«Таврида Constans» в Крыму и «Таврида Forward» в Москве

Арт-кластер «Таврида» уже не первый год объединяет художников из разных регионов России в формате форума и фестиваля на территории живописной бухты Капсель. В этом году антишколы для художников были завершены двумя уникальными  выставками:  «Таврида Constans» в Крыму  и «Таврида Forward» в Москве. 

Автор - Анна Мелицкова
Партнерский материал

Выставка «Таврида Constans, или Пунктирное путешествие по художественной истории Крыма» объединила  резидентов арт-кластера и знаменитых пейзажистов разных эпох.  Работы  молодых художников соседствовали с полотнами Ивана Айвазовского, Максимилиана Волошина, творческих династий Арендт и Бруни, Ольги Эйгес, Елены Нагаевской  и других. Для каждого из этих авторов  Крым сыграл важную роль в развитии творчества. 

Мы побеседовали с куратором выставки, галеристом, основателем MosArtSchool  Еленой Куприной-Ляхович:

- Елена, как появилась идея  объединения работ классиков пейзажа  и резидентов арт-кластера в формате выставки? 

- В этом году мы сконцентрировались на  рассказе о  художественной  истории бухты Капсель. В пешей доступности от территории резиденции в направлении к знаменитому мысу Алчак, можно увидеть именно тот пейзаж, которым часто вдохновлялся Иван Айвазовский. К примеру, Бенуа гостил на даче у бухты Капсель. В соседней бухте в прошлом веке много лет находился летний лагерь института изобразительных искусств. На территории города Судак находился очень гостеприимный дом Бруни. 

Именно поэтому нельзя сказать, что мы просто объединили классиков пейзажа и молодых художников, перед нами не стояло такой задачи. Мы провели линию истории бухты, а резиденты арт-кластера стали логичным продолжением этой истории. 

Совершенно точно, что историю нельзя делить, особенно художественную историю. Если мы делим историю на старое и современное, мы получаем некого «инвалида». Такие династии как семья Арендт, Бруни показывают ту самую «плотную» художественную историю этого региона. Разумеется, в Крыму развивались творческие центры в Гурзуфе и Херсонесе. Однако, мы провели иной пунктир, потому что он подчеркивает уникальную историю бухты Капсель.  Делить эту историю - невозможно, ее должны знать все, кто прикасается к этому месту, тем более молодые художники, которые приезжают на «Тавриду». Сейчас есть некое несоответствие, когда  молодые ребята приезжают и не понимают, что  это место знаменито уже до них. Здесь важно то, что они вписывают свою  строку, в художественное наследие этой бухты, привнося новые смыслы и в свое творчество тоже. 

- Елена, буквально через месяц после закрытия выставки «Tavrida Constans» состоялось открытие проекта «Tavrida:Forward»: выставка с благотворительным аукционом, направленная на поддержку художника и подопечных благотворительного фонда. Как удалось перенести идею выставки из жаркого Крыма в холодную Москву?

- Любая выставка неповторима и перед нами не стояла задача показать работы также, как мы делали это на площадке «Тавриды». Главной особенностью выставки  стало то, что выставка являлась продукционной. Основная идея «Tavrida:Forward» в движении. Когда работы молодых авторов обретают новых хозяев, это позволяет художнику двигаться вперед. Аукцион был направлен на исполнение заветных мечтаний людей, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Этот посыл помогает в создании новых произведений. 

Поддержка молодых авторов – одно из самых важных направлений арт-кластера. Для резидента Дарьи Молчановой аукцион «Таврида: Forward» стал первым в художественной карьере. Ее живописная работа «Ночной космос Тавриды» была приобретена коллекционером и помогла благотворительному фонду. 

Что тебе дала «Таврида» как художнику? Как участие в выставках изменило твое творчество?

«Таврида» стала первой подобной площадкой для меня. Не могу сказать, что моё творчество сильно изменилось, скорее, подверглось критике и оценке, что очень важно для начинающих художников. Получение обратной связи в контексте участия в выставках – важный этап для моего развития. 

Какие у тебя впечатления после участия в аукционе?

Первый опыт всегда очень запоминается, а проекты «Тавриды» отличаются еще и тем, что есть возможность поучаствовать во внутренней «кухне». «Таврида Forward» дала мне как художнику понимание того, что мое искусство востребовано, а это всегда источник вдохновения и радости. 

Подходя  к концу, эта  художественная история небольшой бухты Капсель не заканчивается. Она продолжается из года в год на полотнах молодых художников и на ярких выставках, трансформируясь в новые проекты по всей России.