Выставки, плакаты, пшики и кружочки художника Эдуарда Зимовцева
Художник Эдуард Зимовцев (1983-2023) успел провести только одну персональную выставку и принимал активное участие в работе «Красного Кружка». В чём-то его жизнь художника была типичной для сегодняшних московских художников, в чём-то нестандартной. Посмотреть на разные стороны его художественного поиска и прокомментировать их попросил Авдея Тер-Оганьяна бывший соучастник по «Красному Кружку» Филипп Шувалов.
Текст: Филипп Шувалов
Фото: Эдуард Зимовцев, Филипп Шувалов, галерея «На Каширке», галерея «Пересветов переулок», галерея «Новое Крыло Дома Гоголя», галерея XL
Эдуард Зимовцев
Ранняя смерть после отравления неправильными веществами трагична и нелепа. Особенно больно, что Эдик не был наркоманом, не употреблял ничего регулярно. Выпивал немного, даже не курил. И вот такая нелепая случайность всё разрушила, разрушила жизнь и короткую карьеру художника, длившуюся всего около десяти лет.
В 2012-м году Зимовцев попал через знакомого курского художника на онлайн-семинары Авдея Тер-Оганьяна, которые тот вёл по скайпу из Чехии, ещё будучи в эмиграции. На них собирались художники и общались с Авдеем об искусстве, о современных художественных проблемах, показывали и обсуждали свои работы. Сам Эдик в это время работал графическим дизайнером. После того, как Авдей Тер-Оганьян вернулся в Россию и начал здесь преподавать, Эдик вступил в Красный Кружок (в начале 2021 года) и в скором времени стал его активнейшим участником, можно сказать, вторым лидером.
Краткая биографическая справка со слов друга детства Эдика Алексея Филатова:
«Эдик родился в Курске и вырос в суровом «гоповском» дворе на проспекте Кулакова, 5. Эдик там очень сложно выживал. Даже несмотря на то, что носил «Адидас» (правда «классик» из секонда) и брился раз в полгода налысо, когда зарастал кучерявой шевелюрой а-ля Макаревич. Учился в школе №30 около дома. Закончил с золотой медалью. В детской художественной школе №2 был самым талантливым учеником. Постоянно участвовал в выставках. Ему предлагали дальнейшее обучение в Москве в академии Глазунова. Но он решил поступить на недавно открывшийся факультет графического дизайна в Курском педагогическом университете.
Ещё в школе, вместе с друзьями Эд увлёкся брейк-дансом и граффити. Тогда это было в новинку в Курске. Но Эдик вскоре вышел из команды, так как учёба на графдизайне отнимала очень много времени и сил. Он ей полностью отдавался.
Была очень крутая дипломная работа – книга о Цветаевой и Гончаровой. Весь факультет восхищался, но Эдик, как обычно не был доволен. После окончания института он остался преподавать на факультете, который закончил. Через пару лет решил поступить в Высшую Академическую Школу Графического Дизайна в Москве. Жил в общежитии. После окончания ВАШГД работал по специальности в Москве. И начал интересоваться и заниматься современным искусством.»
Дипломная работа
Авдей – своеобразный панк в совриске и в нём Эд нашёл для себя единомышленника. Сам он частенько ходил в какие-то подвалы на концерты молодых неизвестных панков.
На общем фоне художественной тусовки в Москве Эдик выделялся, или правильнее сказать, не выделялся, своей скромностью. У него было какое-то ощущение собственной незначительности, незначимости. Он совсем не стремился себя показать, о себе заявить, что-то где-то поскорее выставить. Больше наблюдал и осмыслял. Он умел говорить об искусстве рационально и осмысленно. Объяснить почему эту работу он считает удачной, а эту нет. Он очень многое понимал в искусстве и Авдей говорил, что Эдик единственный в «Красном Кружке», кто мог спорить с ним о том, как делать выставку, «на равных».
(Алексей Филатов: «Эдик немного сетовал в последний год, что делает всё он, а слава достаётся Тер-Оганьяну. Но это было скорее минутной эмоцией, чем занозой в жопе.»)
Эдик был тонким и деликатным человеком, и как многие художники, со своими индивидуальными странностями. Он понимал, к чему ему надо стремиться в искусстве и постепенно шёл к этому. При этом он как будто не хотел быть автором, творцом своего искусства. Как будто он видел в этом что-то пошловатое, что-то ненужное и отжившее.
