Капли соленой воды
Биеннале современной политики
Поздняя осень. Запуганные терактами турки в ожидании выборов нового президента и, соответственно, подаренных им по этому случаю четырёх выходных дней, вприпрыжку бегут с работы домой. Одни воспользуются свободным временем, чтобы уехать загород ближе к песчаным пляжам, другие будут грызть ногти, ожидая смены власти, третьи в поисках уединения и спокойствия направятся в храмы искусств и их филиалы, где в данный момент подходит к концу 14 Стамбульская биеннале современного искусства. Последуем же и мы за последними по траектории, обозначенной на карте турецкой столицы каплями "Солёной воды".
"Salt Water" - именно так называется очередное звено в цепочке культурных мероприятий, посвящённых столетию геноцида армянского народа. Эта тема красной нитью проходит по проектам дюжины участников нынешней стамбульской биеннале из разных стран. Каждый по-своему интерпретировал "Великое Злодеяние". Бельгиец Франсис Алюс показал видео «Тишина Ани» о разрушенном турками городе некогда принадлежавшем Армении. Американский искусствовед Майкл Раковиц создал инсталляцию из костей, посвященную бездомным собакам Стамбула, вывезенных умирать на пустынный остров. Чучела животных из обстрелянного Донецкого краеведческого музея, а также автомобильные покрышки (спасибо, что не горящие) - символ протеста Никиты Кадана с Украины. Спасаться от всепоглощающей политизации искусства предлагаю на Принцевых островах.
Один из них - Бююкада - прекрасное место для неспешных прогулок, наслаждения тишиной и чистейшим воздухом. Каждую осень хозяева местных дорогостоящих вилл, опасаясь заморозков, покидают эту территорию, предоставляя обычным туристам возможность отдохнуть от суеты Стамбула. Скрестив пальцы, спускаемся на набережную острова мимо полуразрушенного особняка, в котором когда-то жил Троцкий, а ныне, говорят, обитает его призрак. И, о чудо! - Видим лучшую инсталляцию Стамбульской биеннале - 18 белоснежных скульптур животных в натуральную величину, будто бы парящие над водной гладью Мраморного моря. Носороги, слоны, олени и зубры - все они, будто слепленные из глины и соли, гордо и непоколебимо тащат на себе полураспавшиеся тела своих собратьев - собак, жирафов и бизонов, сотканых из органического мусора со дна моря - ракушек, костей, водорослей, перьев, останков древесины... Скульптурный ансамбль принадлежит аргетинскому художнику Адриану Вильяру Рохасу. Он занимается изменением ландшафта планеты - перевозит с материка на материк редкие виды животных, гнёзда птиц, образцы почв, тем самым заявляя о себе. Рохас действует как кожныйгрибок на теле земли, создавая всё новые и новые экосистемы, от которых невозможно оторвать взгляд.
Работы Рохаса выбиваются из основной тональности Стамбульской биеннале современного искусства, которую правильнее было бы называть биеннале современной политики.
Автор текста и фото: Анна Санталова, Максим Санталов