Жизнь вне времени: в поисках общего пульса
Театровед Ольга Ковлакова 15 апреля запустила подкаст, в котором осмелилась на интересный эксперимент – за 26 минут погрузить слушателей в полуторачасовой спектакль в жанре сайт-специфик «Время, вперед?». Соединив аудио-дорожки спектакля неожиданными мелодическими вставками, Ольга добилась желаемого эффекта: подкаст стал своего рода «сюитой о хаосе в жизнеутверждающем смысле этого слова».
Текст: Елена Тверитина
В сентябре 2017 года в рамках городского «Арт-фестиваля 15/17» Ольга создала спектакль-променад «Время, вперед», с помощью которого в течение полутора часов знакомила посетителей с жизнью Онежского тракторного завода – его прошлым и настоящим (на сегодня от завода осталась лишь Галерея промышленной истории с бомбоубежищем и один цех). Рассказы о тяжелых буднях и радостных праздничных днях, любопытные факты о работе завода, взятые из архивных документов и зачитанные актрисой Ксенией Орловой, интервью с людьми, которые работают на территории сегодня – все это звучало в наушниках зрителя, пока тот внимательно изучал пространство.
“Ритм этому месту задан в момент рождения завода. Но время для меня процесс нелинейный. Я хотела это показать. Время - река, текущая через пространство, заряженное собственным ритмом. В этой реке и капли только что прошедшего дождя и родников. Разве это можно разделить”, – говорит Ольга. Спустя некоторое время она поняла, что опыт этот особенный и решила им поделиться с большей аудиторией, запустив сжатую версию спектакля в форме подкаста.
Казалось бы, сложно добиться той же степени погружения, лишив человека возможности посмотреть поближе, потрогать, почувствовать, одним словом, познакомиться с местом, «ощутить его сердцебиение». Но у Ольги все получилось.
Тщательно продуманный монтаж превращает набор историй из разного времени в единое музыкальное полотно с собственным пульсом. Как и у живого организма состояния текста постоянно меняются: он непредсказуем и хаотичен. Равномерный и плавный ритм рассказа об общих фактах заводской жизни неожиданно переходит к кипучему и активному (он чувствуется в историях о выходных днях, дружных турпоходах рабочих), от тяжелого и вязкого, словно загустевшая кровь (в рассказах о трудовых буднях), к легкому и свободному (в историях о совместных праздниках). Жуткий скрежет шестеренок и шум станков неожиданно сменяется уютным и знакомым звуком кофемолки. Такие переходы пронизывают весь аудио-спектакль. И биение наших сердец невольно подстраивается под слышимый ритм.
По словам Ольги в этом месте ощущается пульс, объединяющий нас с теми, кто трудился здесь очень давно. Ритм жизни: он бился в груди рабочих, которые «должны были шагать, и чтобы висок пульсировал, и грудь дышала», он слышен и в тех, кто работает на территории завода сейчас. «У всех, кто давал интервью есть этот пульс. Жизнь в этом месте останется, даже если все снесут. Это музыка, в которой соединены все».
Отрывки из сюиты Свиридова и сатирические частушки, вставленные между историями, становятся тем необходимым фоном, который позволяет этот общий пульс прочувствовать и нам – слушателям. Рассказ отдельной истории завершается, но ощущения обрыва или конечности нет: пульсация остается в нотах сюиты «Время, вперед!», голосе певицы, постепенно вливаясь в новую историю. 26 минутный подкаст о жизни завода становится музыкальной композицией, которая дышит, живет, а нам остается лишь услышать и уловить её сердцебиение.
Главным героем подкаста неожиданно становится третьеклассник Вова Хренников, с которым мы встречаемся только в середине. Его слова «жалко, что завод разрушили. Я бы создал летающий трактор», становятся переломными во всей истории: в них сквозит и сожаление о потере, и жизнь в настоящем моменте с тем, что осталось «здесь и сейчас», и сила намерения, устремленная к развитию. Ребёнок становится центральным персонажем, в котором сливается прошлое, настоящее и будущее, он же оказывается воплощением той жизни, о которой размышляет Ольга, – свободной, существующей вне линейного времени.
Как и задумывалось, сокращенная версия спектакля получилась жизнеутверждающей. Мы слышим последний эпизод – про суть тройного хаотического маятника, истинное значение понятия «хаос» – и постепенно наш сердечный ритм выравнивается, все складывается в завершенную композицию. В итоге мы спокойно и уверенно принимаем предложенную инструкцию: «Приведите тройной хаотический маятник в движение и наблюдайте».
Послушать подкаст можно по ссылке.