***
Характеристика его работ, обзор выставок «Красного Кружка» и его персональной выставки «Авангард и китч» записана со слов Авдея Тер-Оганьяна.
«Авангард и китч. Часть 1: Чернолаковая резьба по дереву»
Галерея Пересветов переулок, 9 февраля - 19 марта 2023
Каталог и некоторые работы с выставки «Авангард и китч»
Авдей Тер-Оганьян: Первая персоналка Эдика выглядела крайне странно, была довольно сложная и многосоставная. Там была масса нюансов, гениальная развеска, сочная экспозиция. Выставка состояла из двух залов.
В одном зале была представлены коллекция советской чёрно-лаковой резьбы. Такого народного промысла. Низкопробное массовое коммерческое искусство для советского обывателя, народный китч. Эта декоративная форма появилась, видимо, где-то в шестидесятые. К сожалению, тогда, как и сейчас, пролетарским массам высокий уровень искусства был недоступен. Такие картины висели практически в каждом доме. Портреты Есенина, Хемингуэя, «Берёзовая роща» Куинджи, лошади и т.п.
У меня самого первое столкновение с искусством произошло, когда я был в четвёртом классе и пошёл во Дворец пионеров в кружок чёрнолаковой резьбы. Вёл кружок какой-то дядька, который был совсем не художник, какой-то ремесленник. Там был токарный станок по дереву, мы что-то на станке пытались делать. Главное была технология. Выпиливали и зашкуривали дощечку. Через кальку переводили картинку, штихелем вырезали по линиям. Это было очень модное творчество и было огромное количество артелей, которые производили и продавали это в магазинах.
Но Эдик делал эту выставку самостоятельно, я даже ничего не знал об этом. Он собрал довольно большую коллекцию этих поделок. Что-то было у него дома, что-то он нашёл у друзей в Курске, что-то на барахолке купил.
Эдуард Зимовцев «Минимализм №1. 2 части» 2022
Во втором зале Эдик показывает авангард по Клементу Гринбергу – абстракцию. Сегодняшнее искусство – это рефлексия по поводу искусства прошлого. Эдик берёт за основу идеи из статьи «Авангард и китч» и делает пародии на работы модернистов и авангардистов ХХ века, используя эту китчевую технику. Вырезает квадраты, дырки и т.п. на дощечках, покрытых чёрным лаком. Пародированию подверглись все, от Малевича до Сая Твомбли и Лучио Фонтане. Эти работы выглядят очень странно. В них есть сочетание идиотской технологии и абстракции, в силу этого они смотрятся довольно комично. Эдик вешает работы на гвозди, на пеньковой ворсистой верёвочке. Учитываются все нюансы и в этом Эдик эстет и формалист, у него тонкая ирония по отношению к современным формам демонстрации произведений искусства.
Исполнение классики авангарда, которая уже давно не является авангардизмом, в такой китчевой форме превращается в настоящий авангард.
Там было видео, где он показывал этапы изготовления чёрного квадрата под музыку. Это ирония над пафосом видео-перформансов.
Сейчас модно проводить «воркшопы» для публики и на выставке был смешной воркшоп – Эдик показывал участникам мастерской как резать по заранее заготовленной дощечке - на это надо смотреть как на авангардистский перформанс, где люди учатся делать акционизм.
Таким образом, взяв увиденное ещё в детстве за основу, Эдик сопоставил авангардное искусство не только с китчевыми поделками, но в целом с образом жизни советского обывателя, с советским прошлым, с детскими воспоминаниями, с представлениями «простых людей» о культуре и искусстве.
Я завидую Эдику, что он это придумал, такую клёвую идею, я бы тоже хотел такое сделать и придумать. Он как будто придумал мою идею, я должен был это сделать.
Был издан каталог, изящная книжечка на плохонькой бумаге, стилистика блестящая. Мне очень нравится, как он был сделан. В него включён текст Гринберга.
Эдик полностью проявил себя как самостоятельный автор. Он соединил три точки. Статью Гринберга, авангард и эти поделки советские, и сделал новые авангардные поделки. Хорошая, остроумная мысль. Нам сегодня, когда всё уже придумано, остаются только вот такие игры в нюансы. Но разные слои внутри выставки сделали её глубокой, сложной и изящной.
Видеообзор выставки можно найти на YouTube.
Эдуард Зимовцев «25 отверстий. №1» 2022
Серия «Пшик» (2021 г.) делалась для выставки «Шарики и Кружочки».
