Изжога

В галерее "Электрозавод" 20 января открылась выставка "Изжога". Кураторами выступили художницы Виктория Малкова и Наталья Тимофеева. Экспозиция посвящена художнику, и его отношениям с современной арт-индустрией. 

Каждый раз, собираясь на выставку молодых художников (или не очень молодых, но пока еще не очень известных), неминуемо преследует ощущение, будто ты сейчас обязательно должен прыгнуть из самолета с возможно исправным парашютом. Если повезло – парашют раскрылся; не повезло – ожидает очень неприятное падение.

Выставка «Изжога», которую курировали Виктория Малкова и Наташа Тимофеева, посвящена своеобразной интоксикации современного художника от вечных проектов, которые тянутся бесконечной чередой. В таком круговороте нет места Искусству, здесь важно успеть сделать вещь, а уж какая идея в нее вложена - это не так важно. Изжога – точное определение по мысли кураторов того ощущения, которое настигает такого художника. 

Входя в небольшой зал галереи «Электрозавод», некоторое время не можешь понять, что хотят сказать тебе все эти авторы. Такое бывает, когда входишь в комнату, где люди параллельно говорят друг с другом – невозможно толком ни на чем сконцентрироваться, поэтому слова и интонации складываются в симфонию. Но долго слушать эту «музыку» невозможно, да и не хочется, поэтому ищешь какое-то высказывание, которое было бы созвучно тебе. Лично для меня оно обрело форму небольших гипсовых пластин с черными следами от ботинок – работа Наталии Александер «Ушла смотреть искусство». В такой, казалось бы, простенькой вещи скрылась вся боль многих поколений современных начинающих художников, которые хотят делать собственные произведения, а их все время отправляют смотреть на чужие, которые по каким-то причинам считаются великими. Мол, если не умеешь как они, то и не зачем творить. 

Невозможно пройти мимо работы Анны Третьяковой «Снег». Это железные пластины, тянущиеся от потолка до самого пола, на которых оставлены белые следы, вроде тех, которые остаются на обуви противоледными реагентами. Да, такой вот у нас снег – едкий, жгучий и совсем не пушистый. 

Несмотря на то, что работ на выставке оказалось много (и как они только все вместились в такой небольшой зал?), я знаю, что через некоторое время, когда буду вспоминать эту выставку, я вспомню только эти две инсталляции. Ну, наверное, еще плюшевую акулу Ростана Тавасиева, которая парила под потолком.

Раскрылся ли парашют после посещения выставки «Изжога»? Довольно сложный вопрос: с одной стороны, есть хорошие работы. С другой – преследует ощущение, что все это уже много раз видано. Нельзя это ставить в вину ни кураторам, ни художникам, ведь эта навязчивая мысль появляется при посещении 70% выставок молодых художников. Но кажется, именно эти чувства кураторы и хотели вызвать у зрителей.

 

Фото: Татьяна Сушенкова

Текст: Мария Назарова

Фото: Татьяна Сушенкова