Юлия Черекаева: «Мои картины — это энергия»
Весной стартовала онлайн-выставка «Оставайтесь на связи» – результат совместной работы выпускников и учащихся школы творческого менеджмента МосАртСкул. Экспозиция стала размышлением о необходимости тесного взаимодействия между всеми участниками арт-сообщества. Елена Тверитина специально для ART Узла взяла интервью у одного из художников, представленных на выставке, Юлии Черекаевой о творчестве, внутренней силе и о том, как оставаться на связи с собой и другими в трудные времена.
Текст: Елена Тверитина
Представляя себя, вы говорите, что Любовь и Страсть две важные составляющие вашей жизни. При этом уточняете, что Любовь – это психология, а Страсть – это живопись. Почему не наоборот?
Любовь для меня – это нежность, долгая увлеченность. Мои же картины – это энергия. В них много именно страсти. Это взрыв, быстрый, энергетически очень емкий, насыщенный порыв. И картины я пишу в большинстве своем только на очень мощном заряде.
Пишу в первую очередь про людей. Почти все мои работы основаны на каком-то сильном впечатлении от человека. Например, получилось войти с кем-то в глубокий контакт, соединиться с его внутренним, глубинным ресурсом, а потом впечатление от этой силы внутри меня вызревает и очень хочет выплеснуться на холсте. Либо это мои собственные переживания, внутренние разборки, которые тоже всегда очень эмоционально заряжены. Это может быть и агрессия, тоже сильная энергия, которая дает мощный толчок.
Когда я пуста, не могу писать. Поэтому страсть для меня очень связана с живописью. Сейчас больше графикой занимаюсь: тихо, спокойно, с любовью. В замедлении.
Юлия Черекаева, "Возвращение к себе"
Вы говорите, что, пишете в основном про людей, которые вас впечатлили. Что ценного в ваших работах для других?
Так как пишу я только из очень ресурсных состояний, то и мои картины этой энергией заряжены. Очень часто слышу от людей, что от работ веет какой-то особенной энергетикой, которая захватывает, обволакивает. Часто человек до конца сам не может осознать, что именно его цепляет, но изнутри идет эмоция. И для него это что-то важное. Что-то своё начинает с ним говорить через живопись. И если обратить на это внимание, остановиться, проанализировать, откуда это исходит, что внутреннее было затронуто, может случиться неожиданное открытие.
Мне кажется, это ценный комментарий. Значит, что-то очень сильное на самом деле есть в моих работах. Так живопись помогает прийти к своему внутреннему ресурсу, нащупать его, наполниться.
Юлия Черекаева, "Обманчивое равновесие"
В вашей дебютной серии работ «Мир говорит» вы пишете о стихиях. Почему эта тема важна для вас?
Я часто обращаюсь к стихиям воды, огня, воздуха и земли. Это первооснова. Когда очень тяжело, подключаешься к ним, и можно легко и быстро наполниться. Мы же часть этого мира, и в каждом из нас изначально все они заложены. Мы сотканы из них.
Ресурсы, про которые мы говорили, на мой взгляд, тоже состоят из этих стихий. И чтобы их пополнять, важно обращаться к внешнему миру. Для меня, к примеру, огонь самая близкая стихия. Я часто к ней подключаюсь. Или земля – опора. Когда к ней обращаешься, можно почувствовать вот это покалывание, насыщение.
Слушать и улавливать. Это очень важный источник для собственного наполнения и восстановления. Каждый человек это умеет изначально, просто иногда мы забываем об этом.
Юлия Черекаева
Что вы имеете в виду под силой, которую каждый должен стараться в себе отыскать?
У каждого человека свой путь, своя скорость её понимания. Кто ты на самом деле? Что конкретно для тебя важно? Вот в этом тоже искусство хорошо помогает. Ведь человека цепляет и выводит на эмоции только то, что конкретно для него на самом деле важно именно сейчас. То, что есть в глубине, внутри. Есть какая-то задача внутренняя, и она через эмоцию находит выход.
Важно слышать себя. Мои поздние работы из серии «Иллюзия безопасности» полностью посвящены размышлениям на тему силы. Она вся о том, что как бы не было трудно и темно, всегда нужно продолжаться поиск этого внутреннего ресурса. Мы все сильные на самом деле. В каждом из нас есть источник света.
Человек поэтапно приходит к его осознанию. И он есть абсолютно в каждом из нас. Это моя глубинная уверенность, потому что сама через это прошла. И по историям людей, с которыми была в глубоком контакте, знаю это.
Юлия Черекаева, "Иллюзия безопасности"
Рядом с некоторыми картинам вы размещаете подписи, где используете образ мышонка. По вашим словам, это метафора на современного человека, задавленного условностями внешнего мира. Не думаете ли вы, что для человека это довольно обидный образ?
Только кажется, что мышонок – это что-то незначительное и мелкое. Но за этим мышонком скрывается важная идея.
В каждом есть как лев так и мышонок. И в какие-то моменты любой человек может превратиться в мышонка, который боится, опасается чего-то. Это состояние способно захватить внутренний мир даже самых сильных людей. Только справившись с темнотой, мы вновь можем стать уверенным львом. Из жертвы перейти в положение хищника.
Под темнотой я имею в виду нашу теневую часть. В большинстве своем мы отрицаем свою темноту, боимся того плохого, что в нас есть, что кто-то скажет: «ты плохой». И эти качества мы тщательно прячем, активно сражаемся с собственной тенью. А стоит в эту тень зайти, изучить ее, подружиться с ней, и тогда высвободится огромное количество ресурсов.
Эту тень каждый из нас получает для чего-то. И часто в ней заложена большая сила, которую мы отрицаем. То, что в темноте прячется, для чего оно нам, в чем может нам пригодиться? Это стоит изучать.
На выставке «Оставайтесь на связи» работы художников, в некоторых случаях совершенно разных по духу, помещены рядом. Как это отразилось на ваших картинах?
Они начали проявляться по-другому. Изначально в представленной на выставке серии «Иллюзия безопасности» была узкая, личная тема, а здесь они начали играть с другими работами. Если, к примеру, рядом с моей картиной город висит, появляется и новое её прочтение.
Я вижу в этом сочетании идею о возможности наполниться энергетически даже от городского пространства, где всё кипит и энергия исходит от города. В этой повседневности, суете мы все же можем находить некие вспышки страсти.
В то же время, это и о том, что, несмотря на нашу оторванность в городе от природы и первоисточников, мы все же можем остановиться и прислушаться к себе, найти себя. И эти остановки особенно важно делать в городе. Быть на связи в первую очередь с собой.
Макет выставки "Оставайтесь на связи"
Как для вас изменилось понятие «связь» за последние два месяца?
Название выставки «Оставайтесь на связи» оказалось пророческим. До этого я в большей степени размышляла на тему связи с собой, со своим внутренним. Теперь это и о необходимости быть на связи с людьми. Сейчас особенно важно и с собой быть в контакте и от внешнего мира не отключаться полностью: продолжать взаимодействовать с другими. Изучать себя, но в мир не забывать возвращаться.