Работы фотографировались в уличных условиях. Позже были выставлены в галерее XL.
Серия «Пшик». Презентация работ на улице. Фото Эдуард Зимовцев
Авдей Тер-Оганьян: Эдик, как и многие художники, увлекался стрит-артом, у него есть уличные работы. Думаю, это модно для этого поколения. После гламура девяностых и мощной коммерциализации искусства в нулевых, как протест против этого возник стрит-арт. В поколении Эдика много стрит-артистов. Конечно, стрит-арт — это такая штука самодеятельная и большинство стрит-артистов довольно-таки слабенькие. Но сама тенденция хорошая и правильная. Они не хотят торговать, не хотят быть барыгами, жопами толкаться на Cosmoscow. «Мы независимые, андеграунд» - в общих чертах я так понимаю этот пафос художников нулевых и десятых годов, я от них такое слышал.
У Эдика много уличных вещей. Но Эдик - художник концептуальный, интеллектуальный.
Серия «Пшик» - странная и парадоксальная. С одной стороны, «пшики» - это артификация и коммерциализация стрит-арта. Он использует знаковый материал стрит-арта, спрей, и делает короткий пшик на бумажку, а затем эту бумажку помещает в рамку. Получается станковая работа, которую можно продать. А потом эту работу под стеклом он помещает обратно на улицу. Такой пинг-понг, такая остроумная игра. Когда он их показывал на выставке «Шарики-кружочки» - это был стрит-арт внутри галереи, который пришёл туда с улицы. Стрит-арт, который вырезан и вставлен в рамку, то есть ушёл с улицы, но потом обратно на неё вернулся. Эти фотографии - это стрит-артистская документация. Очень клёвая работа. Они хороши и внутри выставочного пространства, и снаружи. И там, и там они довольно парадоксальны.
«Шарики и Кружочки»
Галерея XL, 6 сентября - 9 октября 2021
Макет, открытие выставки «Шарики и Кружочки»
Это была первая большая выставка Красного кружка и её открытие стало весёлым и праздничным событием. Было много народу, хлопушки, перформансы, жонглёрка. Всё это стало плодом кропотливой подготовительной работы. Участники делали свои работы и раз в неделю проходил зум с девяти вечера и до двух-трёх часов ночи. Долго обсуждались работы участников. Обсуждали развеску до миллиметра, вымеряя как расположить работы, с помощью трёхмерной компьютерной модели зала. Кропотливая длительная работа ради того, что выглядело как смешной прикол или весёлый студенческий «капустник». Эдик для этой выставки сделал серию «Пшик» и уличную интервенцию – разместил на рекламных щитах большие плакаты с кружочками. Эта серия называлась «Пропедевтика».
Работы из серии «Пропедевтика» - фото Эдуард Зимовцев
«Проходная Выставка»
Новое крыло «Дома Гоголя», 16 апреля - 26 июня 2022
Эдик был куратором этой выставки. Делал проект развески и полностью контролировал работу по подготовке выставки и развеске работ.
Проходная выставка
Авдей Тер-Оганьян: Проходная выставка так называется потому, что вы проходили по анфиладам комнат. В названии никакой концепции не содержится. Просто восемь художников в пяти залах, и их работы перетекают из одного зала в другой. На каждого художника не хватало залов. Идея была показать, что это авторская выставка. После наших нескольких выставок меня упрекали, что это идеи Тер-Оганьяна, а другие художники, они там никто, просто ученики. И тогда мы решили сделать выставку, чтобы каждый выступал за себя, показать авторские вещи. Никакой концепции Тер-Оганьяна здесь нет. Я, конечно, присутствовал как дизайнер, но никаких идей я сюда не вносил.
Работа Эдика была на видео. Называлась «Ноль просмотров».
Это какие-то дурацкие видео с Ютуба, которые никто не смотрел до этого. Он смонтировал много коротких видео, и они идут параллельно на девяти экранах, но хронометраж у всех разный и они никогда не совпадают. Всегда на этих телевизорах разные видео, какая-то уникальная комбинация.
