Too much. Жили-были: школа русской сказки
До 31 марта 2025 года в Большом Винохранилище на Винзаводе проходит масштабная выставка «Жили-были: школа русской сказки». Выставка предлагает взрослым вернуться в детство, а детям — познакомиться с традиционными сказочными образами через вовлекающее взаимодействие. Редактор АртУзла Ирина Паялина делится своим взглядом на выставку после двух ее посещений и объясняет, почему для нее она оказалась too much.
Текст и фото: Ирина Паялина
Выставка действительно масштабная и занимает 2200 кв.м. исторического винохранилища. Само подземелье с кирпичными стенами, сводчатыми потолками и залами-ответвлениями как нельзя лучше подходит для сказочной экспозиции. Проект получился site-specific и очень атмосферным.
Выставка состоит из двух больших групп залов: природные зоны-инсталляции для глубокого погружения и больше эмоционального восприятия и классы, аналогичные школьным, для вдумчивого изучения арт-объектов по выбранным темам. Суммарно — 15 тематических зон.
«Русалка» Константин Васильев, «Кинцуги» Олег Зубков, журнал «Судьба» Валерия Титова, нейроарт
Произведения искусства, собранные на выставке, относятся к самым разным жанрам: от классических живописных произведений до комиксов и работ, выполненных с использованием искусственного интеллекта.
При создании экспозиции в качестве основы использовался труд филолога, фольклориста, профессора Ленинградского университета Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970) «Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки», а ключевой темой стало путешествие героя.
15 головных уборов работы Марии Луговцовой
Краткий синопсис выставки отражен при входе в виде кокошников: 15 головных уборов работы Марии Луговцовой показывают то, что ожидает зрителей впереди — много-много сказок.
Работа Анны Быстровой и 15 головных уборов работы Марии Луговцовой
Началом экспозиции можно назвать длительный спуск по винтовой лестнице в подземелье винохранилища, что также находит отражение в сказках как падение в колодец, глубокие ямы или подземные пещеры. В сочетании с чем-то мокрым и холодным, что падает на голову с верхних ступеней в снежный или дождливый день уже погружаешься в некую потустороннюю атмосферу.
Зона «Лес»
Однако официальное начало выставки — это природная зона «Лес». В ней нашли место не только сказочные персонажи, созданные современными художниками, например, «Лиса» и «Колобок» из соленого теста Анны Комаровой и вибрирующие стволы деревьев, которые можно обнимать, но и инсталляция по классической русской сказке «Война грибов с горохом», а также фигуры лесовиков, леших и прочей волшебной нечисти.
Зона «Лес» и «Колобок» из соленого теста Анны Комаровой
Начав «трансформационный» путь через лес, зритель попадает в основной коридор. По правую руку будут располагаться другие природные зоны, аналогичные лесу. Они скорее для «чувствовать и переживать». По левую руку будут «классы» по литературе, химии, физике и зоологии, где больше витрин и надо больше читать, изучать и анализировать.
Весь путь зрителя-героя сопровождается большим количеством самых разных объектов: окошки, куда надо заглянуть, видео-инструкции, которые надо посмотреть, многочисленные картины, скульптуры, арт-объекты, реквизиты и костюмы из фильмов-сказок и многое другое.
Зона «Подземелье»: ларец с золотым яйцом, Софья Багдасарова- куратор выставки на троне, змей
Зона «Подземелье» с румбоксами с интерьерами и куклами по мотивам сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»
Природные зоны для эмоционального переживания помимо «Леса»:
«Подземелье» — царство Кощея Бессмертного с фотозоной в виде трона, ларцом с золотым яйцом в витрине, змеей с коллекцией поделочных камней в коробе под ней и тремя румбоксами с интерьерами и куклами по мотивам сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» Анатолия Погорельского, изданной в 1829 году.
Зона «Болото»
«Папоротник» работы скульптора Николая Табачкова и «Автопортрет» Ивана Горшкова
«Болото» с магическим «Папоротником» работы скульптора Николая Табачкова, «Внутренней археологией» Василисы Лебедевой и впечатляющим «Автопортретом» Ивана Горшкова. Тут же волшебные идолы – реквизиты из фильмов и прочие объекты.
Mollusks Устины Яковлевой
«Чудо-юдо» Веры Петровской
«Морское царство», воплощенное в серии Mollusks Устины Яковлевой с «Чудом-юдом» Веры Петровской рядом и с эскизами декораций, иллюстрациями и тематическими атрибутами из кинофильмов.
Класс «Литература»
Из классов первым идет «Литература», где есть «витрины», посвященные известным сказочникам, например, А. Пушкину и П. Бажову, а также кровать, где можно полежать под «Мне снятся сны под одеялом» в исполнении Александры Замуруевой.
Класс «Химия»
«Химия» — это алхимия, начиная с трав и землеварения, обретения вечной молодости с молодильными яблоками, которые показаны и как объекты в «Потерянном рае» Полины Штанько и в иллюстрации, так и разложены с точки зрения современной науки Полиной Пахомовой. В витрине подлинная ступа для толчения, кулинарии, медицины. Напротив, показывается видео гримирования актрисы Елены Яковлевой в роли Бабы-Яги для фильма про последнего богатыря и картина «Избушка на крою леса» crocodilePower, заменившая курьи ножки на ядерный реактор.
