меня стало невероятным успехом, когда на первой же выставке продалось 8 работ, ведь это значило, что эти картины нравятся не только мне.
А.А.: Значит, искусству зритель просто необходим?
Т.Г.: Обязательно. Ты не художник, если пишет исключительно для себя. Для чего художник творит? Чтобы выразить свое мироощущение, свое отношение к людям, к жизни, к идеям. Естественно, это требует ответной реакции. Нужно показывать свои работы и общаться в арт-среде, ходить на выставки, смотреть на работы других авторов и иметь круг единомышленников. Если художник не общается, не показывает свои работы, не получает обратной связи, он не будет развиваться. Особенно ценны отклики от опытных художников и профессионалов мира искусства.
А.А. У вас есть творческая мечта? Может быть есть музей мечты, где бы вы хотели персональную выставку? Или создать особенную работу?
Т.Г.: Да, у меня есть мечта написать большую картину, так как я начинала с малого формата, постепенно его увеличивая. Сейчас у меня дома стоит большой холст, и я готовлюсь к тому, чтобы понять, что я хочу видеть на этой работе. Это для меня будет определенный прорыв. Хочется создать что-то необычное, расширяющее горизонты и границы. Еще я мечтаю о выставке в Европе, скорее всего, в одной из галерей Италии. Для этого мне нужно больше работать, и, конечно же создать свою главную работу.