Буковки, буковки, точечки в ряд.
В петербургской «Эрарте», самом крупном частном музее современного искусства в России, до середины января открыта выставка «Интертекст».
В основе всех работ, представленных на выставке, лежит текст. А на самом деле, согласно азам лингвистики, система знаков, несущих смысл, имеющих типовое звучание и написание. Современные художники, наследуя традициям визуальной поэзии, берущей начала ещё в античности, используют текст как материальное воплощение логики, зрительное, а иногда и звуковое средство выражения.
На экспозиции в «Эрарте», занимающей два этажа музея, вместе выставлены не только классики московской концептуальной школы, для которых текст равнялся изображению – Дмитрий А. Пригов, Юрий Альберт, Никита Алексеев, Андрей Филиппов – но и их нынешние невольные последователи. Или даже современники классиков, использовавшие текст как визуальный образ, сохраняющий при этом личную смысловую наполненность, а потому к стерильному концептуализму не относящиеся. В числе последних - Леонид Тишков, Виктор Умнов, Баби Бадалов.
На длинном, как речь-реченька завивающемся, полотнище с названием «Даблоиды» Леонида Тишкова не только эффектно расположена текстовая ажурная вязь, пересыпанная ярко-красными пятнами, похожими по форме то ли на человеческий след, то ли на расползающуюся кляксу, но и рассказаны в виде комиксов истории жизни этих самых придуманных «даблоидов». Баби Бадалов представил на выставке несколько работ – ткани, расписанные буквами, текстами, линиями, лишь отдаленно напоминающими начертания латинского алфавита. Но эти, казалось бы, просто декоративные узоры тоже наполнены смыслом и содержанием – как отражение газетных текстов, рекламных слоганов, информационных щитов, пропущенных через глаз и сознание художника.
Леонид Тишков «Даблоиды»
Покойный «неканонический классик» Дмитрий А. Пригов показан на выставке несколькими листами из серии «Газеты» - «Horror» и «Калашников». Он использует страницы реальных газет постперестроечного времени вместо привычного холста – с них художник не удаляет первоначальный текст, а, наоборот, использует его для усиления визуального эффекта. Из центра газетного листа с материалами о трагических событиях в мире проступают почти ощутимо горячие буквы слова «Horror», от которых бумага начинает обугливаться, она вот-вот загорится – то ли от букв, то ли от содержания самой газеты.
Дмитрий А. Пригов «Газеты» - «Horror»
В работах Андрея Филиппова – «Молния. Гексограмма 51», «Внутренняя правда. Гексограмма 61» и «Риму-Рим» роль текстовых знаков исполняют двуглавые птички, летящие в небе как на параде. Черные птицы на плоском белом небосводе складываются в фигуры, слова, символы, и зрителю остается только догадываться, на каком небесном параде можно было увидеть этот четкий военный строй – в небе над Берлином, Римом или Москвой.
Рядом с ними детской непосредственностью веет от картинки Дмитрия Шагина «Письмо на деревню дедушке» и композиции «Фотосинтез» Никиты Алексеева. У Шагина текст подан лапидарно - мальчик Ванька в фирменной митьковской тельняшке распластался по листу бумаги с известным всем с детства письмом про то, как хозяйка сапожника «взяла селедку и ейной мордой начала в харю тыкать», из-за которого добрым дедушкой в пенсне и шляпе выглядывает Антон Чехов. У Никиты Алексеева фразы-послания вырастают как комнатные цветы из горшков с землей по весне.
Дмитрий Шагин «Письмо на деревню дедушке»
Основную часть экспозиции занимают работы, созданные с использованием компьютерных технологий. Они позволяет моделировать образы через цифровые коды машины, которой медиа-поэты и видеохудожники, такие как Наталья Федорова, Анна Толкачева и Чарльз Сэндисон, фактически уступают роль автора. Авторское начало пытаются восстановить в правах каллиграфии Виктора Умнова, Максима Ксуты и Евгения Добровинского. А Семен Мотолянец, Георгий Острецов и Валерий Чтак превращают любой текст в лозунг или слоган, обнажая сущность социальной коммуникации, в основе которой лежит все та же знаковая система.
«Весь мир – это лишь текст, который можно прочитать так, как тебе хочется» - как будто говорят авторы этой выставки.
Текст и фото: Наталья ШКУРЕНОК