Жак Липшиц (1891-1973). Ретроспектива
Текст: Ирина Свеколкина
С 27 ноября 2018 по 3 марта 2019 Московский музей современного искусства (ул. Петровка, 25) представляет первую в России крупную персональную выставку Жака Липшица (1891-1973). С творчеством одного из самых выдающихся скульпторов XX века, яркого представителя «парижской школы», близкого друга Амедео Модильяни, Хаима Сутина и Пабло Пикассо знакомилась наш корреспондент Ирина Свеколкина.
Жак Липшиц, французско-американский скульптор родился в 1891 году в Литве, в Российской империи. Он прожил насыщенную жизнь, стал примером для подражания для молодых скульпторов ХХ века и оставил после себя огромное наследие. Его работы хранятся в разных странах в лучших музеях мира и в частных собраниях.
Жизнь и творчество Липшица делятся на французский и американский периоды, охватывающие важнейшие события ХХ века. Скульптор прошел путь от натурализма к кубизму и нашел свой стиль в свободном переплетении бронзовых изгибов, тесно связанных с религиозными мотивами. Буквально создавая свой скульптурный код, Липшиц заново написал собственную пространственную партитуру. Его работы изящны, легки, продуманы до мелочей, многослойны, воздушны и мощны по своему смыслу.
На выставке представлено много бронзовых макетов, которые в дальнейшем выросли в городские скульптуры, украшающие города мира. Липшиц, как и многие великие скульпторы ХХ века, посвящал себя рисунку, в котором мог отразить собственное видение мира, отличающееся особой пластичностью, более 100 работ в экспозиции включают не только скульптуры, но и графику..
Выставочное пространство соизмеримо с жизненным путем скульптора и делится на две части: французский и американский периоды. Французский период длился с 1909 по 1941 год, с момента переезда из Литвы в Париж, где Липшиц обучался в Школе изящных искусств и в Академии Жюлиана в классе скульптуры Рауля Верле.
Период жизни Жака Липшица в Париже показан в четырех частях. Первая представляет студенческие работы с 1909 по 1914 год. Вторая – увлечение кубизмом с 1914 по 1925 годы. Третья часть включает создание так называемых «прозрачных работ», а четвертая - представляет политические скульптуры 1936-1939 гг., создание которых обусловлено историческими событиями. В 1937 году Липшиц покидает Париж и переезжает в Америку из-за входа нацистских войск во Францию.
Экспозиция выстроена в хронологическом порядке. Зритель может увидеть все стадии развития и становления скульптурного языка с самого первого зала, где расположена студенческая работа скульптора – девушка-танцовщица. Коридор с графическими работами Липшица становится здесь некой разделительной полосой между двумя большими периодами.
Скульптурное наследие Липшица отражает не только творческий путь одного автора, но и дает представление о развитии скульптуры в ХХ веке в целом.
Куратор проекта - Косме де Бараньяно (Испания). Проект проходит в рамках празднования 70-летия образования государства Израиль.