Текст Мария Назарова, Арина Романцевич
Фото Татьяна Сушенкова
ЦТИ Фабрика 13 мая представила четыре выставки лауреатов конкурса «Фабричные мастерские. Сессия III». Куратором в этот раз выступила Юлия Лебедева – московский искусствовед и арт-критик. Перед ней стояли непростые задачи: во-первых, нужно вписать в тяжелое пространство Цеха Отделки сразу несколько выставок. Во-вторых, художники оказались настолько разными, что, на первый взгляд, уместить их в единое целое кажется совершенно невозможным. Однако, у Юлии Лебедевой это прекрасно получилось.
Войдя в длинный коридор Цеха Отделки, зритель сразу же попадает на своеобразную «Улицу имени Современного Искусства», на которой фонарями освещены работы художников, а все остальное пространство тонет в полумраке. Первое что (или кто) бросается в глаза – мужчина, примостившийся на деревянных паллетах. Внимательно приглядевшись, мы понимаем, что это скульптура Александра Еремина под названием «Ночь (не смей меня будить)». Неизвестный прохожий присел под стеной с граффити. Почему он оказался ночью на улице? Где его дом? Идея этой работы Еремину навеяна диалогом в стихах между Микеланджело Буанаротти и Джованни Строцци. Строки Микеланджело «Молчи прошу, не смей меня будить…» были ответом на слова Строцци о скульптуре «Ночь» в гробнице Медичи. Художник переносит этот диалог в наше время, превращая неизвестного прохожего в угрюмый спящий камень, как бы охраняющий вход в выставочное пространство.
Далее мы перемещаемся в следующее освещенное пространство – на выставку Натальи Александер «Увидеть желаемое». Это история личного восприятия пространства Фабрики и любования ее обветшалой красотой. Проект делится на три логические части: первая – «Иллюзии». Здесь собраны фотографии Фабрики, обработанные художницей так, чтобы превратить даже самые неприглядные уголки в эстетические объекты. Вторая – «Дневник». В ней Александер рассказывает о своих личных переживаниях, которые, возможно, повлияли на то, каким образом она обработала фотографии. Однако, это не текст, как мы могли бы ожидать, а коллажи. Третья часть – «Материал». Эдакие «обломки Фабрики», найденные автором и аккуратно сплетенные в один объект с помощью проволоки. Таким образом выставка рассказывает нам о личном взгляде Натальи Александер на Фабрику и о том, каким она видит это место. Трогательные «остатки былой роскоши», собранные в один узел напоминают детскую игру в «секретики», когда за стеклышко клалось что-то сокровенное и значимое для владельца, а потом все это закапывалось в саду под цветущим деревом, в надежде на то, что однажды будет найденным.
Молодые Вика Малкова и Полина Москвина уже опытные в выставочном плане художники, совсем недавно персональная выставка их работ под названием «Ожидание действия» прошла в Фонде культуры «Екатерина». Полина в 2007-ом окончила Текстильный Университет, до этого училась в Лицее Декоративно-Прикладного Искусства им. Карла Фаберже, Виктория окончила Строгановку, тот же Лицей, что и Полина, а так же в 2007-ом году окончила Институт Проблем Современного Искусства. Девушки знакомы давно и всегда работают в тандеме. Их работа обращает внимание на тонкую грань, которая существует между чем-то помогающим и ограничивающим, они считают в многослойной экспозиционной среде внимание обращается на точку зрения зрителя, а не на конкретные сочетания окружающих его вещей. Художницы скрестили строительные леса (туру) и палки из натурального леса. Деревянная конструкция таким образом стала имитировать железную.
Для Малковой и Москвиной так же характерна тщательная работа со смысловой нагрузкой выставочного пространства, так Фабрика Технических Бумаг, где при реконструкции стояли строительные леса, наводит художниц на мысль их имитации, а полузаброшенность пространства отсылает к победе природы над цивилизацией: деревянные палки поросли мхом и грибами, в основании железной конструкции на полу начала образовываться плесень.
Инсталляция в пространстве «Фабрики» выглядит эффектно – она притягивает зрителя нарушить границы «произведение искусства – зритель» и приглашает покататься на аттракционе, подняться на самый верх. Но несмотря на демократизацию современного искусства и вседозволенность, конструкция художниц существует именно для созерцания, она очень тонко взаимодействует в окружающим ее пространством. Так маленькое окно мастерской, находящееся позади инсталляции светится теплым желтым светом и пускает робкие лучи на конструкцию, освещенную музейным холодным прожектором.
Проект Павла Гришина (победителя в номинации «Мастерская на фабрике») чрезвычайно контекстуален, наполнен историями и воспоминаниями художника из детства и юности, отсылает к постсоветской истории.
Выставка «Материалы» выстроена в пространстве, где когда-то в середине комнаты стояла стена, которую впоследствии снесли, оставив на полу углубленную линию, будто бы специально для напоминания о предыдущем «жителе». Снесенная стена на Фабрике напомнила ему о Берлинской стене, с падением которой он ассоциирует развал Советского Союза, пришедшийся на его детство. Таким образом художник обыгрывает зал и наполняет его историческими аллюзиями: над дверью висит картинка с котом, которую предположительно написал дед, которого художник ни разу не видел, на стене у окна круглый холст пронзает проводка, проложенная прямо по вертикальной плоскости, она как бы по аналогии со падением стены рубит время на «до» и «после». Инсталляция «ледяная катастрофа» представлена предельно схематично - из наломанных кусков цветного пенопласта образуется замысловатая структура, в которой, если приглядеться, можно заметить и осколки бытовых предметов. Коврик на его иллюзорном месте, положенный художником именно там, где когда-то стояла дверь, разделяющая одну половину комнаты от другой, закрывает написанную жирной белой краской дату «1989» и рушит пространство с неведомой силой кристально чистого белоснежного цвета на грязном полу. Павел удивительно рассказывает о том, как в детстве мама пела ему колыбельные про войну, о том, как ему вечерами напоминали о деде-художнике, в которого он пошел своей творческой натурой, о том, как Великая Французская Революция читалась в учебниках совсем по-другому после «падения», нежели «до». В завершение всего в экспозиции скромно внизу стоит разбитое зеркало, прислоненное к стене где-то в районе щиколотки, в которое художник старается посмотреться, чтобы самоидентифицировать себя в «новом» мире, но вопрос нахождения собственного «я» в обществе так же непрост, как попытка наклониться к куску зеркала на полу.
Все эти выставки, несмотря на разные темы и техники, отлично вписываются в пространство Фабрики, вступая с ним в замысловатый диалог. «Каменный прохожий» Александра Еремина при входе встречает зрителя своей таинственной угрюмостью и провожает к волшебным фантазиям Натальи Александер. Инсталляция Малковой и Москвиной утопает в слиянии холодного музейного и теплого домашнего света, направляет на лестницу к проекту Павла Гришина, зависящего напрямую от оригинального архитектурного решения пространства.
Текст Мария Назарова, Арина Романцевич
Фото Татьяна Сушенкова