Творческий путь из моды в искусство: интервью с Владиславом Аксёновым

Владислав Аксёнов вошёл в двадцатку успешных людей Санкт-Петербурга в номинации «Дизайн» по версии журнала Fine Magazine. Городская администрация оценила его вклад в культуру, и в 2017 году Аксёнов был награждён медалью за заслуги в области искусства и культуры. Сегодня Владислав идёт по пути современного искусства и собирается играть вдолгую.

Текст: Ярахмедова Милана
Фото: предоставлены художником

Владислав Аксенов

Кто такой Владислав Аксёнов?

Можно, конечно, ответить банальностями: я и сын, и отец, и художник, и бизнесмен, и прекрасный руководитель, и другое. Но мне кажется, чтобы понять, кто я, нужно очень глубоко пойти внутрь себя. Там не всегда светло, радостно и тепло. Наряду с творчеством, любовью и верой, находятся страхи, злость, зависть и прочее-прочее.  

Так что, думаю, мне сложно будет ответить на этот вопрос. Я человек, который пришёл в современное искусство в 2014 году, но более осознанно стал заниматься им с 2022 года. Дело в том, что я слишком много думаю. Я мыслитель. О как!

Как давно вы занимаетесь творчеством?

Творчеством я занят с детства. Примерно с 4 лет. У нас в посёлке при ДК была школа ДПИ. Именно оттуда ноги растут. Лепка, рисование, выжигание, работа с разными материалами: дерево, железо, бумага — всё было моим. Но примерно лет с 12 у меня начался творчески перерыв лет так в 25. Затем в какой-то период я стал рисовать, занялся модой. А в 2006 году у меня открылась резиденция молодых художников и появился Модный Дом Vladislav Aksenov, который просуществовал до 2017 года. Но с 2014 я постепенно начал заниматься современным искусством. Можно сказать, искусство вытеснило моду и заняло устоявшуюся позицию в моей жизни.

Cерия «Я больше не игрушка». 2024

Что такое современное искусство в вашем понимании? О чем Ваши работы?

До сих пор спорят об этом. Что является современным искусством, а что нет. Все же знают, что и говно, и фрукты, и бытовые предметы — всё может быть искусством. Главное, кто Вы и под каким соусом это преподнесли. Если говорить за меня, я до сих пор нахожусь в поисках этого ответа. Зачастую ходишь по выставкам, ярмаркам, смотришь, так сказать, на то, что выставляют, и в некоторых случаях не понимаешь, то ли ты дурак, то ли таким тебя хотят сделать.

Я работаю на данный момент с ассамбляжами, инсталляциями и арт-объектами. Использую повседневные предметы, чтобы рассказать о тяжелых эмоциях, с которыми сталкиваюсь. Часто работаю с остросоциальными темами, в которых чувствую потребность высказаться. 

 

«Вера, надежда, любовь – умерла». 2024

А какие материалы вы используете в своих работах?

Я использую большое количество различных материалов. Всё, что необходимо для реализации идеи. Но здесь не всё так просто. Прежде чем воплотить очередную идею, нужно продумать, какие материалы можно использовать и как они будут взаимодействовать между собой. Вес этих материалов, есть ли им альтернатива, как усилить хрупкость и как крепить разные элементы между собой. В серии «Смерть квадрата» в основном я использовал фанеру, ткань, акрил. Немного металла, стекла и игрушек. Мне кажется, что художник не должен ограничивать себя в материалах. Во всяком случае, мне было бы скучно работать в одной и той же технике с одними и теми же материалами. Например, холст, акрил. 

«Ненарисуемо». 2023

Почему возникло желание создавать такое искусство?

Во всём виновата зависть. Зависть — это моя муза. Я создаю работы из своей невысказанности, протеста, нереализованных амбиций, неудовлетворённости и страха умереть, так ничего и не оставив после себя.

Вы завистливый человек?

Да, конечно. У меня даже есть по этому поводу работа, где я говорю, что моя муза —- зависть. Вообще у нас не принято говорить и даже думать на эту тему. Но ведь такие вещи, как зависть, злость, протест, чувство вины и т.д. являются хорошей движущей силой в искусстве. Так же, как амбициозность. У нас принято считать, что музой может быть любимая женщина, созерцание природы и всякое такое. Это, конечно, имеет место, но мне кажется, это заезженная тема.

«Моя муза». 2023

Что вас вдохновляет в вашей работе? 

Вдохновением может быть что угодно. Даже туалет на трассе. Я часто езжу в Москву по трассе М11. Она является одной из самых дорогих в нашей стране. Но состояние некоторых туалетов на трассе будто насмехается над водителями, предлагая посетить жестяную кабинку без удобств. Как такое может быть? Можно встретить цепь, на которой висит втулка, конечно, без бумаги. Цепь бывает даже сорвана. Это наталкивает на размышления. То ли менталитет у нас такой, то ли я требую много. Абсурд, раздражение… так и рождаются проекты. 

         

Две работы из серии «Трасса М11». 2023

Интересно! А как вы относитесь к критике своих работ?

Смотря кто сказал. А судьи кто? Раньше я очень сильно переживал, но я это практически вылечил. Если критика идёт от авторитетного для меня человека в арт-среде, то это меня заденет, конечно. А если критика идёт от зрителя или малоизвестного эксперта, то не надо это принимать на свой счёт. По-большому счёту и на «высоких» критиков арт-среды тоже не стоит обращать серьёзного внимания. Ни для кого же не секрет, что во все времена искусства было много критиков. Профессия у них такая. Критиковали и Малевича, и Гогена, и Моне, и Уорхола, и Хёртса. И что? Критиков тех уже никто не знает, а эти произведения вошли в историю. Только время расставит всё на свои места. Так что не надо делать себе нервы из-за критики в свой адрес. Критика не является твоим отражением. Всегда будут поклонники и противники.

