Тескт: Сергей Баландин
Фото: Гриша Галантный
На ВДНХ 2 декабря открылись выставки «Непарадный портрет» (павильон 59) и «Энциклопедия фотографии (1891-1991» (павильон 15). Обе выставки задуманы как масштабные ретроспективы, дающие полное представление о развитии русского искусства в XX веке.
Объединяет эти экспозиции не только «энциклопедическая» обзорность, но и похожий подход кураторов к структурированию отобранного материала, его тематизировании.
Когда вы входите в первый зал «Энциклопедии фотографии», вопреки хронологии, вас встречают фотографии известных советских авангардистов Александра Родченко, Бориса Игнатовича и других, а также пикториальные изображения 1920-х годов.У самых ярких национальных проявлений в фотоискусстве не было ни последователей, ни развития.
И далее, бродя по выставке, вы почти в каждом зале встречаете рассказ об «официальной» и параллельной, «невыставочной» линиях в фотоискусстве: требование «народности» и «идейности» в репортажах 1920-30-х, сталинский запрет показывать страдания войны, постановочная «документальность» хроник 1950-60-х, раздвоение культуры на официоз и подполье в семидесятых, выход андеграунда на поверхность в условиях формирования рынка в 1980-х. При этом официальное искусство — это инсценировка в свете софитов, а прямота и индивидуальность вынуждены вести теневой образ жизни.
«Энциклопедия» — честная выставка, демонстрирующая оба потока, из которых «теневой», безусловно, вызывает больший интерес, хотя бы потому, что меняется от десятилетия к десятилетию, в то время как «парадный» снимок порой трудно периодизировать. В то же время, начиная свой обзор с конца XIX века, а заканчивая перестройкой и гласностью, авторы экспозиции очевидно, хотели показать, как два течения после революции впервые разделились, и как в конце восьмидесятых они счастливо слились. Однако, по непонятным причинам, наши дни в «Энциклопедии» никак не представлены.
Вторая выставка — «Непарадный портрет» (куратор — Мария Гадас, идея выставки — Екатерина Мочалина), также поднимает вопрос об искусстве, таившемся в «андерграунде». Череда небольших залов рассказывает историю русского портрета с 1900-х до наших дней. Это тоже своеобразная «энциклопедия», но авторское высказывание в ней кажется более тонким.
Экспозиция начинается с рассказа об «Историко-художественной выставке русских портретов», организованной Сергеем Дягилеввым и открытой в Таврическом дворце в Петербурге в 1905 году под покровительством царской фамилии. Свой обзор Дягилев начинал с парсун допетровской эпохи, а заканчивал своими современниками Серовым, Репиным и другими. Работая над выставкой, Дягилев объехал Петербург и Москву, отправился в экспедицию по малым городам и поместьям, в поисках редких старинных портретов, и в итоге составил максимально широкий, насколько это было тогда возможно, обзор портретного искусства эпохи Романовых.
«Непарадный портрет» становится своеобразным продолжением дягилевского проекта. Выставка рассказывает не о собственно портрете как виде искусства (хотя и как научная, искусствоведческая выставка, она безупречна), но становится гуманистическим жестом, возвеличивающим человеческий образ и человеческое достоинство. Портрет, лицо, биография — вот что должно презентовать время, историю, государство. Но если Дягилев был связан обязательствами с великим князем Николаем Михайловичем, да и само выставочное место обязывало в каждом зале показывать царские портреты, то выбор Марии Гадас остановился на портретах почти интимного свойства — неподцензурных, приватных, домашних: автопортретах, портретах друзей, членов семьи, самого ближнего окружения. Небольшие по размеру, часто эскизные, даже неоконченные, в виде карандашных набросков, они тем не менее, представляют историю России, и русского искусства от графики мирискусников до поролонов Сергея Шеховцова. Куратор, как когда-то Дягилев, собрала работы неочевидные, редкие, до сих пор москвичами невиданные (исключение составляют последние, «современные» разделы, многие из работ взяты в которых из коллекций московских музеев, в частности реконструкция работы Пивоварова «Проект для одинокого человека» была представлена весной этого года в МСИ «Гараж»). На выставке — работы из около пятнадцати частных коллекций и фондов, а также художественных музеев Костромы (блестящий автопортрет Владимира Татлина), Самары (чудесные работы Самуила Адливанкина), Тулы (например, прекрасный, составляющий пару к портрету дочери из частной коллекции, портрет сына работы Роберта Фалька), Ярославля («Девочка в голубом платье» Николая Чернышёва).
Путешествие по истории портрета: декадентского, символистского, затем авангардного, аналитического или реалистического во всех его вариациях: дымчатого ли примитивистского, с акцентами на пятне или на форме, утрированного или романтического — всегда сопровождается текстом экспликации, рассказывающего о связи между манерой работ и внешним контекстом. От выставки в Таврическом дворце, которую, кстати, в 1906-ом в нем сменит Первая государственная дума, через искания и победы нового искусства в период революции, через «несоветское советское искусство» 1930-40-х и искания послевоенных художников к отказу от персонального высказывания в концептуальном и постмодернистском искусстве. Отказу или невозможности... В любом случае выставка оставляет трогательное, печальное ощущение. А экспозиция лишена всякой иронии и рассказывает об интимном мире художника, в котором никто не может запретить экспериментировать, сомневаться и искать себя. Это апология «теневого» творчества, отказавшегося от «социальных заказов», своим адресатом выбравшего своих домочадцев, апология художников программно пишущих «в стол», и искусства, чья философия гласит, что по-настоящему свободным, вы можете быть только у себя дома.
Тескт: Сергей Баландин
Фото: Гриша Галантный