Привет реальность
Московский музей современного искусства совместно с креативным агентством «Артика» представляют персональную выставку московского художника Людмилы Константиновой «Привет реальность». Два этажа здания Музея на Тверском бульваре 9 займут более 50 как отдельных, так и объединённых в серии объектов, скульптур, графики, живописных плотен, выполненных в разных техниках.
В эпоху высокоскоростного интернета и социальных сетей мы все чаще становимся свидетелями того, как реальность единого и неделимого мира в его классическом понимании распадается на спектр, где социальная, политическая, виртуальная, субъективная и объективная реальности мешают отличить действительное от недействительного и ложное от правдивого. Искусство не способно свести воедино рассеянные фрагменты реальности, оно может лишь примирить нас с их множественностью. Так, в экспозиции Константиновой «Привет реальность» соединяются стилистически разрозненные и серийные произведения художницы, и зрителю предъявляется цикл работ, которые позволяют рассмотреть разные грани одной проблемы.
В своём творчестве Константинова обращается к разнообразным художественным течениям, от супрематизма до концептуализма, и к множественным эпизодам истории искусства, в том числе к наследию тоталитарного советского прошлого и нью-вэйва 80-х. Свои оммажи автор использует как средство для иронического умозаключения, зашифрованного в ассоциациях. Отсылку к феноменологической редукции Константинова применяет в серии, где нарочито невинные изображения иллюстрируют написанные азбучным шрифтом жаргонные слова. Так, над коровой красуется надпись «тёлка», белоснежный самолётик означает «улёт», а пожилых женщин, расположившихся на скамейке, художник подписывает как «бабки». Это все — своеобразная попытка соотнести означающее с означаемым и осмыслить эту пропасть, которая отделяет наше сознание от существующих вещей.
Основу выставки Людмилы Константиновой составляет группа работ «Дегенеротип». Картины написаны не на классическом холсте, а на тканях отечественного производства, на простом ситце в цветочек и в полоску. Это одновременно и дань уважения «классикам», таким как Тимур Новиков и Георгий Литичевский, и символ кризиса, когда искусство снова маргинализируется и в ход идет простыня и краска для обуви. Сюжет всех портретов один: повторяющийся образ утирающей слезы девушки, сделанный в комиксном стиле. Рисунок переведен на холст не в точном соответствии с оригиналом, черты лица изображаемой смещены, сдвинуты, нарушены пропорции. Иногда это почти незаметно, иногда слишком нарочито. В любом случае канон нарушен и вместе с ним границы, отделяющие красоту от уродства.
В серии «Живопись для дырок» художник обращается к эстетике русского авангарда. Инсталляции из красочных геометрических форм на белой стене внешне напоминают творения художника-супрематиста начала XX века, но название совершенно меняет ее значение. Приглашая зрителя расставить красочные квадратики и кружочки по своему усмотрению, чтобы прикрыть отверстия и неровности на стене, художник говорит о месте искусства в современной жизни и намеренно снижает пафос, напоминая о его утилитарной функции.
Проект «Привет реальность» не ставит цель собрать воедино зыбкую и разлетающуюся на частицы действительность, но демонстрирует множество ее проявлений, сталкивая реальность с искусством. Эти эксперименты и позволяют взаимодействовать с действительностью. Так, Людмила Константинова смело движется ей навстречу со звонким «привет!».
Даты: 3.02.2016 - 13.03.2016
Адрес: ММОМА (Тверской бульвар, 9)