Звуковая ванна от коронавируса. Интервью с Еленой Ковылиной
Искусство — лекарство от всех болезней. Елена Ковылина, куратор галереи «Ходынка» и мать российского перформанса, доказала, что эти слова могут быть не просто красивой фразой. Для борьбы с болезнями и вирусами Елена вместе с биологом Инной Яковлевой основала фонд «Искусство в науке». Его новейшие проекты — инсталляция «Аудио-визуальная аптека» и перформанс «Звуковая ванна от коронавируса», который может помочь избежать заражения. Работы вошли в коллекцию онлайн-выставки Музея архитектуры им.Щусева, открывшейся во время карантина. В интервью для ART Узла Елена Ковылина рассказала, к чему пришёл синтез медицины и современного искусства в борьбе с COVID-19.
Текст: Екатерина Шитова
Елена, несколько лет назад вы начали активно заниматься научными исследованиями и основали фонд «Искусство в науке». Расскажите вкратце, над чем он работает?
Он сейчас находится в своём активном становлении благодаря нашим собственным ресурсам. Мы с учёным-биологом Инной Яковлевой создали его, чтобы привлечь дополнительные ресурсы для наших разработок лечебных аудиовизуальных кодов, которыми мы занимаемся уже десять лет. Это медицина будущего! Фонд содействует развитию инновационных проектов в области экспериментального искусства и экспериментальной науки. Основной задачей фонда является поддержка междисциплинарных проектов: исследований в области сайнс-арта, научных изобретений и технологий, которые раздвигают границы восприятия и расширяют академический опыт.
Елена Ковылина, Инна Яковлева, из проекта "Аудио-визуальная аптека"
Над чем сейчас работает ваш фонд?
Мы хотим донести до людей возможности энергии звуковых кодов, которые организм использует на протяжении всего жизненного цикла. Время от времени появляются научные статьи о том, что музыка, к примеру, лечит или, наоборот, разрушительно воздействует организм человека. Иногда говорят, что внутри организма существует некая неповторимая мелодия, участвующая в жизненно важных для организма процессах. Но никто ещё всерьёз не обратил внимания на эту самую «музыку», создаваемую организмом, и никто — до сих пор — не использовал энергию неповторимых звуковых кодов, которыми пользуются все живое организмы.
Вы считаете, что лечение звуковыми волнами более эффективно, нежели традиционная медицина?
Дело в том, что классическая медицина пошла по ошибочному пути: она использует химическое вмешательство, призванное убирать симптомы. Но все таблетки и лекарства могут вызывать побочные эффекты. Мы же предлагаем восстанавливать организм при помощи аудиовизуальных кодов. Эту область исследовали ещё советские учёные в закрытых лабораториях — Инна Яковлева продолжает их работу. У неё есть эффективные показатели работы с вирусами и паразитами, и у нас уже есть коды от коронавируса. Поэтому для того, чтобы выдвинуть исследования на новый уровень, нам нужна доказательная база, которую можно обеспечить только с наличием лаборатории и мощного микроскопа, при помощи которого можно измерять траекторию прохождения электронов.
Елена Ковылина, Инна Яковлева, из проекта "Аудио-визуальная аптека"
Хорошо, но как же эти экспериментальные разработки связаны с искусством?
Помимо звуковых кодов, мы занимаемся художественными проектами. У нас с Инной Яковлевой были выездные сессии, когда я вплетала звуковые коды в свои перформансы — так я работала над развитием своих чувств и интуиции. Конечно, хочется развивать это дальше! Сейчас мы находимся на том этапе, когда можем ещё лучше отточить свои дистанционные методики. Коды можно скачивать, устанавливать на смартфон, отслеживать состояние своего здоровья при помощи приложений или гаджетов. Сейчас мы планируем развернуть дистанционное исследование: мы разошлём людям коды, они будут их использовать согласно рекомендациям, отслеживать состояние своего здоровья и сообщать нам результаты. Исследование будет длиться год и два месяца.
Елена Ковылина, Инна Яковлева, из проекта "Аудио-визуальная аптека"
Как вообще работают коды, и почему они обладают таким воздействием на организм?
Они записаны на частоте, которая не слышна нашему уху. Например, сейчас у меня работает генератор — простая модель телефона, который воспроизводит код двадцать четыре часа в сутки. Дело в том, что всё живое вибрирует и живёт на клеточном уровне. Коды могут быть универсальными, воздействующими на все сто двадцать типов людей (типология взята из восточной медицины) или индивидуальными. Человек многомерен, у него есть тело не только физическое, но и внематериальное — конечно, с точки зрения официальной науки это считается фантазией (смеётся). Но поскольку мы художники, мы можем всегда сказать: а это художественный проект! Для того, чтобы абсолютно точно сказать, какими именно эффектами обладают коды на квантовом уровне, нужны более серьёзные исследования, требующие больших финансовых затрат. На сегодняшний день абсолютно понятно, что когда человек на регулярной основе пользуется кодами, он начинает лучше себя чувствовать.
Елена Ковылина, Инна Яковлева, из проекта "Аудио-визуальная аптека"
А вы испытывали воздействие кодов на себе?