Это чистый концептуализм. Но Эдик не московский концептуалист. Это не традиция Монастырского и Кабакова, это западного типа, классический европейский концептуализм. Собственно, это такая рефлексия по поводу Ютуба и отражения в нём современного общества. Подача в данном случае вот такая визуальная, по-моему, очень изящная. Эта работа первоначально была сделана для выставки «Энди Уорхол и русские художники». Там должно было быть четырёхканальное видео. На четырёх экранах должно это было крутиться. Но там организаторы хотели на одном мониторе крутить и это видео Эдика, и что-то еще, они совершенно не поняли сути этой работы. И Эдик отказался. Хотя изначально это был оммаж Уорхолу, порождённый логикой Энди Уорхола.
ФШ: Эту работу надо смотреть, созерцать, какое-то время на неё потратить, или достаточно прочитать её название, описание, и идти дальше, или в неё надо втыкать?
АТО: Тут несколько уровней. С одной стороны, вся фишка и прикол, что она может просто быть пересказана. В двух словах, в одном предложении можно пересказать суть работы и всё понятно становится. Но с другой стороны, её очень интересно смотреть. Там ещё были наушники, хотя я, честно говоря, их не надевал. Я смотрел, очень интересно какая еще херня бывает на свете. Её бесконечно интересно смотреть, можно втыкать бесконечно, и понять глубже, и просто получить эмоциональное удовольствие.
«Ноль просмотров», Эдуард Зимовцев, 2022
The Art Newspaper Russia:
«Самую концептуальную работу представил Эдуард Зимовцев (по совместительству куратор выставки). Примечательно, что только она сопровождена экспликацией, как бы подчеркивая клише: где концептуализм, там и текст. В инсталляции он увековечил то, что уж точно не рассчитывало на такую привилегию, — заурядные любительские видео, набравшие ноль просмотров на YouTube. Невольно отмечаешь, что кое-чем эти ролики роднятся с большей частью видеоарта: они такие же невыносимо скучные», - Алиса Дудакова-Кашуро.
«Самая плохая выставка на свете»
Галерея XL, 6 сентября - 8 октября 2022
«Самая плохая выставка на свете»
Эта выставка стремилась пародировать всё, что происходит в современном искусстве сегодня и то, что происходило в нём последние тридцать пять лет, идеи и амбиции художников, их ошибки и подражательность, саму запутанность ситуации в художественном мире. Возможно, она стала самопародией.
Авдей Тер-Оганьян: Эдик сделал такую рекламу. Это не фотошоп, это уличная интервенция. В данном случае это дурацкий графический дизайн, так как выставка «самая плохая». Он наклеил эту рано утром, и афиша провисела целый день.
«Дебил», Эдуард Зимовцев, август 2021
Авдей Тер-Оганьян: Автопортрет в виде идиота. Это плохая работа, но в ней есть несколько уровней. Она глупая, неоригинальная, довольно тупая и примитивная. Она пародирует таких наивных художников, которые хотят что-то накрутить, сделать что-то очень необычное. Это такой дурацкий, дадаистский автопортрет. Вне контекста она нелепа, но для «Плохой выставки» она то, что нужно.
«Очернение». 2022. Бумага, цифровая печать. Эдуард Зимовцев
The Art Newspaper Russia:
«Добавим, что «Самой плохой выставке на свете» угрожала опасная перспектива стать чуть лучше, если бы в программе не было дурацких перформансов. Так, художник Эдуард Зимовцев, или просто ЭдуART, выступил с оммажем Александру Бренеру, классику московского акционизма, истошно вопя на вернисаже: «Почему меня взяли на эту выставку?», - Алиса Дудакова-Кашуро.
«Выставка с Глубоким смыслом»
Новое крыло «Дома Гоголя», 7 апреля - 11 июня 2023
Авдей Тер-Оганьян и Эдуард Зимовцев на открытии «Выставки с Глубоким смыслом»
Авдей Тер-Оганьян: На «Выставке с Глубоким смыслом» всё было перемешано, это была совместная работа. В каждом зале были идеи разных художников из «Красного кружка». Где-то были персональные вещи, где-то было коллективное творчество, поэтому мы просто решили там никакие работы не подписывать.
Например, розовый зал, стёб над молодёжной психологией, «новой искренностью», поколением «снежинок». Вместе придумывали вот эти фразы, сначала хотели размещать их на розовых майках, потом Виолетта колготки придумала и появились эти пузыри со словами, глазки приделал я в самый последний момент. Так что это работа коллективная.
