Window Project: современное грузинское искусство в Москве
В этом году тбилисская галерея современного искусства Window Project не только приняла участие в Cosmoscow-2020, но и открыла своё первое пространство в Cube Moscow. Art Узел побеседовал с соосновательницами галереи Тамуной Аршба и Тамуной Гваберидзе о том, как развивается арт-рынок в Грузии, и за какими художниками и проектами стоит следить.
Текст: Екатерина Шитова
Расскажите, какова концепция Window Project, и каким проектам и форматам вы отдаёте предпочтение?
Тамуна Гваберидзе: Window Project в основном представляет грузинских художников. Это демократическое пространство, где выставляются работы очень молодых, а также уже «забытых» художников. В декабре 2018 года галерея впервые провела в Тбилиси выставку грузинского художника Вахтанга Кокиашвили (1930-2010 гг.), который был известен в советское время своими монументальными работами, а также декоративными стеклянными инсталляциями и интерьерами, но никогда не выставлял другие работы — картины и поп-арт скульптуры. Его выставкой мы открыли новое пространство в Тбилиси, и этот замечательный художник был для многих молодых авторов открытием и инспирацией. Также возникла идея о диверсификации и увеличении масштаба арт-пространства. Мы вместе с грузинскими артистами решили представить работы международных мега-звёзд, которые представлены в музеях современного искусства по всему миру.
Розмари Трокель
Сейчас у нас проходит выставка Розмари Трокель. Впервые в истории Грузии выставляют современного художника такого масштаба. Выставку представляют «ifa» и Гёте-институт Грузии. Мы заинтересованы в том, чтобы представить идеологически насыщенные и актуальные темы.
Тамуна Гваберидзе
Сложно ли было развивать подобный проект с нуля в 2013 году? Насколько сильно изменились отношения между художниками и кураторами/галеристами с того времени?
Тамуна Гваберидзе: Window Project была первой галереей современного искусства, основанной в Тбилиси в 2013 году и демонстрирующей искусство в другой концепции – в пустых витринах. Идея заключалась в том, чтобы сделать искусство как можно более публичным, и это продолжается на сей день: в витринах выставляются работы молодых начинающих грузинских художников, авторов, которые родились в независимой свободной Грузии, а также уже известных международных художников и дизайнеров.
На сегодняшний день появилось много галерей современного искусства, и это очень хорошая тенденция. Мы все вместе развиваем эту индустрию и, в соответствии с этим, отношения между художниками и кураторами также развиваются. Но прежде всего эти отношения основаны на взаимном уважении и доверии, на которых и строится весь наш бизнес.
На стенде Cosmoscow-2020 Window Project представил проекты Уты Бекаи, Гелы Цуладзе и Русудан Хизанишвили. Над чем работают эти художники и почему вы выбрали именно их?
Тамуна Аршба: Искусство Уты Бекаиа уже хорошо знакомо российским коллекционерам, он несколько раз выставлялся на Сosmoscow, его видеоработы находятся в коллекции ММОМА. Практика Уты Бекаиа объединяет различные техники — он создает скульптуры, перформансы и видео-арт, стирая границы между дисциплинами и соединяя различные культурные референсы в единый новый опыт. В этом году на Cosmoscow большим успехом пользовались его скульптуры из серии работ «Море Море Проглоти Меня».
Русудан Хизанишвили
Работы Русудан Хизанишвили выставлялись впервые, однако в России её хорошо знают многие любители искусства. Их активно покупали, а также заказывали из Москвы – так и созрела идея выставки в Москве. Русудан создает медитативные работы о природе бытия и связи с окружающим миром. Она глубоко взаимодействует с современными визуальными стилями, такими как немецкий и американский неоэкспрессионизм и аутсайдерское искусство. Сейчас ее выставка проходит в Берлине в галерее 68 Projects, а в декабре мы откроем ее персональную выставку в Тбилиси.
Гела Цулазде
Гела Цулазде – известный скульптор и художник. Все, кто имеет отношение к Грузии, знают его современные скульптуры на побережье в Батуми. Во время изоляции художник создал новую серию работ, посвященную искусству Нико Пиросмани - «Вариации Души».
