Архиважно: архивация
Мы продолжаем наш цикл мини-интервью, открытый 24 ноября всвязи с конференцией «Специфика формирования архивов в области современного искусства: российский и международный опыт» о том, как художники хранят свои архивы.
Виктор Скерсис, известный художник-концептуалист, рассказал нам о том, как он хранит свои записи и наброски.
Фото из архива Виктора Скерсиса
"У меня есть блокноты формата А4, в которых я записываю все свои идеи, делаю наброски… Основная информация хранится там. Дело вот в чем: когда мы говорим об искусстве, есть конечный продукт – произведение. Оно выставляется, продается, коллекционируются... Произведение – это манифестация какого-то мыслительного процесса, процесса коммуникации, процесса искажения идеи… На мой взгляд эти процессы на много важнее самого произведения, потому что искусство из них и состоит. Это как в палеонтологическом музее – там выставлены голые кости динозавров, мы можем представить, как выглядел этот динозавр, но при этом все равно мы не знаем, как он жил. Тут так же – жизнь остается за кадром, а это ведь самое главное. Для меня - как для концептуалиста - это принципиальные вещи.
У меня есть коробки, в которые я складываю все эти блокноты, иногда просматриваю. Когда мы думаем о работе, то есть целый ряд возможностей, как она может быть реализована. Если ты режиссер, ты можешь взять одного актера, который потянет весь фильм в одну сторону, а другой потянет в другую… Как только ты делаешь такой выбор, ты сразу ограничиваешь свои возможности. Поэтому очень важно сохранять идеи, которые ты по каким-то причинам обрубил, ведь эти идеи могут вылиться во что-то очень интересное.
Цифровая система хороша, когда работа готова, ее просто каталогизировать, но это совершенно другой подход. Это подход искусствоведа, который адаптирует то, что делает художник для широкой аудитории. Для художника важно создавать искусство, поэтому у него совершенно другое отношение к своим работам".
Интервью подготовила Мария Назарова