«Выставка с Глубоким смыслом» - Розовый зал
Потом сюда вписалась другая работа, которую придумал Эдик: «Я/мы - жертва Авдея». В этом розовом зале стояла кушетка для психоаналитика и наушники, где шёл текст. Все рассказывали, какой я тиран, как я подавляю личность. Эдик первый записал текст и концептуально придумал, что вот, я его подавляю, что Тер-Оганьян не даёт развиваться и так далее, в духе такого современного нытья по любому поводу.
«Белое на белом», Эдуард Зимовцев, 2022
В белом зале, серия фотографий с условным обозначением «Белое на белом» - это работа Эдика. Рефлексия по поводу Вейсберга, Моранди, прочих «глубокомысленных» художников. По поводу всякой духовности и метафизики, представлениями о них, над которыми мы стебёмся. Вся выставка была посвящена таким «эзотерическим» явлениям в русском искусстве. Их было много, все не поместились. Череп с заячьими ушами, белые кактусы, Пушкин с канализационной трубой, пластиковые стаканчики, гипсовые детали. Некоторые из этих объектов были выставлены в галерее на белых кубах-постаментах, и они вращались на специальных подставках – рулон туалетной бумаги, белые тапочки, череп, пачка сахара, изогнутая труба.
Эдик занимался всеми организационными вопросами, связанными с этой выставкой. Он вообще, как организатор, огромную роль играл во всех выставках. Вообще во всех. Он настоящий куратор, во всех деталях.
«Выставка с Глубоким смыслом»
«Реди-мэйд и Монохром»
Галерея на Каширке, 14 апреля - 18 июня 2023
фрагмент выставки «Реди-мэйд и Монохром»
Авдей Тер-Оганьян: Последняя выставка, на Каширке. Мы делали экспозицию вместе с Эдиком. Выбирали рэдимейды, выбирали монохромы, какие, какой цвет. Эдик здесь принимал участие больше, чем все остальные, он огромную роль играл. Мы с ним, по сути, вдвоём вели школу. Это был мой оппонент, единственный человек, который со мной там спорил. Эдик со мной серьёзно спорил, и вот мы с ним всё это делали. Был мой общий концепт, и мы решали, как конкретно сделать. А это очень важно. Было два каталога издано маленьких, очень изящных.
1 мая мы планировали провести мероприятие, концерт. Я пригласил Вову Агистова, из «Панк-фракции красных бригад» и, короче, Эдик для них решил взять чего-то покурить. И покурил сам. И после этого оказался в реанимации.
Анонс мероприятия-концерта на выставке «Реди-мэйд»
Эдик вёл @izdatelstvopizda с 23 ноября 2018 года до 26 апреля 2023 года. Его последний пост – анонс мероприятия-концерта на выставке «Реди-мэйд».
Уличные работы Эдуарда Зимовцева
NAZAD – декабрь 2018 год
ремейк плаката 70-х годов «Вперёд!»
Плакат «NAZAD» - фото Эдуард Зимовцев
Авдей Тер-Оганьян: Есть некий плакат «вперёд», красный, а он делает зелёный «назад», такая концептуалистская шутка. Нарушение порядка в городе. Когда мы видим этот плакат, то сразу понимаем, что вообще-то должно быть написано «Вперёд» на красном фоне, а видим «Назад» на зелёном. Он наклеил много в разных местах этих плакатов.
«Серенький плакатик» - 2019 год
Весной и летом 19-ого года Эдик делал серию «Серенький плакатик» - он распечатал серые листы бумаги формата А2 с маленькой подписью по краю: «Издательство Пи*да. Серенький плакатик. Москва, апрель 2019.» Расклеивал и спустя какое-то время фотографировал. Уличное пространство совместно с плакатом жило своей жизнью.
«Серенький плакатик» - фото Эдуард Зимовцев
Авдей Тер-Оганьян: Это отличный пример стрит-арта средствами графического дизайна. Концептуализм в уличном плакате. Очень тонкая, эстетская и глубокая работа. Предельно минималистичная. Серые плакаты, криво, неровно, с морщинами наклеенные на кирпичную белую стену, супер-эстетика получается.
Серый – значит, безликий. Серенькие - значит, никакие, посредственные, скучные. Серые на сером. Он играл по-разному с этой простой формой, кривенько как-то наклеивал и возникало взаимодействие с фактурой стены, с фактурой забора, дополнительная визуальная игра.
Работа понятная и красивая, и в ней есть много уровней. Не каждый её оценит, здесь нужно обладать определённым уровнем визуальной культуры, чтобы понять кайф этих вещей.
