Тема нашей сегодняшней встречи – галереи и выставочные залы, в частности, «Агентство. Art Ru». Расскажите немного об этой организации.
- Наше Агентство – это еще достаточно молодая организация, в следующем году ему будет только 4 года. Основным нашим направлением является поиск и развитие молодых российских художников. Но, несмотря на это, мы активно сотрудничаем с уже известными авторами и привлекаем их в наши проекты.
Конечно же, основной вопрос, который нам задают: «А почему Агентство? Вы же галерея!». Да, мы активно ведем выставочную деятельность. Но на этом мы не останавливаемся. Сотрудничая с художниками, мы не просто «делаем» ему выставку, но и помогаем в дальнейшем его творческом пути, направляя и помогая в решении ряда проблем и забот. Так, многие художники, придя к нам в начале своего творческого пути, сейчас уже учавствуют в выставках в Русском музее, Третьяковской галереи, входят в шорт-лист Премии Кандинского и т.д. Также мы сотрудничаем с коллекционерами, представляем их интересы, ведем и формируем коллекции, осуществляем консалтинговые услуги в области современного искусства и т.д. Поэтому спектр нашей деятельности очень широк и не умещается в рамках только лишь галерейного дела.
Сейчас довольно обсуждаемая тема «галерейного бизнеса». На какие деньги открываются галереи, и как им удается выжить в современных условиях? Имеет ли «Агентство. Art Ru» государственное финансирование, или это личная инициатива, независимая от гос. бюджетов и можно ли раскрыть секрет, как вы выживаете?
- Не будем лукавить и скажем честно, что ведение галерейного бизнеса в России - дело нелегкое и затратное. В основном открытие галереи – это частная инициатива и осуществляется она на личные деньги владельца. Мы не исключение. Агентство.Art Ru было открыто за счет наших собственных средств, но в дальнейшем оно стало приносить прибыль и теперь полностью самоокупаемо.
Почему у нас государство не поддерживает такие инициативы и как обстоит дело за рубежом?
- Сейчас культура финансируется по остаточному принципу, в первых рядах историко-культурное наследие: памятники истории и культуры, музеи, библиотеки, народная культура, и исполнительское искусство: театры, филармонии, а потом уже современное искусство.
Государству, помимо всего прочего, современное искусство представляется как некое хулиганство с приколачиванием причинных мест к брусчатке Красной площади, поэтому неохотно выделяются средства. В руках арт-сообщества это представление поменять.
В третьих, в России недостаточно развиты фонды поддержки галерей совриска, в то время как, например, во Франции открылся Фонд Farga.
На одном из открытий выставок Юлии Анненковой
Кстати, сказалась ли как-то внешняя политика России в последнее время на международных выставочных проектах или нет?
- Пока сложно ответить на этот вопрос. В ближайшее время, думаю, это будет видно. Но британские коллекционеры уже отказались давать работы Бэнкси на выставку в Москве из-за ситуации на Украине.
Какова роль современного искусства в культурной политике?
- Современное искусство является одним из инструментов, оказывающим влияние на развитие общества, особенно молодежи, она больше других интересуется современным искусством. Ведь «культура» в переводе с латинского и есть воспитание, развитие, образование. И мы несем социальную ответственность за формирование у будущего поколения ценностей, вкуса, эстетического восприятия действительности.
На вашем сайте сказано, что вы поддерживаете и развиваете молодых художников. Как вы находите молодых художников? И в чем заключается их развитие?
- С развитием Интернета поиск молодых талантов значительно упростился. Практически любой художник, даже начинающий, имеет свой сайт или выкладывает свои работы в соцсетях. Это значительно упрощает нашу работу. Также к нам практически ежедневно приходят письма с портфолио и различными предложениями от художников, но и «сарафанное радио» тоже нельзя забывать.
По поводу развития: когда мы берем художника «под свое крыло», то помогаем ему освоиться в современном художественном мире и «найти себя» в нем. Мы курируем его выставки, готовим проекты с его участием, ищем дополнительные площадки для экспонирования, представляем его на конкурсы и гранты, ввозим на арт-ярмарки, ищем спонсоров для реализации его особо крупных проектов и т.д.
Расскажите, «Агентство. Art Ru» занимается только выставочной деятельностью или есть еще какие-то направления, к примеру - образовательные программы? Если да, то расскажите подробнее.
- Как я уже говорила, мы не останавливаемся только лишь на выставочной деятельности.
В рамках нашего проекта «Y4Y» («Молодые для молодых») мы устраивали активную образовательную программу: лекции, мастер-классы, показы авторского кино. За проект у нас прошло более 20 различных мероприятий. Все мероприятия были бесплатными, и в них мог поучаствовать любой желающий.
В прошлом году мы сотрудничали с МГУ им. Ломоносова, проводили совместно круглые столы, где участвовали современные художники, кураторы и искусствоведы. А на нашей площадке выставлялись молодые кураторы, обучающиеся там.
Мы помогали организовывать ряд выставок выпускникам Британской высшей школы дизайна, где они представляли свои выпускные проекты. В августе у нас как раз в рамках «Московской биеннале молодого искусства» откроется проект «Моложе, чем сегодня вечером нам уже не стать» одной из выпускниц БВШ Кати Солодиной.
И немного о дальнейших планах.
- Сейчас мы сосредоточены на нескольких направлениях выставочной деятельности, на том, в частности, чтобы найти новые стыки в смежных видах современного искусства: например, сейчас мы готовим проект видеоарт-художницы, который без зазора интегрирует кинематограф в изобразительное искусство. Проект анализирует человеческое тело в разных «агрегатных состояних» и осмысливает его с позиции кристализации и очищения, одновременно включая зрителя в равноправный диалог с автором и произведением.
Интервью подготовлено Медиа-проектом ART УЗЕЛ