«Избушка на крою леса» crocodilePower
Класс «Физика», где также сочетаются самые разные произведения как классиков, например, иллюстрации Билибина, так и современных авторов, например, иллюстрации Наталии Букановой к книгам «Мифы и легенды древних славян» и «Сказки о нечистой силе» с кинетическим объектом, фрагментами из фильмов-сказок, а также работ, созданных с использованием ИИ.
«Терем» и «Прялка» Аполлинарии Броше
«Терем» встретит интерактивной скатертью-самобранкой, реквизитом из мультфильмов и кино, «Прялкой» Аполлинарии Броше, фрагментом инсталляции «Извините, что разрушила ваше детство», домовым, сундуками, деревянной броней из лемеха «Тамотка» Ульяны Подкорытовой, вышивками Василия Иванова и Евы Нитки и прочими самыми разными объектами.
«Физкультурный зал»
Эрика Савина «Богатырь»
Из «Терема» проход в «Физкультурный зал», где одновременно показываются работы Константина Васильева (1942-1976) «Витязь» («Волга») 1970 года, приехавшие из Казани, с современными иллюстрациями, комиксами, лубком, видео-играми, афишей бодибилдеров, предметами из фильмов про богатырей, работой «Упал-отжался» Вадима Михайлова, тренажером с ведрами Всеволода Абазова и юлами «Богатырь» Эрики Савиной.
Класс «Зоология»
Последний класс «Зоология» расскажет про волшебных существ. Тут собран бестиарий — домовые, русалки, лешие, водяные, Сирин, Алконост, Гамаюн, Мелуниза, она же медуза и прочие сказочные персонажи. Можно увидеть работы как в классическом живописном исполнении, например, «Русалка» Константина Васильева, так и иллюстрации Игоря Олейникова, батик «Абрамцево» Кирилла Манчурского, дерево и темпера Елены Новиковой-Шаницыной в работе «Алконост», ксилографию-реконструкцию лубка XVIII века Дарьи Косынкиной, также работы, выполненные в смешанной технике, цифровой печатью, фрагмент советского фильма-сказки «Садко» 1952 года, дореволюционные открытки и игральные карты.
Зона «Волшебный сад»
Завершает выставку ярко-розовая природная зона «Волшебный сад» с почти настоящим колодцем с щукой, фигурками Луговика, Полевика, «Древом» Натальи Менякиной и композицией Веры Ширдиной «Сколько времени нужно, чтобы снова стать птицей».
«Стойло»
Ближе к выходу будет «Стойло» и небольшой зрительный зал, где транслируются фрагменты мультфильмов, но к современному искусству они не имеет отношения.
«Кот Баюн эпохи киберпанка» Михаила Редина
Александр Сучков «Баба-Яга» и Зив Рон BabaYaga SteamPunk
Все коридоры, переходы из одной зоны в другую украшают разные объекты и картины: Анны Быстровой «Бабочки греются у костра», Юлии Вирко «Золотая рыбка», Ивана Волкова «Суши для Бабы-Яги» и «Олень», «Фенрир» crocodilePower, «Белая арка» Владимира Чернышева, «Кот Баюн эпохи киберпанка» Михаила Редина и многое другое.
«Фенрир» crocodilePower, «Белая арка» Владимира Чернышева
Сложно сказать, имеют ли некоторые отношение к искусству или просто дополняют выставку сказочными предметами. Так, перед «Волшебным залом» есть печь, под потолком — змей Горыныч, в «Стойле» стоит ступа и Конек Горбунок, а также по ходу продвижения встречается одежда, оружие и прочие предметы из фильмов-сказок.
Змей Горыныч, печь, конек Горбунок
Почти везде есть звуковое и видео сопровождение.
Перечисленные выше работы — малая часть представленных произведений. Если обобщить, то все вместе — too much. Слишком много всего очень разного со всех сторон. Добавьте других посетителей, а выставка ориентирована на семейный отдых с детьми, то too much увеличится еще на порядок.
Реквизит и костюмы из кинофильмов
Конечно, можно не читать этикетки и не пытаться разобраться в задумке создателей: просто пройтись — посмотреть… Но вряд ли создатели выставки ставили такую цель.
«Сколько времени нужно, чтобы снова стать птицей» Вера Ширдина
С другой стороны, жалко пропустить такой «насыщенный» site-specific проект. Тему выбрали универсальную и проверенную годами, место — атмосферное, площади позволили развернуться по полной программе. А желание «угодить всем», заинтересовать максимум посетителей разных возрастов и интересов, привело к такому перенасыщению. После путешествия хотелось посидеть в тишине и в темноте.
Школа русской сказки получилась яркой, громкой и очень разнообразной, как и многочисленные волшебные произведения. Что и сколько себе из этого взять, каждый решает сам.
Выставка «Жили-были: школа русской сказки» до 31 марта 2025 года. 6+
Винзавод: Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8, Большое Винохранилище.
Время работы: вторник- воскресенье — 12:00–20:00, пн — выходной. Вход по билетам.
![](/sites/all/themes/art/images/arrow.png)