Вообще, мне кажется, что люди, приходящие в современное искусство из дизайна, свободные от идеи художественного самовыражения, лучше, чем выпускники традиционных художественных вузов, понимают логику модернизма. Им проще проделать интеллектуальную, аналитическую работу, не зацикливаться на чувственном восприятии. Современное искусство интеллектуально, это рефлексия по поводу языка. Дизайнер анализирует задачу и находит для неё решение. Ему не надо, как художнику-живописцу нагружать свои картины дополнительными смыслами. Он работает с формой, с языком искусства, с конкретными объектами. Эдик очень быстро в это въехал и у нас, в Красном Кружке, лучше всех соображал. Хотя, конечно, может быть, он просто такой был талантливый и умный, независимо от дизайнерского опыта.
Плакат с текстом «Плакат умер» участвовал в биеннале, но особо замечен не был. Через два года, в 2018-м, второй плакат «Плакат не умер» был награждён международным жюри. Получил одну из тринадцати премий на «Золотой пчеле-13». Но от России был единственным среди лауреатов в этой номинации – первой, главной, просто-плакатной, которая в тот раз называлась «Свежий ветер». Как победитель в жюри не участвовал, но выступал на конференции Golden Bee Open Talks.
Эдик на Golden Bee Open Talks выступает 15 октября 2022 в Школе дизайна РАНХиГС
Плакаты Эдика попали в коллекцию Российской Государственной Библиотеки: «В 22-м году РГБ отмечает своё 160-летие. К юбилею Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» подарила библиотеке 70 плакатов современных российских дизайнеров из своего собрания.»
Серия «Рисунки моего начальника» - сентябрь 2013 – август 2021
Серия «Рисунки моего начальника» - фото Эдуард Зимовцев
Авдей Тер-Оганьян: это у него было проект в своём дизайн-бюро. Рисунки начальника, который что-то там объяснял. Какие-то схемы, что-то они обсуждали. Почеркушки всякие. Ну, то есть, полная херня какая-то непонятная. Не все выходы за пределы конвенционального искусства являются одинаково радикальными, одинаково острыми, одинаково крупными и фундаментальными. Они разные, где-то больше, где-то меньше. Но всё равно это понятно и клёво. Мы понимаем жест автора и следим за общей логикой.
О работе Эдика как графического дизайнера рассказал руководитель студии, где он работал, Василий Копейко:
«Эдик – один из самых талантливых дизайнеров, которых я встречал. И у него была особенность некоей интеллектуальной глубины проникновения в графический дизайн. Он очень чётко всегда понимал для чего и какими методами он будет решать поставленную задачу, которую в принципе он ставил сам для себя. Последние года два ему у нас было трудно, и он работал как фрилансер. Он хотел заниматься большим искусством, потому что он считал, что он в большей степени может себя реализовать и это было ему интересно. Дизайн стал для него тесноват. С Авдеем он делал замечательные проекты.
Характерная черта Эдика – высокая дизайнерская дисциплина. Он дожимал до конца. В сложном пространстве книги – его дизайн был настолько точен, что было учтено всё до печатного знака. Не было случайностей, всё было продумано от и до – редкое качество, определяющее хорошего дизайнера. Он прекрасно ориентировался в мире графического дизайна, следил за новыми тенденциями, был аналитиком и теоретиком. Каждый проект он изучал, разбирал на ингредиенты и как бы заново его собирал, понимая почему получилось так, а не иначе.
И то же самое было в Красном Кружке. Он пытался чтобы то искусство, к которому он прикасается было рафинированным, было очищенным от шлаков и паразитных смыслов, стремился к кристальной чистоте. Он стремился к этому и как личность, он был цельной натурой и в искусстве и дизайне выражал своё я. Его искусство вытекало не из того, что он видел, не из того, что он был насмотренным, а из его понимания и проникновения в суть искусства, в суть того что он видел и над чем размышлял.»
Серия «Революционный плакат» - 2021-2022
Серия «Революционный плакат» - фото Эдуард Зимовцев
Серия плакатов с важными историческими и политическими датами.
Авдей Тер-Оганьян: Мы не так часто говорили с Эдиком о политике, это не было для нас центральной темой. Но когда заходила речь об этом, то он в основном разделял мои коммунистические, левые взгляды. Хотя эта его серия сама по себе может быть интерпретирована с политической точки зрения по-разному. В истории много неоднозначного.
