Внедрение Актуального Искусства в Исторический Контекст

Выставочная жизнь сегодня настолько богата и разнообразна, что кураторы и организаторы культурных инициатив ищут все новые способы для привлечения зрителя. Во многих случаях, зритель служит не только показателем значимости художника, но и способствует достижению экономической выгоды для реализации новых проектов в будущем. В данном тексте хочется обратить внимание на феномен новаторских проектов, кураторская работа над которыми органично выделяет их из общего ряда выставок в формате «Белого Куба». Это не только придает им новые смыслы, но и пробуждает интерес публики, искушенной чрезмерным разнообразием выставочных экспозиций. 

В мировой художественной культуре, период с середины XIX века, относится к этапу расцвета академий и институтов изобразительных искусств. В Европе, Российской империи и США начали появляться все новые художественные училища с различными уклонами и методами преподавания, а живопись как предмет, ввели во многих средних и высших учебных заведениях. Несмотря на стремление модернистов создавать принципиально новое искусство с обновленным художественным языком, общество склонялось к идее развития искусства через призму прошлого. Чтобы содействовать данному развитию, художественные академии открывались в непосредственной близости к музеям. Экспонирование, в большинстве своем, также было возможно только в пространствах тех самых музеев, салонов и галерей. При этом, предпочтение в адрес традиционного искусства, подавляло новаторство в художественной среде и ограничивало свободу экспозиции. Выставочные залы, наполненные однообразным по темам и стилю искусством, служили не только местом воспитания академического вкуса, но и центром социальной жизни, что способствовало смещению интереса публики.

Джорж Скарф, «Выставка в Королевской Академии Художеств», Лондон, 1828 г., 
Изображение предоставлено Museum of London.

Появление Баухауса в начале ХХ века и новые тенденции в архитектуре начали воздействовать на роль и дизайн выставочных пространств. Простые цвета и декор, а также акцент на индивидуальность произведений модернизма, являлись главными отличительными особенностями галерей и музеев нового типа. Появление поп-арта и развитие абстракции в США и Европе в 1950-е годы, продолжили оказывать влияние на эволюцию выставочной отрасли. Новое искусство все дальше уходило от традиции и двигалось собственным путем. Отсюда выросла еще большая необходимость в экспонировании на иных, более подходящих для данных течений площадках. Музеи и выставочные пространства середины ХХ века обрели принципиально новые образы и функции, вдохновленные теми самыми модернистскими архитектурными течениями, в совокупности с индустриальным стилем, отсылающим нас к студиям художников новой волны. Приверженность к формату «Белого Куба», со своей чистотой и непредвзятостью, становится новой нормой в ХХ-ХХI веках. Все благодаря уместному контрасту с моделью музеев XIX века, где значимость монументальной архитектуры практически полностью поглощала внимание зрителя, не предоставляя возможности сконцентрироваться на отдельных объектах искусства.

Выставка «Баухаус 1919-1928» в Музее Современного Искусства (MoMA), Нью-Йорк, 1938-1939 гг., Изображение предоставлено The Museum of Modern Art Archives.

Однако, на протяжении последних 20 лет, художники и кураторы начали все чаще ставить под вопрос эффективность белого, замкнутого и отгороженного от внешнего мира пространства в создании подходящего контекста для восприятия и взаимодействия с произведениями современного искусства. Зародилось мнение, что искусство не должно быть лишено внешнего воздействия, поскольку окружающее пространство может сильнее подчеркнуть его смыслы и вступить в более глубокий диалог со зрителем.

Одним из проектов-первопроходцев и двигателем внедрения нового формата экспозиции, выступила выставка Американского художника Джеффа Кунса в залах Версальского дворца. В 2008 году самые известные работы «Короля Китча» были выставлены рядом с шедеврами Веронезе и Бернини. Надувные собаки, сердечки и лобстеры эффектно контрастировали с интерьерами залов французского Барокко и как утверждал сам Кунс: «современное искусство настолько ограничено рамками настоящего, что сопоставление новых произведений и старых интерьеров позволяет вновь установить связь между историей и историей искусства».

Выставка работ Джеффа Кунса в Версале, 2008 г., 
Изображение предоставлено jeffkoons.com.

Обращение к памятникам культуры и историческим объектам для экспонирования актуального искусства открывает кураторам и художникам возможность погрузиться в исследование исторического контекста и впоследствии значительно расширить границы восприятия искусства для зрителя. Ведь именно контекст, в котором посетитель взаимодействует с произведением, влияет на формирование его смысла. 

В этой статье мы рассказываем о нюансах и особенностях создания таких инициатив и предлагаем читателю ознакомиться с подборкой экспозиций современного искусства в исторических пространствах, на которые стоит обратить внимание в 2024 году. 

«В последнее время стали все чаще появляться проекты, которые внедряются в исторический контекст не ради достижения художественных и смысловых задач, а ради привлечения массовой аудитории и повышения коммерческого успеха экспозиции. Для куратора критически важно находить и не упускать правильные линии интерпретации между произведениями искусства и пространствами, в которые их помещают. В случае отсутствия взаимосвязей между работами, окружающей их архитектурой, контекстом и ключевыми темами в творчестве автора, проект рискует потерять не только свою индивидуальность, но и способность выразить хоть какие-то идеи. Ведь современное искусство отличается от классического именно отсутствием единых канонов и прямых связей с культурно-историческим прошлым. Исторические пространства помогают развить эти связи и предоставить новые возможности взаимодействия с искусством. Но зрителю должны быть открыты «правила» по которым художник создает, а куратор объединяет смыслы, и эти «правила» должны быть честными и естественными, без наигранного подтекста.» - комментирует куратор и арт-менеджер Полина Эпинатьева, с опытом работы в культурных проектах в России и Великобритании.

