Выставка «Настоящее время, несовершенный вид» в Гараже

26 марта в Гараже открылась архивная выставка «Настоящее время, несовершенный вид», совсем не похожая на то, что разворачивается в основном пространстве Гаража, очень строгая и выстроенная, как череда архивных коробок, где хранятся истории событий, которые были задуманы, но не реализовались. 

Текст и фото: Свеколкина Ирина 

Этот выставочный проект был придуман кураторами во время карантина как продолжение размышлений о несостоявшихся проектах Гаража и о том, что «отмена» 2020-го года – это повестка не только сегодняшнего дня, а вечная проблема искусства: недостроенные дома, недописанные картины, отмененные выставки. Кураторы обратились к архивной коллекции Гаража, хранящей свидетельства событий, которые никогда не состоялись, и отобрали для показа разные по типологии версии не случившихся событий, с 1960-х до 2020-й год. 

На выставке представлены два архитектурных проекта Игоря Пяткина, модерниста, работавшего в 60-е годы, а также одного из проектировщиков здания, в котором сейчас находится музей Гараж. «Танцевальный зал» (предлагаемая дата реализации - 1973-1976 годы) и «Киноконцертный зал» (предлагаемая дата реализации – 1969 год) должны были быть построены на месте «Шестигранника» в Парке Горького и послужили стартом для трактовки «нереализации». Поскольку проекты Пяткина должны были быть возведены на тех площадках, где сейчас находится музей Гараж, их нереализация наводит на мысль о том, что если бы они были осуществлены, вероятно, музей Гараж никогда бы не переехал в это пространство, и это бы сильно изменило его историю. 

Альбом-книга «Танцевальный зал» с эскизами и фотографиями архитектурных макетов. 1965-1968.
Авторы: Игорь Пяткин, Л. Белоусова, Игорь Виноградский, Валерий Олофинский, А. Клинский и другие. 
Предполагаемые даты реализации 1973-1976
Предполагаемое место реализации: «Шестигранник», ЦПКиО им. Горького
Причина отмены: неизвестна. 

Этот проект демонстрирует нам отмену не как личную драму и неудачу, а как потенциал, который позже трансформируется в историческом контексте для других возможностей. 

Самый ранний неосуществленный проект принадлежит художнику Франциско Инфанте «Кинетическое освещение архитектурных сооружений Московского Кремля и Мавзолея на Красной площади» 1968 года. Он представляет собой чертежи и зарисовки проекта свето-звукового оформления Кремлевской стены и Красной площади, отвечая на кинетическое стремление эпохи изменить пространство с помощью света и звука.

Франциско Инфанте-Арано, эскиз проекта кинетического освещения архитектурных сооружений Московского Кремля и Мавзолея на Красной площади, 1968 г. 
Предоставлено художником.

Проект не был реализован по причине выхода из него Франциско Инфанте. А сделал он это, поскольку был крайне возмущен советской системой, в которой имя художника ставилось в конце списка чиновников и начальников, не относящихся к проекту, но приписанных к нему как его соавторы. Разозлившись, художник уничтожил макет и уникальные световые схемы, позволяющие с помощью цвета изменить привычный облик Кремля. 

Художник Петр Белый на выставке представил свой нереализованный проект под названием «Парк Меланхолии», вдохновленный известной гравюрой Дюрера «Меланхолия» (1514 г).  Автор размышлял о судьбе конструктивизма в современных городских условиях, где зачастую эти постройки руинированны и нефункциональны, его также вдохновила судьба ленинского плана монументальной пропаганды и его наследие в виде разрушенных, обветшавших памятников вождей пролетариата, разбросанных по всем бывшим территориям Советского Союза. И Петр представил, что может проложить с помощью этих обломков свой маршрут меланхолии, по которому можно пройтись, размышляя о несостоявшемся искусстве, о заброшенном конструктивизме, о новом капиталистическом облике наших городов. В последний момент администрация Дворца Культуры имени И. И. Газа (Санкт-Петербург), на территории которого планировалось построить парк, отказалась от воплощения без объяснения причин. 

На выставке представлены фрагменты незавершенных, заброшенных скульптур, которые Петр привез с собой. Проект обращен к зоне меланхолии, существующей в душе у каждого человека. Сейчас к этой зоне можно отнести и советское монументальное искусство, которое для нового поколения уже перестало нести идеологическую нагрузку, превратившись в красивые обломки советского прошлого. 

Проект куратора Петра Жеребцова из Новосибирска был включен в выставку в процессе ее подготовки. Проект посвящен необычному взгляду на современную Россию и должен был быть реализован в Берлине в 2020-м году. Выставка ведет разговор о русском современном обществе и о том, что оно патриархальное, консервативное, милитаризованное. На выставке представлено небольшое количество экспонатов, демонстрируемых как часть архивной памяти. 

Еще один нереализованный проект – Монументальный музей женского искусства, задуманный в 90-е годы первой активисткой феминистского искусства в СССР Натальей Каменецкой. 

Наталья Каменецкая первая в Советском Союзе начала заниматься гендерной проблематикой, разрабатывала теорию феминистского искусства и организовывала выставки с участием женщин-художниц. А в 1993 году она решила воплотить в жизнь свою главную мечту: создать Музей женского искусства по аналогии с Национальным музеем женского искусства в Вашингтоне (является единственным в мире музеем, экспонирующим  работы, созданные исключительно женщинами, основан в 1987 году). Но проект не нашел поддержки, и в 1994 году возникла альтернативная идея превратить его в текстовое хранилище, выпустив второй номер журнала «ИдиомА», но этого не случилось. Сам журнал также можно назвать несостоявшимся проектом, так как вышел только первый выпуск. 

Наталья Каменецкая «Глаз», 1990 год

Наталья предложила женщинам-художницам представить проекты, которые они хотели бы реализовать в этом несуществующем музее, так, в результате, сложился «Музей желаний»: «Я обратилась к своим друзьям и коллегам по гендерным проектам, Олесе Туркиной и Виктору Мезину с идеей выпустить номер журнала «ИдиомА» с женскими нереализованными проектами – мечтами художниц. Мы собрали коллекцию проектов художниц – эскизы, наброски, зарисовки, и тексты к ним, - желаемых и не осуществленных, переданных нам с надеждой на публикацию. 

Витя Мезин написал текст, но номер не был издан, и проекты стали просто «Музеем Желаний», как и сама идея Музея женского искусства в Москве.» 

Наталья Турнова «Это доступно каждому», 1991 г. 

На выставке можно увидеть эскизы некоторых художниц, сделанные в 1993 – 1994 годах. Журнал не был опубликован, а «Музей желаний» вместил в себя не только нереализованные желания, но и желание желать, одно из самых главных для человека желаний. 

Музей современного искусства «Гараж»

26 марта – 8 августа 

Кураторы: Екатерина Иноземцева и Саша Обухова при участии Тони Трубицыной