Деллер Джереми
Джереми Даллер – современный британский художник и куратор, родился в 1966 году в Лондоне, Великобритания.
Окончил Courtauld Institute of Art, изучал историю искусства.
Сотрудничество и участие - ключевые понятия в творчестве Деллера. Он действует как куратор, продюсер или режиссер широкого круга проектов (записи, лекции, перформансы, выставки, публикации), в центре внимания которых периферийные формы культуры или малоизвестные истории.
Одна из наиболее известных работ Джереми Деллера - фильм "The Battle of Orgreave" ("Битва при Оргрейве"), созданный вместе с режиссёром Майком Фиггисом, о конфронтации между полицией и шахтерами в Оргрейве в 1984-1985-х годах (тогда в Великобритании планировалось закрыть 20 шахт). В 2001 Деллер встретился с группой участников реальных событий, чтобы восстановить происходившее в те дни. В результате сотрудничества появился фильм, книга и аудиозапись, которые были призваны предложить новый отчет о событиях, которые были искажены средствами массовой информации.
Ряд проектов Деллера направлены на изучение культурного ландшафта конкретных мест. В "A Social Parade" он рассказывает о разнообразии Сан-Себастьяна в Испании, предложив разным социальным группам принять участие в параде на центральном бульваре. Его фильм "Memory Bucket" (2003) использует документальный подход для изучения Техаса, делая акцент на двух местах: ферме секты «Ветвь семьи Давидовой» в Уэйко и родном городе президента Буша - Кроуфорде. Архивные кадры из новостей совмещены с интервью, официальные репортажи сопоставляются с личными рассказами.
Деллер также последовательно изучает культурное и политическое наследие Британии. Для своей серии фотографий он заказал различные памятные знаки, связанные с ключевыми лицами и событиями недавней истории, включая "официальную" скамейку рядом с домом менеджера Битлз Брайана Эпштейна в Белгравии и дорожный знак в память о гибели велосипедиста.
В 2004 Джереми Деллер получил Премию Тернера за фильм "Memory Bucket".
Каждый год Пале де Токио в Париже приглашает художника выполнить роль куратора и разработать оригинальный проект. В 2008 Джереми Деллер выступил куратором выставки "From one revolution to another". От промышленной революции до появления глэм-рока в Англии, от электронной музыки в Советском Союзе до появления рока во Франции и флагов союзов Эда Холла - выставка исследует пространство возможных отношений индустриальной и культурной революции. На границе истории, антропологии и современного искусства, "From one revolution to another" смешивала коллективные и личные истории уникальным образом.
Один из последних проектов Деллера, передвижная выставка It Is What It Is: Conversations About Iraq (2009) поощряет общественное обсуждение истории, нынешних условий и будущего Ирака. Эксперты и свидетели ежедневно находились в выставочном пространстве с целью инициирования диалога с посетителями музея. Общение было призвано быть политически нейтральным, формальное или неформальное настолько, насколько каждый гость пожелает. Объекты для стимулирования дискуссии об Ираке делили пространство с экспертами. Наиболее заметным экспонатом были остатки автомобиля, который был уничтожен в марте 2007 взрывом на улице Мутанаби в Багдаде.
Сайт художника: http://www.jeremydeller.org/