Зыбкость настоящего. Янина Болдырева: «Черный календарь» в галерее «Триумф»
29 июля в галерее «Триумф» прошло открытие выставки новосибирской художницы Янины Болдыревой «Черный календарь».
Текст: Дарья Казакова
Фото: Дарья Казакова
Создание серии работ «Черный календарь» началось еще в 2020 году после того, как художница побывала за полярным кругом. Впечатления от этой поездки соединились с прошлыми образами, которые она ранее развивала в своих проектах. Холодные, практически безжизненные пейзажи Севера и хрупкие жизни обитателей этих морозных пустынь.
Работы Янины Болдыревой
Большинство работ серии написаны белилами и карандашом на битумированной бумаге. Эту бумагу часто используют для гидроизоляции стен и крыш каркасных домов. Необычный материал сразу бросается в глаза – он напоминает рваные горелые страницы из блокнота или дневника. Этот материал плохо впитывает краску, что в итоге немного деформирует итоговую работу.
Таким образом, художница добивается многослойности в своих проектах, используя не только необычный материал, но и нагружая смыслы. Бумага, служащая защитой дома от воды. Вода, в свою очередь – неподвластная и непостоянная стихия, худший враг любой постройки. Неустойчивость вступает в противоречие с постоянством дома. И на всем этом – будто наскальные рисунки – эпизоды из жизни людей, которые словно ищут безопасное убежище посреди апокалипсиса.
Янина Болдырева «Вышки», 2022
Для художницы важно зафиксировать пограничное состояние как некий переход. Действительно, при взгляде на работы есть ощущение подвешенности и хрупкости своего собственного «убежища», то есть всего привычного мира вокруг.
Все это заметно при более детальном рассмотрении работ. Белые силуэты людей разворачивают спираль Бруно: возможно, они пытаются от чего-то защититься. Множество смотровых вышек, наблюдающих за крошечными людьми. А люди в это время из худеньких деревьев собирают что-то, похожее на хижину посреди болота. Вот группа силуэтов несет саженцы в надежде, что они прорастут в этой черной пустоте. И, наконец, остались только корни от вырубленных деревьев. Может, их вырубили, чтобы построить дом, а может, чтобы возвысить над силуэтами еще одну смотровую вышку. Остался лишь один человек, его ноги – будто продолжение этого дерева, но он смотрит в черноту и ничего там не видит.
Янина Болдырева «Отряд», 2022
В работах художницы обнаруживается множество смыслов. Это словно нити: тянешь, уцепившись за одну, пока вдруг не наткнешься на вторую. Увидим ли мы свет в глухой темноте или так и застынем в немом испуге – неизвестно.
В конце зала с графическими работами находится инсталляция, повторяющая сюжет «Корней»: образ человека, замершего посреди вырубленного леса.
Куратор: Марина Бобылева.