Я, например, давно ими пользуюсь и замечаю: я могу заснуть дико уставшей и почти заболевшей, а утром всегда просыпаюсь как огурчик. Что касается вируса: я была в Испании в то время, когда там была огромная вспышка смертности. Гуляла по Барселоне и туристическим местам, потом две недели находилась дома в самоизоляции, использовала коды и делала с ними ванны при помощи глубоководных колонок. Когда спустя две недели у меня взяли мазок, результат был отрицательным. Перед карантином в Москве я ездила в электричках и каждый раз по возвращении домой чувствовала боли в лёгких и все сопутствующие вирусу симптомы, но утром вставала так, будто ничего не было!
Елена Ковылина, Инна Яковлева, из проекта "Аудио-визуальная аптека"
А как дистанционные звуковые коды могут применяться в перформативных практиках?
Однажды у меня был перформанс под названием «Ноосвязь»: в этой работе обнажалось моё информационное поле при помощи технологий Инны. Я приглашала людей из публики сесть за шестигранный стол: у него в центре было отверстие, в котором находилась я. Сначала мы фотографировали сидящих и посылали фотографию Инне. В течение пятнадцати минут каждый участник молча считывал моё информационное поле, мою жизнь. После перформанса участники рассказывали очень интересные вещи о моём прошлом. Думаю, пока его мало кто оценил — многие мои работы доходят до людей лет через десять. Вообще, когда я только начала заниматься перформансом в 1996 году, никто в принципе не знал, что это за жанр такой! Сейчас же это очень популярно, и мне самой неинтересно заниматься классическими перформансами, которых все от меня ждут. Для меня актуальны именно наши разработки.
Елена Ковылина, перформанс "Ноосвязь"
На выставке, которая недавно открылась в Музее архитектуры им.Щусева, представлен ваш проект «Адиовизуальная аптека». Как он связан с кодами, и почему в нём есть лекарственные растения?
Там написаны звуковые составы лекарств и их изображения — это уже к вопросу о восточной медицине. Древние лечили людей травами по их дате рождения: когда мы рождаемся, вселенная вибрирует и посылает неповторимые сигналы, архитектура мира находится в уникальном положении. Поэтому у каждого человека есть своя частота. Но мы лечим людей не травами, а частотами каждого лекарственного средства: составляем из них код либо индивидуальный, либо для каждого из ста двадцати типов человека.
То есть программа пишется раз и навсегда, на основе даты рождения и других базовых данных?
Каждую программу лучше переписывать каждые две недели: менять частоту, корректировать изменения, что-то усиливать. Лично у меня есть изящная серебряная диадема, в которую встроен генератор кодов. Я ношу её постоянно: она не только поддерживает моё здоровье, но и защищает меня от инграма — внешнего информационного шума и чужих мыслей, позволяет слушать только свой внутренний мир.
У вас прошёл перформанс «Ванна от коронавируса». Расскажите, какова его технология?
Он был основан на тех же принципах генерации кодов. Под водой сигнал усиливается во много раз при помощи глубоководных колонок. Важно, что код был написан специально «под коронавирус». Вообще, принципы воздействия кодами на все вирусы одинаковы: поскольку вирус сначала посылает клетке «здоровый» сигнал, заставляя её раскрыться и впустить его в себя, то наш код дезориентирует вирус и лишает его способности попасть в клетку. Сейчас написана ещё одна программа, которая позволяет постоянно поддерживать иммунитет человека в максимально здоровом состоянии.
Елена Ковылина, "Ванна от коронавируса"
Над какими проектами, помимо кодов, вы работаете сейчас? Я знаю, что ваша Галерея «Ходынка» активно осваивает цифровой формат...
Была запланирована выставка с моим хорошим другом швейцарским художником и дизайнером Мартином Фраем, создателем марки часов "Urwerk” - “Вечное время", но она под вопросом, потому что неизвестно , что будет с перемещениями по миру.... Я знаю Мартина Фрая с 1994 года, мы познакомились в Цюрихе, во время одной из моих поездок в Швейцарию. Наверное, это один из первых современных художников, с которыми мне пришлось общаться в начале 90-х гг. в Европе. Он был в то время участником швейцарской группы Соединенные Штаты Швейцарии совместно с Христофом Драгером и Урсом (фамилию не припомню), участвовал в выставках под кураторством Харольда Сцееманна, что само по себе, на мой взгляд, является примечательным. Уже тогда Мартин болел идеей создания Urwerk - собственной модели часов, которые будут иметь совершенно новое устройство механизма. Мне врезались в память его скетчи, которые он мне показывал. Для меня большая удача иметь возможность свидетельствовать успешный сценарий реализации юношеской мечты, ведь сегодня марка швейцарских часов Urwerk является не только известной во всем мире, но и лучшей по дизайну. Мы наметили сотрудничество по линии развития проектов фонда "Искусство в Науке" и Галереи Ходынка (Выставочные залы Москвы). Абсолютно точно состоится персональная выставка Андрея Бартенева, и мы собираемся принять участие в молодежном биеннале. Вообще, в наше время очень сложно говорить о планах, но я надеюсь, что всегда будет возможность свободы высказывания.
Все желающие могут принять участие в исследовании звуковых кодов на организм человека, заполнив заявку на сайте.