"Все не так" в Открытом клубе

17 декабря в галерее «Открытый клуб» открылась выставка работ художницы Натальи Касаткиной из личной коллекции Михаила Алшибая. 

Михаил Михайлович - один из ведущих коллекционеров России, а по совместительству – выдающийся кардиохирург – уже не раз предоставлял публике возможность заглянуть в бездонные закрома своего собрания. Напомним, что в музее «Другое искусство» при РГГУ хранится великолепная коллекция нонконформистов из коллекции Алшибая.

Сегодня же мы расскажем вам немного из биографии Натальи Касаткиной, о которой, к сожалению, можно найти не так много информации в наше время. Судьба одарила ее талантом, но продолжала испытывать художницу на прочность на протяжении всей её жизни.

Наталья Александровна Касаткина (1932-2012гг), член Союза художников СССР, живописец, художник-постановщик театра и телевидения, реставратор икон. Окончила театральное отделение Московского художественного училища памяти 1905 года. Ее учителями были выдающиеся Виктор Шестаков, Алексей Попов, Сергей Каштелян. 

Предки Натальи – потомственные священнослужители, выходцы из Архангельской губернии. Мама – театральный художник,  работавшая долгое время с Всеволодом Мейерхольдом. Отец – писатель Александр Зуев, в свое время окончивший богословскую семинарию. Однако позже он горячо принял революцию, служил в Красной Армии, принимал участие в гражданской войне. Зуев близко общался с Владимиров Маяковским, Виктором Кином, Владимиром Гиляровским. Работал в периодических изданиях «Известия», «Правда», «Рабоче-крестьянский корреспондент», «Дружба народов». В 1934 году он был выбран делегатом Всесоюзного съезда писателей. Однако, ни смотря на все заслуги и свой труд, в 1938 году Александр Зуев был арестован по приказу НКВД и осужден по статье 58-10, «Антисоветская агитация и пропаганда». Был репрессирован дважды. 

В начале своей творческой карьеры, еще на третьем курсе училища, Наталья, по совету своего наставника Шестакова, начала работать художником в цирке. В дальнейшем она много работала с цирковым и эстрадным режиссером Сергеем Каштеляном.

Дебютом Натальи Касаткиной в качестве художника-постановщика стал спектакль «Сержант милиции». Позже она ставила спектакли во многих российских городах. Наталье удавалось ставить по семь спектаклей в год, колоссальный труд. С успехом прошел в Иркутске спектакль Татьяны Глаголевой «Фауст» по пьесе Гете, декорации и костюмы для которого придумала Наталья Касаткина. В 1952 Наталья поставила народную комедию «Четыре жениха» в театре «Ромэн».

В середине 60-х, после утомительной кочевой жизни цирков и театров, Касаткина переключилась на телевидение. «У меня было по восемь передач одновременно,- вспоминала Наталья. – Я не умела отказываться от работы.»

Наталья даже успела поработать в экспериментальной группе по развитию цветного телевидения, где, совместно с французскими инженерами, занималась системами кодирования. 

Параллельно Наталья продолжала заниматься собственным, «независимым» творчеством.

В 80-х Касаткина начала активно заниматься реставрацией икон. В 1982 она познакомилась с будущим архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.

Провела четыре года своей жизни в монастыре, и годы эти считала одними из самых счастливых в своей жизни. Большое значение в ее жизни занимал Свято-Никольский храм Казанской Божией Матери, где она в течение шести лет была регентом хора, занималась реставрацией икон храма и росписью его сводов. Самая большая ее работа – выполненная в алтаре, включает 149 фигур. 

В детстве занималась в художественной школе вместе с Анатолием Зверевым, с которым дружила на протяжении многих лет и который в 1966 году написал портрет Натальи, который, кстати, тоже можно увидеть на выставке.

Наталья Касаткина также близко дружила с Игорем Шелковским, с которым когда-то вместе училась на театральном отделении. Он написал вступительную статью – воспоминание для каталога к нынешней выставке.  

«Для меня характерны яркие, жизнерадостные краски. Матисс мне очень нравится.» И действительно, работы Натальи – яркие натюрморты с цветами и фруктами, деревья и лесные опушки, портреты, чем-то перекликаются с Матиссом, Сезанном,  Гогеном и даже Ван Гогом. Они пронизаны добротой и искренностью, и именно такой, по словам ее близких и друзей, была сама Наталья Александровна. 

Выставка «Все не так» Натальи Касаткиной, составленная Михаилом Алшибаем, на наш взгляд, явилась неким исследованием для ее собирателя. Исследованием, которое поднимает извечные вопросы: отчего и почему, и чья невидимая рука «популяризирует» одного автора и оставляет в забвении на долгие годы, а порою и навсегда – другого. 

Что тому виной: обстоятельства ли, человеческий фактор, время или иная непреодолимая сила? Существует ли и в искусстве воля случая  и момент везения и удачливости, вне зависимости от талантов, способностей, вложенных сил и эмоций? Или, может быть срабатывает это пресловутое «в нужное время, в нужном месте»? 

Все не так… или все именно так, как должно было случиться?

Текст и фото: Инна Супряга