Анастасия Васильева: о выставке "Ван Гог. Оживившие полотна"
27 мая в Петербурге открылась австралийская выставка "Ван Гог. Оживившие полотна" на Конюшенной площади. Ранее выставка уже проходила в Москве, Будапеште, Тель-Авиве, Сингапуре и других городах. Мультимедийные технологии все активнее начинают проникать в выставочные пространства по всему миру, постепенно становясь актуальным трендом в сфере искусства. Выставка "Ван Гог. Ожившие полотна" не исключение, здесь организаторы впервые используют новейшую технику "Sensory4TM", позволяющую рассмотреть произведения великого мастера в мельчайших деталях.
Ван Гог является одним из величайших художников-постимпрессионистов. Учился живописи Ван Гог копируя картины старых мастеров. В период жизни в Нидерландах он писал картины о природе, труде и быте крестьян и рабочих, который он наблюдал вокруг себя. Нидерландский период выдержан в темных тонах. Пейзажи, люди написаны в приглушенных землистых красках, что разительно отличает голландский период Ван Гога от работ более позднего периода. В 1886 году он переехал в Париж и поступил в студию Фернана Кормона. Под впечатлением живописи импрессионистов и японской гравюры изменилась и манера художника: появились интенсивная цветовая гамма и характерный для позднего творчества мастера широкий энергичный мазок. В 1888 году Ван Гог переехал на юг Франции, в местечко Арль. Это был самый плодотворный период творчества художника. За свою жизнь Ван Гог создал более 800 картин и 700 рисунков в самых разных жанрах, однако ярче всего его талант проявился в пейзаже, где в подвижной, нервной живописной фактуре отразилось душевное состояние художника.
"В связи с моей болезнью я думаю о многих других, тоже страдавших художниках; это состояние не препятствует живописи, и дело в этом случае обстоит так, будто и нет никакой болезни" - писал Ван Гог в письмах к брату Тео. Именно в творчестве мастер искал исцеление, и, кажется, искусство облегчало его тяжелое состояние.
На выставке "Ван Гог. Alive" представлена ретроспектива творчества Ван Гога по периодам: пребывание в Нидерландах, Париж, Арль, Сен-Реми, Овер, также отрывки из писем художника к брату Тео. Перед Вами предстанут все самые известные и любимые работы: "Ночное кафе", "Подсолнухи", "Цветки миндаля", "Ирисы", "Терраса кафе ночью" и другие. Само действие длится около 30 минут, за это время перед Вами предстанет презентация работ Ван Гога, транслируемая на мультимедийных экранах, расположенных вдоль стен и на полу выставочного зала. Все действо будет сопровождаться классической музыкой. Организаторы обещали изменить представление о понятии выставки в нашем понимании, предлагали "пережить мультисенсорный опыт". Выставка обещала быть новаторской и запомниться надолго.
Но, что вместо этого увидели зрители? За 400 рублей (входной билет для взрослого человека) и с настроем увидеть нечто потрясающее, ты просто наблюдаешь как "картинки" с изображениями известнейших картин Ван Гога сменяют друг друга, также как и классическая подборка музыки. Все время действия мучает чувство незавершенности. Казалось бы, идея и посыл выставки интересны, и название "Ожившие полотна" интригует, но в итоге, ощущения восторга не появляется. Кажется, если бы авторы предложили идею 3D-выставки, то даже это было бы более ново и не создавалось бы впечатления недосказанности, недоделанности.
При всей живописности, при чем в этом заслуга только несравненного Ван Гога, сама выставка своей организацией, оформлением и подачей идеи не поражает, а даже немного разочаровывает. При массе картин художника - минимум информативности и полное отсутствия атмосферы погружения в искусство. И если вы любите творчество Ван Гога, увлекаетесь живописью и до сих пор не знаете идти вам на эту выставку или нет, то смело берите билеты в Эрмитаж – точно не прогадаете! Данная выставка будет интересна в качестве семейного развлечения с детьми или для начального знакомства с творчеством Ван Гога.
Автор статьи: Анастасия Васильева
Санкт-Петербург, 2014