В Музее Москвы открылась выставка «Косморама XVIII»
Текст: Ариша Андреева
Фото: Владимир Крейнин
12 Июля в Музее Москвы открылась выставка «Косморама XVIII». Она посвящена философу Владимиру Одоевскому и генерал-губернатору Москвы Михаилу Волконскому. Проект отражает главную идею всего Музея – взаимодействие исторических объектов и современных решений. В экспозиции представлены предметы XVIII—XIX веков, многие из экспонатов выставляются впервые. Куратором выступил Сергей Хачатуров, а сценографом Степан Лукьянов.
Сергей Хачатуров: «Это была авантюрная идея, но весь коллектив Музея Москвы ее поддержал. Авантюра заключалась в том, что нужно было показать фонды музея, очень разные, но очень интересные. Так называемая археология визуальной культуры. Мы долго думали, как это сделать, и придумали сценарий: мы построили историю на двух личностях, великих москвичах Первый, человек дела, генерал-губернатор Москвы Михаил Дмитриевич Волконский, второй - человек слова, филантроп, историк, естествоиспытатель, алхимик, литератор, философ, князь Владимир Федорович Одоевский. Гиперзадачей было посмотреть на современность через Косморамы, известного романа Одоевского, который и дал название нашей выставке. И эту призму мы попытались смоделировать, благодаря замечательным художникам, архитектору нашей выставки Степану Лукьянову, Владимиру Кардашову, арт-группе Север-7, Егору Кошелеву, Филипу Шеину, огромному количеству людей, которые поверили в такую авантюру, и занялись этой алхимией.
Создали Косморамы, создали ящички-райки для потешного смотрения. Кто такой Волконский, что он сделал, какие при нем были свершения? И кто такой Одоевский? Что это за лабиринт? Как можно было через его психоландшафт пробираться? Как современная культура, культура гибридная, культура всевозможных сообществ, субкультура молодежная… как она помогает увидеть, что Одоевский вообще-то наш человек? Я очень хочу потом сделать фестиваль Одоевского. Потому что, когда мы поняли, кто такой Одоевский, то оказалось, что вот он – человек метамодернисткой эпохи, у которого не единого нарратива. Он пробивается к истине с различных позиций наблюдателя, и это оказалось очень современно. Это дискретное зрение, которое помогает с помощью “качелей”, лабиринта, навигации серфингиста, проникнуть к истине, что сегодня очень ценно. И это я бы назвал своеобразным ключом, а уж как каждый человек соберет эту Космораму, зависит от индивидуального прочтения. Здесь нет рецепта».
Сергей Лукьянов: «Я хочу сказать, что вся выставка - это коллективный труд, каждый художник привнес что-то свое. По-моему, получилось идеальное слияние театра, кино, музея, музыки, литературы».
Выставка открыта до 25 августа.