Выставка Rolling Александра Козлова
В декабре в новом московском пространстве «Суперметалл» прошла выставка Александра Козлова Rolling. На открытии выставочный зал был наполнен людьми, как на концерте известного музыканта — пришло более полутора тысяч человек. Это много даже для давно известных площадок и привычных авторов, тем более для нового места и художника, имя которого мы слышим не часто. Попытаемся разобраться как меняется художественная сцена в Москве в конце 2022 года.
Текст: Александр А. Бурганов
Открытие выставки Rolling, пространство Суперметалл, 9 декабря, Москва
Александр Козлов — родился в Москве в 1989 году в семье художников, окончил как художник МГТУ имени А. Н. Косыгина, затем изучал цифровую графику МАИ и получил второе высшее в ТИ им. Б. Щукина. Он является автором архитектурных и дизайнерских проектов для Третьяковской галереи, телеканала 2х2, клуба «Гагарин» и ряда брендов. Как художник выставлялся немного где, но в хороших местах — в Петергофе и в Тель-Авиве.
Открытие выставки Rolling, пространство «Суперметалл», 9 декабря, Москва
При входе на выставку в «Суперметалле» зрителям раздавались вручную расписанные объекты — маленькие шарики, символизирующие человека, а также располагался гайд с описанием четырёх типов персонажей, встречавшихся далее в экспозиции: холодно-безразличного обывателя, трубадура-глашатая доброй вести, женского типажа и образа автора.
Открытие выставки Rolling, пространство «Суперметалл», 9 декабря, Москва
Golden Gate. Масло, золотая поталь, лак, дерево, 2022
После этого зритель проходил в первый зал и на него обрушивались десятки и сотни лиц, масок и голов, выполненных в разных техниках — акрил, акварель, уголь, холст, бумага, маркеры, карандаши, картон. Были даже подобия древнерусских складней на деревянной основе, покрытые сусальным золотом и лаком. Лица проникали друг в друга, пересекались, некоторые головы наполнялись своими копиями, и все изображения относились к тем четырём категориям, описанным в инструкции при входе.
Face N6. Акрил, уголь, холст, 2021
Были и менее типизированные образы, в основном представленные во втором зале, например, человек с пистолетом, весельчаки с натянутыми улыбками нарочито серьёзные клоуны и психологическая тяжелая работа 2х4 (в названии которой зашифрованы и размер произведения и дата), изображающая четыре черно-белые отвернувшиеся от зрителя фигуры. Эти работы — как повествовательное отступление на немного другую тему внутри большого кино.
Face N10. Акрил, уголь, холст, 2021
«Чтоб вы жили в эпоху перемен!» — так была озаглавлена Венецианская биеннале 2019 года. Грань между индустриальной и постиндустриальной эпохами — эта та острая кромка, которая разрезает сегодня страны, поколения, идеологии, и отделяет прошлое от будущего. 20-й век производил человека, как на станке Генри Форда, — по жестким лекалам дисциплинарного общества. Текучая постиндустриальная современность предлагает каждому изобретать себя самому. Но наше поколение и наш город находятся где-то между двумя эпохами.
Guy In Pink Raincoat. Акрил, холст, 2022
Четыре типажа для описания всего многообразия человечества — не мало ли? Нарочито мало. И всем героям произведений Александра Козлова тесно, они наслаиваются друг на друга, одни лица как паттерн заполняют другие, они кричат или молчат от дискомфорта, перетекают из живописи в графику, из трафарета в объект — иными словами, всеми выразительными средствами они сообщают, что в заданных рамках они не помещаются. Я думаю, большинство гостей выставки в декабрьской морозной Москве чувствовали примерно то же самое.
2x4. Масло, холст, 2022
Аналогичное чувство передаёт нам и сама живописная манера — свобода уличного искусства подчиняется рациональной логике русского авангарда.
Примитивизм, как очевидное в своей простоте сообщение, о том, что что-то важное для нас сегодня слишком упрощено. Эта живопись описывает мир в ко тором не хватает деталей, гибкости, вариативности. Этот живописный метод вторит самоограничению автора в выборе типажей. Всё просто и жестко. И где- то, придавленный этими правилами, подспудно дышит свободный росчерк стрит-арта.
Face N9. Акрил, уголь, холст, 2021
Каждое художественное высказывание сегодня, если оно искреннее, а не просто ширма, отделяющая новостной поток от супермаркета, заслуживает уважения и внимания. Мы все чувствуем себя в жестких рамках и наши эмоции не помещаются в них. Выставка Александра Козлова стала яркой вспышкой, отразившей как в зеркале всех тех, кто на нее пришёл. И может быть главное в ней — это то, что автору, удалось избежать назидательности, остаться в тональности доброй беседы и дружеской эмпатии ко всем пришедшим, и поднять в своих работах тему внимания и любви друг к другу.
Автор с работой "Two fckn clowns"
Кураторская команда выставки: Катя Холодная, Саша Лебедев, Нина Журавлева. Фотографии и видео: Юля Мудрая и Наташа Акименко.