"В поле зрения": Никола Овчинников

Цикл интервью о самом веселом периоде отечественного искусства - последней четверти XX века. Мы познакомим Вас с теми, кто вершил исторический контекст того времени, с художниками и кураторами, входившими в состав таких объединений и групп как: "Клуб авангардистов (КЛАВА)", "Коллективные действия", "Мухоморы", "Чемпиионы мира", "Медицинская герменевтика", рок-группа "Среднерусская возвышенность", любительское объединение "Эрмитаж", "Детский сад"... Данный цикл приурочен к выставке "В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986-1992" в Фонде культуры "ЕКАТЕРИНА".

Овчинников Никола (1958, Москва). В 1978 окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года (театральный факультет); 1986-88 участник группы "Среднерусская возвышенность"; с 1987 года участник объединения "КЛАВА"; с 1993 член МСХ. Работы хранятся в Коллекции: Neue Galerie - Sammlung Ludwig, Аахен, Германия; "Ecart", "Orfan", "J.M.Wilmote", Париж, Франция; "Joe Pytka", Лос-Анджелес, США; P.Sprovieri, Рим, Италия; J.-C.Tuilier A.Putman, Париж, Франция. Персональные и групповые выставки с 1982 года. Участник многочисленных отечественных и зарубежных выставок.

Никола, скажите, какие выставки того времени (1986-1992), считаете самыми важными и интересными? Почему именно они имели такое значение, на ваш взгляд?

Я думаю, самой важной и интересной была 17-я Молодежная выставка. Выставку затеял Даня Дондурей как социо-культурный проект. Основная изюминка была в том, что впервые было выставлено неофициальное искусство и это оказался первый "выход из-за печки" неофициальных художников в официальные помещения, что сыграло невероятную роль в судьбе некоторых художников. Была еще параллельная программа однодневных выставок, которые запретило КГБ... Было весело. Все три месяца, пока шла выставка, на нее стояла огромная очередь и "по просьбам трудящихся" ее продлили на месяц... Успех был невероятный.

17-я молодежная выставка. Фото © Лев Мелихов, предоставлено Е.К.АртБюро 

На волне этого успеха, основными действующими лицами стали Иосиф Бакштейн, Дима Пригов и Свен Гундлах. Кто-то из них нашел зальчик в Пересветовом переулке, они договорились и устроили месячное мероприятие под названием «Клуб авангардистов». Там каждую неделю менялась экспозиция. Я не помню хронологию по месяцам, но это было сделано вскоре после 17-й Молодежной выставки, буквально опередив на неделю или две Леню Бажанова с его "Эрмитажем".

Еще из самых запомнившихся и впечатляющих выставок, конечно, была выставка в Сандуновских банях. И тут я не могу не рассказать мою любимую историю. Ерофеев водил везде Жан-Юбер Мартена, приехавшего в Москву, который позднее делал Биеннале. В какой-то момент его привели в Сандуновские бани на выставку и всю эту почетную публику с женщинами в шубах, пустили с черного хода. Почему-то появился директор этих бань, кавказский мужчина, которому недообъяснили, кто здесь находится. Он понял слово "директор", а директор чего, не понял. И решил по умолчанию, что Жан-Юбер тоже директор бани. Дальше мне пришлось Жан-Юбер Мартену переводить длинный монолог директора бани, о том, как они здесь сейчас подкрасят... "А как у вас в Париже с этим делом?" (смеется) Жан-Юбер был очень рад. Было стыдно безумно.

Как попали в списки КЛАВЫ?

Естественным ходом событий. Туда были, по-моему, собраны все. Народу было мало, "копать" было некем. Никто не думал, что через три месяца произойдет полная революция, все двери откроются. Я рассказал только что про 17-ю Молодежную выставку, куда ходили два ГБшника, курировавших современное искусство в Москве, их все знали в лицо (именно они разогнали серию однодневных выставок на Кузнецком мосту), а тут вдруг, смотрим, появляются в Пересветовом переулке и приводят еще кого-то. Перепуганный директор бегает. Потом выяснилось, что они приставили к нам смотрящего, чтобы никто не обидел художников. Вот так буквально за месяц все полностью перевернулось.

Рок-групппа "Среднерусская  возвышенность", Акция "Пароход", 1987 год. Слева на право: Сергей Воронцов, Иосиф Бакштейн, Свен Гундлах, Дмитрий Пригов, Никола Овчинников. Фото © Андрей Безукладников, предоставлено Е.К.АртБюро.

Скажите, а как охарактеризуете круг «КЛАВЫ» и что такое вообще круг «КЛАВЫ»?

Это сложно определить... Наверное, расширенная компания друзей. По именам фиксировать бессмысленно, там были и случайные люди. Сам лично звал туда людей, просто чтобы поддержать. Было большое помещение, около двухсот метров, которое было трудно заполнить

Почему вообще художники объединялись в то время?

Ну как объединение… Это была некая форма моделирования социализации. Художники играли роль не только художников. Это инстинктивная попытка создать некий универс существования искусства с музеями, коллекциями, выставками, каталогами и т.д. и т.д. С тех пор есть у Юры Альберта и Вадьки Захарова прекрасные коллекции, начатые именно тогда.

Скажите, была ли конкуренция в то время? Как складывались отношения?

Конкуренция началась чуть-чуть позже, когда открылся западный рынок.

А это как-нибудь повлияло на художественные процессы?

Да, очень сильно, просто физически. Все разъехались в разные страны, а общество развалилось на куски.

Я почему-то запомнил замечательный афоризм эпохи Фурманного переулка, сказанный Свеном в свойственном ему стиле: "Ну, это же просто: некоммерческое искусство отличается от коммерческого только тем, что дороже стоит".

Скажите, актуальный художник того времени, кто это?

Любой человек. Любой художник, попавший в эту орбиту. Я помню, что какие-то девушки, подружки подружек художников, вдруг оказывались в помещении на Фурманном, из-за того, что художник куда-то уехал и отдал ключи. Они тоже рисовали картины и их продавали стучащимся в дверь каким-то людям.

А сейчас, как думаете, кто такой актуальный художник?

Я думаю, можно назвать актуальными тех, кто, условно говоря, в чарте: на этой неделе столько-то упоминаний. Нормальная технология шоу-бизнеса.

 Рок-группа "Среднерусская возвышенность". Скан газеты, архив Сергя Воронцова, предоставлено Е.К.АртБюро.

Как вы воспринимаете современную художественную ситуацию? И возможно, какие-то пожелания молодым художникам.

Современную ситуацию я воспринимаю довольно кисло, а молодым художникам желаю не слишком серьезно к себе относиться, и ко всей этой ситуации тоже.

Никола Овчинников, 2015. Фото © Константин Дрыкин
Никола Овчинников, 2015. Фото © Константин Дрыкин

Фото предоставлены: Е.К.АртБюро, специально для проекта "В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986-1992". Фонд культуры "ЕКАТЕРИНА". Фото: © Лев Мелихов, © Андрей Безукладников и © Константин Дрыкин

Над интервью работали: Наталья Александер, Евгения Грушевская, Мария Назарова

При поддержке Е.К.АртБюро