- Почему даже не Бенгальская? - интересуюсь у художницы.
Мне тоже мой друг Петрелли, он же Карман, говорил, тебе нужно было быть Бенгальской, «Виктория Бенгальская выходит на арену цирка» – звучит! (смеется).
- Вика, расскажите мне про Ваш «цирк», как вы познакомились со сферой секс-работниц?
Началось все с создания художественной платформы «Феминистская кухня», которую мы придумали вместе с Оксаной Саркисян – искусствоведом и куратором, в 2013 году. Эта кухня должна была включать в себя интервью, художественные проекты, обсуждения. И в русле этой платформы у нас возникла идея «профсоюза сексуальных работников», под которой мы понимаем тот факт, что в капиталистическую эпоху все мы являемся сексуальными работниками, в той или иной мере.
Вика Бегальская. Плётка. 2014. Холст, масло. 160х119,5
- Вы имеете в виду, что при капитализме все покупается и все продается?
Именно. И мы подумали, что хорошо было бы включить в этот «профсоюз» самих сексуальных работников и совместно с ними организовали воркшопы, где произведения делают непосредственно секс-работницы и, таким образом, высказываются и включаются в социокультурные процессы. Это был уже политический жест. Результат мы показали 17 декабря 2014 в международный день защиты секс-работников от насилия в центре им. А. Сахарова (Проект «За хлеб и вольность»). То, что представлено во втором зале галереи сегодня – это цифровая печать на шелке с тех самых работ. Далее я решила продолжить эту тему, и совместным трудом художников и секс-работников был поставлен кукольный спектакль «Пояс Афродиты», над ним мы работали вместе с художником Александром Вилкиным и эта выставка также произведена совместно с ним. Спектакль состоялся 31 октября прошлого года в Петербурге, в галерее «Люда», которую курирует Петр Белый.
Плакаты секс-работниц. "Не даром".
После спектакля проходил большой круглый стол, где мы смогли собрать вместе секс-работников, художников, философов, искусствоведов, театроведов из России, Украины и из-за рубежа, и привлечь их внимание к проблемам секс-труда. Уже в январе был создан творческий союз секс-работников и художников «Тереза», совместно с Вилкиным и Дианой Портленд. Теперь у нас есть свой сайт, а результатом этого союза стал спектакль, сценарий которого написан секс-работником. Его можно посмотреть на сайте. Александр Вилкин делал для этого спектакля кукол.
А.Вилкин, куклы, Пояс Афродиты.
- А как Вы вообще пришли к теме сексуального труда в своем творчестве?
Изначально, когда я занималась живописью, была увлечена женской темой. Я вдохновлялась женщинами далеко за 30, даже ближе к 50-ти, такими как Гертруда здесь на выставке, с каким-то неправильным телом, которые это манифестировали, выкладывали свои фотографии на сайтах, искали таким образом мужчин. Меня поразило, что они не стесняются своего тела: с одной стороны это не красиво, а с другой – это трогательно, в этом есть что-то такое проникновенное, человеческое и то, что они смогли преодолеть свои комплексы.
Вика Бегальская. Ползущая женщина. 2014. Холст, масло. 94,5х139
Отмечу, что это были иностранные сайты, наше общество в плане телесности более закрыто, и если ты не соответствуешь каким-то параметрам, стандартам – сиди, закройся и не высовывайся. Тридцать лет – уже много! За рубежом более открытая жизнь, и они могут спокойнее признать, что одиноки, что они ищут кого-то, или что они обладатели таких вот сисек или такой вот жопы. И я их рисовала. С 2004 года, конечно, были и другие интересы, периодически надоедала женская тема, и я рисовала абстрактные пейзажи, но потом снова вернулась к женской теме.
Бегальская&Вилкин. Селфи. 2015. Холст, масло. 89х146
- Я вот нашла в каталоге картину, которую я здесь не вижу, она называется «Селфи» расскажите о ней.
Эта картина здесь, просто в закрытой комнате, пойдемте покажу. (Заходим в офис во втором зале, проходим под изображением вагины, утыканной свечами подобно торту, «символично», - отмечаю я.)
Селфи – это автопортрет в костюме Терезы – продолжает Вика, который мы купили для общества «Тереза», и фотографировались в нем. Эту картину начал Вилкин, он должен был уехать и успел нарисовать только обезьяну, тогда задумка еще не предполагала автопортрет, а потом я начала вписывать туда очередную Терезу и поняла, что нарисовала саму себя.
– Т.е. Вилкину досталась роль обезьяны?
Ну да, но он сам согласился, с тем, что очень похоже.
Бегальская & Вилкин. Тереза. 2015. Холст, масло. 155х97
– А что за розовое животное присутствует во всех образах Терезы, похоже на дракончика или козленка?
Ну это была овечка, но постепенно она трансформировалась в чертика.
– Овечка – агнец, жертва…
И жертва и не жертва, и белое и черное – все вместе. Женщина, соблазняющая мужчину…
– Который должен быть немного лучше, чем обезьяна?
Да. (Смеется).
– Расскажите про своих героинь. Например, эта дама на унитазе, кто она?
Бегальская&Вилкин. Glory Hole. 2015. Холст, масло. 148x103
– Прототипом этой героини послужила актриса, сыгравшая главную роль в спектакле «Пояс Афродиты», она попросила сделать ей фотосессию, для сайтов, где секс-работницы себя предлагают. Мне понравилось фото, и я немного осовременила его в портрете. Получился такой pin up. На фото она на самом деле сидит на кресле, а на картине на унитазе, подрисовали надпись «Glory Hole» и пенис на стене.
– А почему Glory Hole?
«Glory Hole» – это такая анонимная дырка в туалете, куда из соседней кабинки могут просунуть член и все такое.
– Еще про одно животное на выставке хочу спросить. Это что в стиле «C’est ne pas pipe» Магритта, нарисована лисица, а написано «скунс»?
Бегальская & Вилкин. Скунс. 2014. Холст, масло. 160х120
Нет, это тоже по мотивам спектакля картина. Сцена была написана по рассказу секс-работницы: к ней приходил клиент, который невероятно плохо пах, она отправляла его в ванну, мыла, и все равно говорила ему: «ты воняешь как скунс!» А для сцены мы использовали чучело лисы из мастерской художника Пети Швецова, оно и олицетворяло этого скунса.
Отмечу, что в проекте «Гертруда» нет оценки, осуждения или, напротив, покровительственного поглаживания – только сексуальные труженицы, такие, как есть. Кажется, что со времен Дега мало что изменилось, и, как писал сам художник: «Искусство не то, что вы видите, но то, что заставляет видеть других». Именно эту цель и преследует Вика Бегальская: привлечь внимание к проблемам уже существующего в обществе анклава, который больше остальных подвержен насилию, и чья жизнь не должна быть объектом внимания исключительно криминальных хроник, а должна или быть принята обществом, или по крайней мере стать более социально защищенной, чем сейчас.
Выставка Вики Бегальской "ГЕРТРУДА" проходит в галерее pop/off/art до 1 марта 2015.