Выставка «Nikita Makarov: in propria persona» в МУАР с 5 февраля
С 5 февраля Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку «Nikita Makarov: in propria persona». Посетителям предстоит увидеть своеобразный «рестарт» экспозиционного проекта: изначально открытие было намечено на конец ноября, но пандемийные ограничения внесли серьезные коррективы.
Никита Макаров – московский художник, мастер пейзажа и яркий представитель московской академической школы живописи. Экспозиция станет попыткой автора осмыслить события истории и мировой опыт живописи через призму собственных пластических исканий, диалогов и пересечений с искусством ХХ века. Художник предстанет перед зрителями «собственной персоной».
Никита Макаров, «Ночь. Вилла Фиор Да Лиз»
На выставке представлено около 30 работ, в основном это прибрежные и городские виды разных регионов Италии и Испании, написанные художником в течение последних двух лет.
Никита Макаров: «Неизвестность будущего пугает и тяготит, определяя тем самым мой сегодняшний пассеизм, характерный для моих произведений и ранее. Это не побег, это возвращение в тот идеальный утопический мир прошлого. Это желание познать глубинные процессы гармонии мира и человека в нем, или без него. Достигнуть медитативного, созидательного состояния, и в нем стать демиургом-соучастником прошлого, а не немым созерцателем настоящего…».
Никита Макаров, «Кафе Венеция»
Макаров работает в редкой технике темперы на деревянной основе, приближенной к русской средневековой живописи. Возможно, такой выбор объясняется тем, что одна из специализаций образования художника – монументальное искусство; в то же время многие работы Никиты Макарова можно назвать ювелирными: они требуют особой кропотливости, мастерства и прочных материалов дерева.
В своих работах он вступает в своеобразный диалог с ярчайшими представителями французского постимпрессионизма и американского модернизма Пьером Боннаром, Жоржем Сера и Эдвардом Хоппером. Параллели сопоставлений живописного языка этих художников, выбранных Никитой Макаровым в качестве наставников и собеседников, создают интереснейший, многоаспектный диалог.
Никита Макаров, «19 октября. Вольтерра»
Лейтмотив пейзажей Макарова рифмуется с высказываниями о собственном творческом процессе Э.Хоппера (1882-1967): «Когда я рисую, моя цель состоит в том, чтобы очень точно перенести на полотно мои самые сокровенные впечатления от природы». «Точность перенесения» и «самые сокровенные впечатления» позволяют художнику тонко дифференцировать нюансы и детали каждого из пейзажей, сохраняя при этом и подлинность собственных впечатлений, и, одновременно, анонимность изображаемого. Несмотря на универсальность пейзажных композиций Макарова, каждая из них имеет конкретное название и легко идентифицируется. И в каждом видовом изображении южной природы видна собственная персона автора.
Куратор выставки: Дарья Котлярова