Есть люди, у которых появляются творческие идеи, но они их не реализовывают по разным причинам: боятся, что их не поймут и не примут. У вас бывает такое чувство? Что об этом думаете?

Это обесценивание. Обесценивание себя, своего творчества. Отсутствие амбиций. Это страхи и комплексы. У меня всё это было, и я очень долго с этим работал. Ооооочень долго. Тем не менее у меня до сих пор есть остаточные явления. У меня, как и у многих, всё идет из детства. Переживания, ограничения, запреты. Всё то, что передали нам родители и общество. С этим очень сложно работать, но с этим работать нужно. Иначе останешься там, где сейчас. Где темно, холодно и никто тебя не слышит.

«Страх публичных выступлений». 2023

Какой совет таким людям вы бы дали?

Начните присваивать себе свои заслуги в творчестве. Если Вы что-то делаете, значит, это вам нравится. Посмотрите вокруг на относительных певцов, актёров, блогеров, которые собирают стадионы и вещают на миллионные аудитории в своих аккаунтах. Причем несут на публику всё, что придет в голову. Или на некоторых современных художников. Они же смогли! Смотришь на их работы и не понимаешь, почему это признано. Почему я стесняюсь своих работ, а этот художник не стесняется? Ищите опору внутри себя, в своем творчестве. Ищите опору вокруг себя, среди своих близких. Перестаньте себя обесценивать.

Какие изменения в современном искусстве вы видите в последние годы? 

Искусство, как живой организм, постоянно в движении. Оно меняется. Появляются новые направления: NFTи, цифровое искусство, саунд-арт, саинс-арт, ленд-арт и т.д. Открывается огромное количество галерей. Появилось несколько ярмарок совриска, фестивалей, аукционов. Современное искусство оккупировало и онлайн формат. Художники экспериментируют с различными материалами, техниками, смыслами. Но в то же время российское современное искусство в последние годы стало однобоким. Художники, галереи, кураторы и прочее комьюнити арт-среды стали бояться открыто выражать свои идеи. Даже не остросоциальную проблематику стараются обходить стороной. Теперь ты делаешь искусство и боишься его показать или рисуешь кошечек, собачек.

Четыре работы из серии «Секс на асфальте». 2024

Как вы пришли к решению стать художником?

Я просто для себя нашёл язык, на котором можно говорить. Здесь не обязательно, чтоб тебя понимали и принимали. И помимо всего, это оттиск, запечатление тебя во времени. Твоих мыслей, эмоций.

Часто поднимается вопрос о возрастном ограничении. Некоторые институции не берут художников старше 35 лет. Как Вы к этому относитесь?

Я отношусь к этому с непониманием и небольшим раздражением. В современном искусстве всё больше говорится о смыслах, глубине послания. Художник в 20 и художник в 35 - это два разных человека. О каком глубоком послании можно говорить в 20, если в таком возрасте можно путать любовь с сексуальным влечением. Я не говорю про всех, у каждого разный опыт и свои важные темы. Но арт-среда такими условиями ограничивает аудиторию в видении взрослых художников, которые получили длительный опыт в жизни. Размышляли дольше, пришли к чему-то новому.

Причём сами же эксперты арт-среды, которые топят за молодой возраст, говорят, что останутся в профессии всего 5% из продвигаемых молодых художников. Остальные разочаруются или не потянут материально. Совриск — это долгий путь. А вот после 35 лет человек уже осознанно занимается современным искусством, ему есть что сказать. Там есть куда нырнуть. Я, конечно, поздно пришел в совриск, но у меня есть ресурсы и желание, так что я рассчитываю на длинную дистанцию. До сих пор бытует мнение, что найти себя надо в 20-30 лет, и это сильно давит на людей. Пора открывать дорогу и для взрослых начинающих художников, так как искать себя и пробовать что-то новое никогда не поздно. 

«Белые демоны» и «Чёрные ангелы». 2023

Как вы развиваетесь как художник? Какие цели ставите перед собой?

Я учусь. Сейчас прохожу курс по повышению своей компетенции. Современный художник — это уже не только человек с кисточкой. Это и арт-менеджер, и куратор, и СММ-специалист, и ещё много кто. Помимо всего этого, надо следить за тенденциями, тренировать постоянно свою насмотренность, быть в курсе всех событий в арт-среде, посещать все значимые мероприятия. Иногда думаешь: а когда создавать искусство? Где взять время? А я, помимо творчества, ещё руковожу несколькими компаниями. Хорошо тому художнику, у которого есть материальный ресурс. Можно большую часть менеджмента делегировать помощнику.

У меня в планах переехать в большее помещение, т. к. я вырос из существующей мастерской. Мне нужно метров 200. У меня и столярка, и покрасочная, и много чего ещё. Так же хочу создать команду помощников и в менеджменте, и в самой мастерской. Неплохо было бы при мастерской открыть галерею. Уже в планах участие в персональных и групповых выставках. Я, конечно, рассчитываю на длинную дистанцию, но очень быстро собираюсь её пройти.

Телеграмм канал Владислава Аксенова
Сайт Владислава Аксенова

Серия «Я больше не игрушка». 2024
Серия «Я больше не игрушка». 2024