«Высадка» движения УНОВИС² на Кубань

В июле в краснодарской галерее Ларина прошла выставка «Высадка» 8 московских художников - представителей образовательно-выставочной инициативы УНОВИС².

Куратором выставки выступил основатель УНОВИС², экс-участник арт-группировки «ЗИП» Эльдар Ганеев, среди участников — группа «Наспять» (Юлия Баранюк, Надежда Лисовская, Тимофей Максимов, Татьяна Тапуть, Екатерина Шафир), Илья Харт, Петр Царев и Дарья Кошкуль.

 Эльдар Ганеев, Илья Харт, Татьяна Тапуть, Надежда Лисовская

Сама галерея Ларина — крайне приятное двухэтажное пространство в центре Краснодара (что немаловажно для москвичей) рядом со сквером Дружбы, в котором есть интерактивные фонтаны, позволяющие охладиться (что немаловажно, когда на улице +39). 

Выставка "Высадка" в галерее Ларина

Надо отметить, что художники нарочито оставили в пространстве галереи «рабочие моменты» — следы монтажа: средства для уборки, провода, хозяйственные сумки. Эти случайные элементы, которые обычно тщательно скрываются перед приходом зрителей, призваны подчеркнуть атмосферу «Высадки» как чего-то спонтанного и немного хаотичного.  

Эльдар Ганеев, «Свет, иди за мной» 

В нижнем, «темном» зале расположилась работа «Луна в рыбах» группы «Наспять», «Зиккурадио» Ильи Харта и Петра Царева, афанеидоскоп «Миллион лет повторов нет» Татьяны Тапуть, объект «Свет, иди за мной» Эльдара Ганеева и спонтанная инсталляция, собранная художниками на месте из найденных объектов.

«Луна в рыбах» — философическая мультимедийная инсталляция в виде аквариума с двумя воблами, ведущими диалог. Одна булькает цитатами из трудов Карла Маркса, Платона и Томаса Мора, вторая — глубокомысленными статусами Вконтакте. При этом иногда зритель но может с ходу понять которая из рыб какая. 

Группа "Наспять", "Луна в рыбах"

«Зиккурадио» интерактивная радио-машина времени, представляющая из себя пирамиду из позолоченных буханок хлеба с двумя ручками регулировки. Верхняя ручка регулирует громкость. Нижняя — баланс настоящего и прошлого.

Поворачивая нижнюю ручку, вы разбавляете настоящее прошлым (или добавляете еще больше настоящего в настоящее). На практике «зиккурадио»переходит от микса из речей Хрущева, Сталина, Брежнева и Андропова к прямой трансляции радио Kazak.FM и обратно. 

Илья Харт, "Зиккурадио"

Объект Татьяны Тапуть — по сути гигантский калейдоскоп, в котором переливаются и отражаются блестящие штуки и найденные объекты. Медитативная работа, которую хочется рассматривать долго. 

Татьяна Тапуть, "Миллион лет повторов нет"

В верхнем, «белом» зале представлены работы Тимофея Максимова, Екатерины Шафир, Юлии Баранюк, Дарьи Кошкуль и Ильи Харта. 

У лестницы расположился интерактивный объект «SYMBOLIFT» Юлии Баранюк. И вот что пишет о нем сама художница: «Вы оказались в лифте, разрисованном картинками и символами, который вдруг зазвучал. Иногда он дерзит, как панк, иногда обращается к самому доброму и светлому. Зрителю предлагается самому понажимать кнопочки лифта и посмотреть, куда они приведут. Подсказка: выход – тоже кнопка. Приятного путешествия! Ps: Все картинки нарисованы нотами на midi-дорожках в программе Ableton и звучат на "этажах"».

 Юлия Баранюк «SYMBOLIFT»

Опоясывает зал двадцатиметровая бумажная лента для локомотивного скоростемера с различными рисунками, коллажами и заметками. Это работа Ильи Харта «Противоход: Москва - Краснодар».

Лента скоростемера предназначена для фиксации изменений скорости локомотива – это отчётный документ машиниста, который сдаётся после смены для расшифровки специалистам. В течение 32-часового пути от Москвы до Тимашевска  Илья заполнял ленту визуальным. В результате зритель мог наблюдать результат буквально с пылу с жару, искусство «с колёс». В реальности лента фиксирует только один параметр – скорость. В художественной практике этот медиум может фиксировать свободный поток сознания художника – физически автор перемещается «вперед», но мысленно может отправиться в любом направлении (времени и пространства).

Илья Харт, «Противоход: Москва - Краснодар»

Выездной стенд выставки «Концепция бытия» — совместная работа Дарьи Кошкуль и Тимофея Максимова — левитирующее  вращающееся яйцо. Из описания мы можем узнать, что это «Экспонат 1. Ископаемое яйцо несуществующего сегодня и вымерзшего в будущем животного. Предположительно 2034-2057 гг. III тысячелетия н. э., территория современной Африки.  Найдено в октябре 2019 года в северо-западной части Амазонской низменности. Хранится в палеонтологическом филиале главного футуро-исторического музея».

Дарья Кошкуль и Тимофей Максимов, «Концепция бытия»

В противоположном углу — интерактивная видео-инсталляция Екатерины Шафир, которая представляет собой экран, в котором зритель видит себя и буквы НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ. 
Часть букв мигает, и зритель периодически видит надписи:

НЕ    СЛОНЯТЬСЯ
НЕ    СЛОН         Я

Работа относит к пограничному состоянию между явью и сном, когда образы из реальности трансформируются в новые смыслы.

Екатерина Шафир, "Слон"

Центральное место в зале занимает «Тропик Рака» Тимофея Максимова — это самостоятельно открывающиеся форточки, на которые нанесены изображения, меняющиеся в зависимости от угла зрения. 

Тимофей Максимов,"Тропик рака"

Бонусом на лестнице между этажами возник pop-up объект «Сказка про Короля в жёлтом» Ильи Храта. Вот что рассказывает про него Илья: «я уже давно собрал свои запланированные работы, помог остальным и маялся от безделья. Образ навеян местом, где мы жили с ребятами в Краснодаре – в доме у Маруси Морковкиной – в этакой атмосфере True Detective с кубанским вайбом, приправленной жуткими рассказами Маруси о её детстве. 

Король в жёлтом – персонаж рассказов Роберта Чемберса, зловещий аноним, герой одноимённой пьесы, после прочтения которой люди сходят с ума. Неоднократно упоминается в первом сезоне True Detective в связи со всей этой мутной темой насилия над детьми. 

Для меня эта …хммм …скульптура(?) – своеобразный проводник на «другую» сторону (неслучайно он "уселся" на лестницу между 1 и 2 этажом) – таковой отчасти стала и наша поездка в Краснодар, и пребывание в гостях у Маруси».

Илья Харт, "Сказка про Короля в желтом"

Также в укромных и не очень уголках зала (и Краснодара в целом) можно было найти маленьких разноцветных человечков — «Тимофеев». Это также спонтанная работа Надежды Лисовской, выполненная в поезде в Краснодар и выражающая ее чувства к Тимофею Максимову, который по ряду причин не смог участвовать в поездке. 

Надежда Лисовская, "Тимофеи"

Коллектив художников выражает глубокую благодарность галерее Ларина и лично Татьяне Лариной за площадку и помощь в создании выставки, а также художнице Марусе Морковкиной за гостеприимство.