Ксения Кулясова: 50 лет в современности
В центральном выставочном зале "Манеж" проходит самая масштабная выставка известного классика соц-арта Эрика Булатова.
Нетривиальный взгляд на действительность – козырь в руках художника. Эрик Булатов "выигрывает" с 1957 года (дата его первой выставки), именно тогда началось его построение соц-арта и восхождение на гору концептуализма. Название выставки одноименно с работой Эрика Булатова "Живу-вижу", которая открывает экспозицию. Художник писал: "Эти слова – формула определенной художественной позиции, когда художник не старается специально что-то найти в окружающей жизни, чтобы осудить или воспеть, а просто живет в этом месте и в это время, и окружающая жизнь сама себя ему показывает". У него картина – это калька с реальности, а "Живу – вижу" - это взаимосвязь искусств: художника Эрика Булатова и поэта Всеволода Некрасова:
Я уж чувствуютучищуя хотя не хочуи не ищуживу и вижуНа выставке представлено около 100 картин и 50 графических работ из собраний 17 музеев и частных коллекций как России, так и Европы. Экспозиция отражает творческий путь автора, начиная с 1960х и заканчивая современностью. Одна из первых экспонируемых работ – это автопортрет, который показывает лицо автора и раскрывает его творческие намерения. Глаза Булатова "сверлят" окружающее пространство, а кисти рук в ареале божественного сияния рисуют голую правду.
Эрик Булатов. Автопортрет, 2011. Холст, масло. Фотограф Дарья Кёллер
За портретом следует юность 60х, пронизанная влиянием Фалька. Игра цвета, абстрактная предметность и тусклый пейзаж – это "проба пера", на смену которой придет всеми узнаваемый творческий метод Булатова – слияние советского текста с пейзажной лирикой. Знаковые работы, такие как "Слава КПСС", "Добро пожаловать" и "Горизонт", давно стали визитной карточкой художника. Эрик Булатов в одной картине сталкивает противоположности, открыто использует оксюморон: советский плакат и мирный пейзаж. Однако, у картины "Русский XX век I" другая концепция. На первый план выступает безмятежный пейзаж (обычно бывает наоборот) со старой церковью и крышами деревенских домиков. Позади идиллии протекает кроваво-красная зигзагообразная река, впадающая в такого же цвета небо, которое исполосовали прожекторные лучи "XX век FOX". Все слишком символично. Метафора "кричит" с картины, "указывает" на грубость и бесцеремонность 20 века, который перечеркнул спокойствие русской деревни.
С развалом СССР и неудачным завершением перестройки трудности не закончились, 21 век – это волна новых нерешенных проблем, которые "видит" и отображает Булатов. Основной работой выставки "Живу-вижу", по словам самого художника, является "Картина и зрители", где ключевую роль играет слияние полотна Александра Иванова "Явление Христа народу" со зрителями и стоящим перед ними экскурсоводом: кисть художника рисует их одним целым, будто одно без другого бессмысленно.
Стоя у картины, создается впечатление присутствия: вы часть толпы, которая слушает речь Иоанна Крестителя. Фактически, художник создал двуплановую картину (первый план – копия с полотна Александра Иванова, второй – современные зрители перед полотном), а третьим планом является уже посетитель выставки "Живу-вижу" и он сам решает - войти в метафоричные "двери" холста или остаться наблюдателем.
Однако сколько лет Эрик Булатов "живет", столько лет он и "видит":
живемживудальше(Всеволод Некрасов "Живу-Вижу")
Выставка продлится до 8 октября.
Автор статьи: Ксения Кулясова