Выставка работ Георга Базелица в Палаццо Гримани, Венеция, 2021-2022 гг., 
Изображение предоставлено галереей Gagosian.

Например, в проекте «Цвет» британской художницы Стейси МакКормик, проходившем в 2022 году в Лондоне, Мария Королевская и Полина Эпинатьева, в составе Лондонского бюро The Art Partners, стремились не только вдохновиться развеской полотен американской абстракционистки Хелен Франкенталер, творчество которой оказало значительное влияние на персональный стиль МакКормик, но и осторожно подойти к выбору пространства, в котором работы были представлены. Стилистические точки соприкосновения в творчестве Франкенталер и МакКормик неоспоримы, особенно это касается проекта «Цвет», в котором художница наконец отказывается от глубокой монохромной палитры в пользу разноцветного изобилия, так близкого Франкенталер. Однако, их творческий медиум также схож в своей легкости и воздушности. Для того, чтобы получить возможность наслаивать работы друг на друга и открывать новые грани их восприятия, The Art Partners прибегли к нестандартной развеске абстрактных композиций с потолка, а также к использованию особого архитектурного пространства. Работы выставлялись в историческом здании, ранее используемым в качестве строительной лавки, сохранившим деревянные элементы архитектуры начала ХХ века. Пространство обладает удивительным сходством со структурой музея Парриш в штате Нью-Йорк, который был основан в конце XIX века, и в котором, проходила известная выставка Хелен Франкенталер «Абстрактные Климаты» в 2019 году. Для The Art Partners было важно, благодаря пространству, найти смысловую взаимосвязь между медиумами МакКормик и одной из ведущих фигур абстрактного экспрессионизма 20 века, но при этом преподнести ее работы как принципиально новые, со своим уникальным видением и стилем.

Выставка «Цвет» художницы Стейси МакКормик в Unit 1, Лондон, 2022 г., 
Изображение предоставлено Paul Tucker Photography.

Выставка «Абстрактные Климаты» художницы Хелен Франкенталер в музее Parrish, штат Нью-Йорк, 2019 г., Изображение предоставлено Jenny Gorman Photography.

В 2024 году нас будут ждать масштабные выставочные проекты, где исторический контекст и современное искусство органично и правдиво переплетаются между собой.

1.Керит Вин Эванс в Вене.

Одна из самых монументальных сайт-специфичных инсталляций британского художника концептуалиста Керита Вин Эванса была установлена в начале февраля в Карлскирхе в Вене. Католическая церковь является одним из символов города и ярким примером австрийского барокко.

Световая инсталляция, весом более тонны, заполняет практически все подкупольное пространство Карлскирхе и удивительно гармонирует с историческим образом собора. Она обращает наше внимание на главную тему в творчестве автора - противостояние скульптуре как физическому объекту в пользу более эфемерных субстанций, таких как воздух и время.

Инсталляция Керита Вин Эванса в Карлскирхе, Вена, 2024 г., 
Изображение предоставлено Karlskirche Contemporary Arts

2. Ансельм Кифер во Флоренции.

Любовь Ансельма Кифера к историческим контекстам не нуждается в представлении. Достаточно вспомнить его грандиозный проект 2022 года в Венецианском Палаццо Дукале, приуроченный к 1600-летию города. Кифер - художник монументалист, склонный к глубокой интеллектуальной рефлексии. В своих проектах он обращается к темам истории, религии, философии, образам памяти и наследия. В городе каналов художник заново открыл историческое пространство дворца, где творили Беллини, Тициан и Веронезе, и размышлял о Венеции как о городе на стыке культур Востока и Запада. 

Выставка «Эти записи, если их сжечь, наконец-то прольют свет» Ансельма Кифера в Палаццо Дукале, Венеция, 2022 г., Изображение предоставлено Andrea Avezzu Photography.

В этом году величайший нео-экспрессионист посетит другую столицу итальянского Возрождения - Флоренцию. Начиная С 22 марта в памятнике архитектуры раннего Ренессанса - Палаццо Строцци, Кифер представит свои новые и уже известные работы, которые будут обращаться к истории дворца, а также к темам самопознания и философии.

Анонс выставки «Падшие Ангелы» Ансельма Кифера в Палаццо Строцци, Флоренция, 2024 г., Изображение предоставлено Palazzo Strozzi Foundation.

3.  Мохаммед Сами в Оксфордшире. 

В родовое имение герцогов Мальборо - дворец Бленхейм, после перерыва в несколько лет, возвращается серия выставок направленная на взаимодействие современного искусства и территорий памятника Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Фонд искусств Бленхейм приглашает современных художников вступить в диалог с историей замка и произведениями из его постоянного собрания. За последние 10 лет, в инициативе принимали участие такие звезды современной арт сцены, как Ай ВэйВэй, Маурицио Каттелан, Микеланджело Пистолетто и Сесили Браун. 

Выставка работ Ай ВэйВэя во Дворце Бленхейм, Оксфордшир, 2014-2015 гг., 
Изображение предоставлено Blenheim Art Foundation.

Начиная с 9 июля, художественную интервенцию в исторический контекст дворца, произведет молодой автор из Багдада. Практика Мохаммеда Сами характеризуется исследованием темы ретроактивных воспоминаний, его многослойные полотна отражают мир, сформированный не только образами прошлого, но и настоящего, предоставляя зрителю возможность создавать собственные сценарии на основе личного опыта и интерпретации.

Анонс выставки Мохаммеда Сами во Дворце Бленхейм, Оксфордшир, 2024 г., 
Изображение предоставлено Blenheim Art Foundation.

Картинка 0 Обложка Инсталляция Керита Вин Эванса в Карлскирхе, Вена, 2024 г, Изображение предоставлено Karlskirche Contemporary Arts