Вести из ниоткуда
В Краснодарском центре современного искусства "Типография" открылась выставка Людмилы Барониной "Вести из ниоткуда", которую можно посмотреть до 27 ноября.
Тема утопии, по сей день живо эксплуатируемая группировкой ЗИП, в этот раз обретает нежного (на первый взгляд) адепта в лице Людмилы Барониной. Лейтмотивом выставки становится мечта об идеальном обществе, а апелляция в названии к труду У.Морриса сразу задает определенную планку восприятия.
Надо отметить, что выставка сильно отличается от дебютного проекта художницы «Веселись или умри», в котором она иллюстрировала человеческие пороки, иронично окрасив их в цвета поп-арта. Тогда складно срифмованный слоган одной из работ «С Шато ты не хуето» не мог не сыскать отклика в сердце молодого зрителя, и тут же стал локальным фразеологизмом.
Глядя на «Вести из ниоткуда» может показаться, будто Баронина усвоила рецепт изготовления искусства, доставшийся в наследство от Зипов: выбрать социально-ориентированную тему, и подкрепив ее научным трудом известного мыслителя, составить многочастную экспозицию из рисунков и обязательно объектов. Но если «Завод Утопия» был обоснован личным опытом авторов, то в случае Барониной момент личного эмоционального переживания под вопросом. Людина утопия совсем другая. Не лишенная саркастичной авторской интонации, что делает ее всё ближе к антиутопии, и изначально претендующая на актуальность на ниве современного искусства.
Изысканное сочетание гравюр, отсылающих смотрящего к эстетике средневекового учебника анатомии, с рисунками-схемами инсталляций (привет Илья Иосифович), «анархическими знамёнами» чаще интерпретируемыми как ковры, и инсталляцией с «о, у моей бабушки тоже были такие часы с кукушкой», не оставляет равнодушным зрителя, которому до идеи утопии нет никакого дела. «Про что ты там говоришь, эта выставка, про небытие?» - спросила меня одна посетительница вернисажа. И хотя краснодарский зритель еще не научился трактовать тему ковра, абстрагируясь от мемов из интернета, мотив обоев угадывает практически налету. В городе успешно развивается культура интерьера, и уж как тут не знать Уильяма, нашего, Морриса.
В обои Морриса Баронина деликатно, почти незаметно, как будто так и было задумано у английского художника, вплетает своих русалок и кентавров. Так же деликатно в тонко выполненных гравюрах она классифицирует людей-овощей по видам. По сути и эти «одушевленные растения», и мифические персонажи, появляющиеся на черно-белых фотографиях, и дома-минералы представляют собой целую коллекцию пародий на современное общество. Которому до идеала очень далеко. Ведь реализованных утопий не бывает – это оксюморон. Четвертый сон Люды Барониной, так и останется сном. С очень красивым, многоплановым, подчас смешным, подчас жестоким сюжетом.