Плакат со стихотворением Аполлона Майкова - фото Эдуард Зимовцев
Серия с канцтоварами – 2022 год
«Стекло!!!», «Люверс», «Баухауз» - 2022 - фото Эдуард Зимовцев
Авдей Тер-Оганьян: Это тонкая эстетическая работа с мелочами, с нюансами. Вот здесь люверс смещён и гвоздик вбит криво и вообще люверс на бумажке какой-то нелепый.
Это и есть эстетика в чистом виде, эстетизм, искусство нюансов. И это тоже выход за границы искусства. Вот есть «Явление Христа народу», а есть такая вот работа с такими вот мелочами. Это не про добро и зло, а про нюансы формы. В современном искусстве надо уметь ценить и любить форму. Это так нелепо - стекло вставлено в файлик и написано «СТЕКЛО!!!», - и это очень тонкая и хорошая работа. У нас такого искусства мало. У нас провинциальная ситуация, а в Европе такого очень много.
Серия «Ни к старому, ни к новому, а к нужному» – май 2022
Серия «Ни к старому, ни к новому, а к нужному» – май 2022 - фото Эдуард Зимовцев
Авдей Тер-Оганьян: Название серии - переформулированный конструктивистский лозунг. Идея, собственно, что вместо искусства должна быть польза. Это такой неопродукционизм. Эдик оставлял на скамейках упаковки с едой, стаканчики, зажигалки или жвачки. Полезные предметы. Вот, пожалуйста, можно бухать или закусывать. Или подлечиться. Или кошку накормить. Непосредственно актом искусства являются эти предметы, расположенные на скамье, которые можно взять. Это искусство коммуникации, вот это он поставил, это можно взять и использовать. Работа довольно лобовая, но очень хорошая. Полезный стрит-арт такой, как Тимур и его команда. Художники помогают людям. Здесь нет изощрённой хитрой мысли, парадокса, как в «Пшике». Это довольно прямая штука. Художник должен быть открыт людям, как бы, да?
***
Эдик был учеником Авдея, и очень часто их мнения совпадали. При том что у Эдика было своё понимание, он не был учеником-подражателем.
Вот яркий пример совпадения их мнений. Я показывал на зуме Красного кружка свои работы и Авдей по обыкновению говорил: «это ничего, это так себе, вот здесь это хорошо, а это плохо». Я с ним спорил и спрашивал мнение Эдика, который умел более толково объяснить какие он видит достоинства или недостатки в работах. И вот я показываю на экране последнюю фотографию. И они оба в один голос: «о, а вот это отличная работа!» Это была случайная комбинация коробки и глянцевой фанерки. Я сфотографировал это возле церкви, их оставил там попрошайка, который на них сидел. Совместная работа попрошайки, дизайнеров коробки и природы, несла в себе определённые эстетику, но чем она была лучше, чем мои собственные работы в таком же духе, я тогда так и не понял. А им двоим это было очевидно.
Та самая фотография
***
Выставки Эдуарда Зимовцева:
- «Авангард и китч. Часть 1: Чернолаковая резьба по дереву». Галерея Пересветов переулок, 9 февраля - 19 марта 2023
Список выставок Красного Кружка с участием Эдуарда Зимовцева:
- «Энди Уорхол и русское искусство», Севкабель порт, СПб, 18.06.2021 - 19.09.2021
- «Шарики и Кружочки», Галерея XL, 6 сентября - 9 октября 2021
- «Проходная Выставка», Новое крыло «Дома Гоголя», 16 апреля - 26 июня 2022
- «Самая плохая выставка», Галерея XL, 6 сентября - 8 октября 2022
- «Самая плохая выставка в Санкт-Петербурге», Кабаре ШУМ, 25 января - 29 апреля 2023
- «Выставка с Глубоким смыслом», Новое крыло «Дома Гоголя», 7 апреля - 11 июня 2023
- «Реди-мейд и Монохром», Галерея «На Каширке», 14 апреля - 18 июня 2023
- «Великие чародеи живописи-3», Галерея «Пересветов переулок», 3 августа - 10 сентября 2023
- «Вопросы искусства», Галерея «На Каширке», 12 марта - 21 апреля 2024
Архивом художника занимается кураторка Катя Павлова.
Авдей Тер-Оганьян и Эдуард Зимовцев на открытии выставки «Монохром»
Автобиографическая заметка на листе А4 была найдена среди его вещей
