Выставка «Trauma Studies» в NII SREDA

В начале октября обновленное пространство художественных мастерских NII SREDA открылось камерным выставочным проектом «Trauma Studies», исследующим феномен травмы и травматического опыта как факторов, существенно влияющих на личность художника и его творческую репрезентацию. Кураторами выставочного проекта выступили студентки выпускного курса магистерской программы «Культурология» философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Мария Андреева и Мария Фарел, для которых эту работу по праву можно считать дебютной, поскольку это их первая самостоятельная выставка. 

Текст: Наталия Антропова
Фото:  Дарья Сухорукова

Общий вид экспозиции

В качестве заглавной темы был выбран вопрос о том «есть ли способ пережить травму и освободиться от навязчивых мыслей о ней?». Свой интерес к данной теме кураторы проекта объяснили тем, что долгое время исследования феномена травмы были немногочисленны и находились в маргинальном положении. Игнорирование проблемы и намеренное подавление проявлений полученного когда-то травматического опыта привело к разрастанию целого комплекса негативных эффектов, влияющих на жизнь не только отдельных людей, но и всего общества в целом. Лишь к концу ХХ века сформировалось отдельное гуманитарное направление —  исследование травмы.

Руслан Поланин  «Оно всегда возвращается…» энвайронмент, авторское музыкальное произведение 2019 г.

Кураторы выставки Мария Андреева и Мария Фарел предложили рассмотреть произведения искусства, в которых авторы подвергают художественному осмыслению болезненные переживания и события. Двенадцать работ из России и Беларуси, выполненных в разных художественных техниках и жанрах от живописи и фотографии до sound-art, расположившись в трех залах пространства NII SREDA, образуют концептуальное и смысловое единство, призванное разрушить табуированность темы и ее маргинальный статус. 

Анна Силивончик «Мое старое платье». Инсталляция, 2019 г
Айша Тайсумова Триптих «Переживи». Бумага (крафт), акрил, уголь и фотографии, 2020 г

Особенно ярким кажется этот посыл при взаимодействии с самим выставочным пространством, выбор которого не кажется случайным. Место, где проходила выставка, вероятно, еще в недавнем прошлом было отведено под городской бордель, расположившийся в подвальной части жилого дома. Длинный узкий коридор с многочисленными маленькими комнатами по обеим сторонам, небольшой бар в стиле начала нулевых формируют у зрителя ясное понимание характера этого места и его первоначальной функции. Это место, напрямую связанное с темой женской травмы как телесной, так и ментальной, в сочетании с главным тезисом выставки, само производит колоссальное впечатление и становится неотъемлемой частью всей художественной концепции, придавая этому разговору нужную интонацию, которой выставочный проект был бы напрочь лишен, будь он создан в стенах стерильной белоснежной галереи. 

Анна Силивончик Минск «Мое старое платье» (фрагмент инсталляции), 2019 г

Кураторская работа Марии Андреевой и Марии Фарел — отчетливый призыв снять существующие в нашем сознании ограничения и запреты. Это призыв к честному и открытому разговору о важности тех чувств и эмоций, которые были получены в результате травмирующего опыта, с которым сталкивается каждый из нас.

Мария Фарел First valley. Холст, смешанная техника 2021 г.

В выставке принимали участие: 

Руслан Поланин, Наталья Дюкова, Мария Фарел, Дарья Семенова, Надя Свэир, Наталья Матисон, Дарья Сухорукова, Вадим Харитонович, Айша Тайсумова, Анна Силивончик, Алексей Юдаев-Виннс

Дарья Сухорукова Серия натюрмортов из фотопроекта «Memorymarie», 2018 г.

 

Nadja Sveir, Vargtimmen, 2013–2015 гг

 

Выставка «Trauma Studies» в NII SREDA