Тревожные сны в МАММ

Мультимедиа Арт Музей представил новые выставки в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии». Экспозиция ставит под вопрос то, насколько правдивую картинку нам передают наши глаза, и проверяет нашу доверчивость на прочность. Мультикультурность биеннале заставляет неосознанно проводить параллели между очень разными изображениями реальности очень разных художников. 

Текст: Бойко Мария

Первое, что увидит зритель – большая коллекция советских киноплакатов. Знакомые персонажи улыбаются, смеются, хмурят брови со стен музея. Это лоскутное одеяло из знакомых кадров. Стили и цветовые решения различаются, но собранные вместе плакаты выглядят настолько же одинаково, как одинаково с сегодняшней перспективы выглядят фильмы из разных эпох советского периода. 

Экспозиция «Советский киноплакат 1950-1980-х годов»

Современному постсоветскому зрителю такое творчество может показаться пресным, поскольку советская эстетика не ушла и будто не собирается нас покидать окончательно, и не все находят в ней для себя что-то привлекательное и тем более инновационное. Не будем сейчас обращаться к плакатам пережеванных федеральным телевидением фильмов, чтобы не наскучить зрителю и читателю. Если выбирать, на чем заострить внимание, можно остановиться перед плакатом к культовому фильму «Игла» (1988). Работа Вилена Каркашева приковывает внимание к множеству деталей. Восьмидесятые – второй период расцвета искусства киноплаката, считает художник. Это точка перелома, встряхивания ценностей, ощущения потерянности. Сюрреалистические комбинации, символичность, проблематика стерли с плакатов улыбки киноактеров. 

Вилен Каркашев, плакат к фильму «Игла»

Немного выше разместились изображения совершенно другой действительности: фотографии британских центров «Батлинс». Схоже с вышеописанной экспозицией то, что изображаемой реальности художники добавляли больше красок, больше жизнерадостности (мысленно вычеркнем из сравнения киноплакаты Перестройки, эта стилистика стоит особняком). Гротескно яркие контрастные фотографии служили открытками, представляя англичанам, а теперь и современным посетителям музея, идеализированный курортный мир. 

Эдмунд Негеле, «Батлинс Берри-Айленд»

Воспоминания фотографа Эдмунда Негеле представляют «Батлинс» как разукрашенный кукольный домик, сделанный из пластика и постановочных улыбок, где все принуждены быть счастливы за колючей проволокой, а одно лишнее движение может заставить рассыпаться красивую картинку. Фотограф Дэвид Ноубл вспоминает множественные правки, через которые проходили снимки на пути к обретению свей конечной формы – пышущей счастьем открытки. А ослепительно яркий свет играл на руку фотографам, помогая отодвинуть на невидимый задний план пыль, разлитое пиво и пьяных постояльцев. 

Дэвид Ноубл, «Батлинс Пуллхери»

Когда надоест искать несовершенства в совершенных фотографиях, стоит заглянуть в экспозицию Эрвина Олафа «Палм-Спрингс». Американская мечта здесь считывается мгновенно, но что-то режет глаз: будто вы собирались посмотреть семейный фильм о белых американцах из верхушки среднего класса, а на экране вдруг включился хоррор. Позы нарочито ненатуральны, природа увядает, и будто вот-вот грянет гром. На обломках былого гламура существуют потерянные люди, создающие видимость надежды и живущие жизнью, которой уже нет. Эрвин Олаф окончательно убивает эту надежду: стоит только найти американский флаг в работе «Воздушный змей» и рассмотреть, какую книгу подбросил фотограф в кадр «У бассейна».  

Эрвин Олаф, Воздушный змей

Эрвин Олаф, У бассейна

И еще немного о натуральном и ненатуральном: выставка «Бестиарий» с работами Франка Орвата. Фотограф изобразил зверей, которые являются ему во снах, в их естественной среде обитания, вырвав животных из людского мира бетона и заборов. Будучи пионером в использовании цифровых технологий в фотографии, Франк Орват создал мир снов, где добрые звери подходят близко к зрителю и разговаривают с ним на языке снов, когда для коммуникации не обязательно использовать человеческую речь: тут общаются мыслями. Иногда искушенному инновациями зрителю легко поймать художника на монтаже, но не это причина того, почему не хочется верить своим глазам. Причина скорее кроется в том же, почему иногда посреди сна мы понимаем, что действия разворачиваются не наяву. Такой же секрет хранится в фотографиях с животными из сказки Франка Орвата. 

Франк Орват, Тюлень

Биеннале «Мода и стиль в фотографии» проходит в Мультимедиа Арт Музее по адресу Остоженка, 16, сайт.

Тревожные сны в МАММ