Какова специфика современного искусства Грузии, и какие тенденции в нем прослеживаются?
Тамуна Аршба: Я часто говорю: жить в Грузии само собой подразумевает быть творцом. Однако всего десять лет назад у художников Грузии был один выбор: поехать за границу и развивать там художественную карьеру, так как размышлять о рынке современного искусства в Грузии считалась утопичным представлением. Поэтому многие художники, которых мы представляем, до сих пор работают в разных краях мира, однако многие и вернулись на Родину. На сегодняшний день в Грузии прослеживается очень сильная творческая тенденция и страна делает большие успехи в направлении современного искусства. Здесь же отмечу, что мы уже стали свидетели успешного нового поколения художников, выставки которых мы организуем: Window Project два раза делал выставку «Crosscurrents» студентов факультета визуальных искусств, архитектуры и дизайна Свободного университета Тбилиси, основанного Кахой Бендукидзе. Программа и структура школы были созданы деканом факультета Иреной Попиашвили. Важным локомотивом продвижения искусства служит Тбилисская ярмарка современного искусства (TAF), также основанная Кахой Гвелесиани, которая проходит ежегодно с 2018 года.
Crosscurrents
Как в Грузии обстоит ситуация с арт-рынком и галерейным бизнесом? Насколько они развиты, и какими вы видите их перспективы?
Тамуна Гваберидзе: Уже несколько лет в арт-пространстве наблюдается хорошая динамика, если сравнивать с общей динамикой развития арт-рынка в стране. Эта сфера не отстает от международных стандартов. Рынок современного искусства, я имею в виду всю цепочку, все еще находится в зачаточном состоянии, и пандемия временно остановила это развитие. Но я очень оптимистично смотрю на будущее и верю, что эта сфера всё больше будет развиваться. Не могу не отметить шоу Максима Мачаидзе, Тбилисского художника, дизайнера, поэта, рэпера, который создал серию украшений из найденных предметов, включая помпоны, колеса для скейтборда и промышленную керамику при помощи техники советских времен. Огромные украшения и серия скульптур, которые были представлены в Window Project, основаны на детских воспоминаниях о создании башен из камней. Концепция выставки была очень интересной, ее можно сравнить с развитием арт-пространства в Грузии: как художник каждый день сам присутствовал в галерее и передвигал инсталляции, так и каждый день в индустрии возникают новые идеи, меняется и развивается ситуация на арт- рынке. Мы движемся и не стоим на одном месте, не боимся быть свободными и экспериментировать, что очень приятно. Приятно и интересно работать с грузинскими молодыми художниками. Если бы не они и их такое особенное отношение к искусству, мы не могли бы функционировать, поэтому я хочу публично поблагодарить всех. Художники уже сказали свое слово и подтвердили качество своих работ, они уже в очень серьезных коллекциях по всему миру и интерес к ним растет с каждым днём.
Максиме Мачаидзе
В каких международных ярмарках современного искусства, кроме Cosmoscow, участвует Window Project?
Тамуна Аршба: Window Project уже несколько раз принимала участие в viennacontemporary и Art Dubai. Сейчас, в связи с пандемией, мы воздерживаемся от путешествий, но в будущем планируем активно развивать это направление.
Тамуна Аршба
С какими институциями вы сотрудничаете в Москве и других городах?
Тамуна Аршба: Уже состоялось наше сотрудничество с немецким Институтом связей с зарубежными странами (ifa) и с институтом Гёте, но на этом мы не останавливаемся, ведь с последним мы уже запланировали сотрудничество на несколько лет. Весной 2021 г. в сотрудничестве с Банком Грузии мы открываем выставку Вахтанга Кокиашвили в Национальной галерее в Тбилиси. В Москве мы только что открыли представительство. Запланированные сотрудничества я пока оставлю в секрете.
Выставка Вахтанга Кокиашвили
В каких проектах и ярмарках будет принимать участие Window Project в течение ближайшего времени?
Тамуна Аршба: В этом году впервые галерея Window Project открыла поп-ап пространство в центре современного искусства Cube.Moscow, где в течение 6 месяцев будем представлять разных авторов, что дает нам больше возможности оставаться на связи с местными коллекционерами и показать больше работ художников.