Бюрен Даниэль
Даниэль Бюрен - живописец, концептуальный художник, скульптор, родился 25 марта 1938 года в Булонь-Бийанкур, Франция.
Даниэль Бюрен закончил Ecole Nationale Supérieure des Métiers d’Art в Париже, в 1960 г. После 1966 создал эстетическую форму, которая позволила ему сосредоточиться исключительно на положении произведения искусства в пространстве: он сфокусировался на изображении перемежающихся белых и цветных полос. Эта творческая стратегия стала его отличительным знаком. В 1969 году он опубликовал декларацию, в которой отрекся от создания «сочинённых» картин. И демонстрируя полную свободу от традиции, принялся рисовать полосы равной ширины, чередуя пары цветов. Решив принять участие в обзорной выставке в музее Гуггенхейма, Бюрен придумал план развески двух полосатых полотен, одно из которых, примерно 20х9 метров должно было висеть в центральной части холла, а второе — над 88-й улицей. Идея состояла в том, что, спускаясь по спирали пандуса музея, зритель видел висящее внутри полотно с разных сторон — как трехмерную конструкцию, меняющую функцию самого пандуса.
Смысл своей деятельности Бюрен видел в ненавязывании, непостроении, нерешении того, как организовать внутренний порядок произведения. На этой позиции Бюрен пытался удержаться в течение всех 1980-х, когда его работу часто обвиняли в том, что она становится всего лишь знаком, пустой манерой радикального поведения. Тем не менее, проекты Даниеля Бюрена, как бы декоративны они ни были, по-прежнему требовали от зрителя размышлений о том, как зависит произведение искусства от своего размещения в пространстве. Рассуждая о конструкции, подготовленной им в 1984 году для экспозиции в Генте, Бюрен предложил следующее логическое построение: «Хотя все элементы этой работы, по сути, являются элементами традиционной живописи, невозможно сказать, что то, о чем мы здесь говорим, — живопись. Далее, хотя все эти элементы поставлены стационарно, мы не можем сказать, что то, о чем мы здесь говорим, — скульптура. И хотя все сооружение можно рассматривать как декорацию, которая открывается с двух сторон в зависимости от передвижений и положения зрителей, так что те становятся как бы актерами в пьесе без слов, все это тем не менее не позволяет нам сказать, что то, о чем мы говорим, — театр… То, что показано, есть только то, что показано».
В 1986 году Бюрен создал скульптурную инсталляцию, занимающую 3000 квадратных метров, специально для курдонера Палс-Рояль в Париже: Колонны Бюрена. Это 260 колонн разной высоты, облицованных продолговатыми черными и белыми мраморными пластинами при входе в дворцовый сад. Сильное воздействие этой инсталляции обусловлено ее архитектурным окружением, которое Бюрен таким образом подвергает своей интерпретации: ряд настоящих колонн служит фоном его произведения. Установке колонн предшествовали два года споров как среди искусствоведов и архитекторов, так и среди простых парижан, которые в итоге смирились с колоннами и даже их полюбили.
В 2012 году в парижском Гран-Пале в рамках ежегодного проекта инсталляций Monumenta Бюрен представил свое произведение "Excentrique(s)". Высота Гран-Пале достигает 45 метров, однако минималисту Бюрену, похоже, такой масштаб показался ненужным, и он в буквальном смысле опустил потолок с небес на землю. На высоте 2,5 метра от пола дворца на металлических черно-белых опорах он установил множество горизонтальных прозрачных дисков всех цветов радуги, создав подобие второго потолка. Идея работы состояла в том, чтобы демократизировать пространство Гран-Пале, сделать его более комфортным для человека, а не подавляющим своей грандиозностью. Для этой же цели Бюрен закрыл парадные массивные двери во дворец и предложил зрителям заходить через боковые двери меньшего размера.
Работы художника: www.danielburen.com
Источники: www.artdaily.com artinvestment.ru http://xz.gif.ru http://ru.wikipedia.org