"Фотобиеннале-2016" в ММОМА
В залах ММОМА на Ермолаевском, 17 рамках XI международного месяца фотографии в Москве «ФОТОБИЕННАЛЕ-2016» будут показаны художественные проекты российских и зарубежных авторов.
Одни авторы в поисках своего «я» исследуют семейные истории. Проект «Суп лисиц» знаменитого французского фотографа и художника Паскаля Кольра – последовательная реконструкция драматических событий, произошедших в его семье в далеком 1935 году. Кроме того, большинство фотографий сопровождаются историей их создания, поэтому проект Кольра – это еще и рассказ о том, что такое «быть фотографом», позволяющий приблизиться к пониманию самых важных, по его мнению, аспектов творчества.
Яна Романова также обращается к истории своей семьи – название ее проекта «Швилишвили» дословно переводится «сын сына» и говорит о преемственности, в которой автор находит новый импульс для обретения собственной идентичности. В более широком смысле, автор размышляет о ценности семейной фотографии, об институте семьи в современном мире и о том, как поддерживаются родственные связи между людьми, разделенными государственными границами и трагическими семейными событиями. Другие фотографы в поисках идентичности чувству- ют необходимость выйти за рамки семьи. Во многом это связано с желанием отразить вакуум самоидентификации, возникший после распада СССР.
Елизавета Чухланцева, чей проект представлен Московской школой фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (мастерская Валерия Нистратова) использует законы «снимка для семейного альбома», чтобы раскрыть перед нами историю одной российской улицы, а Люция Ганиева предлагает совершить ностальгическое путешествие во време- на своего детства, прообразом которого послужила деревня Кувады.
Егор Заика дает определение понятию «Родина», посредством общих для целого поколения предметов-триггеров, мгновенно пере- носящих нас в 80-е – 90-е годы XX века. Знакомые каждому, кто пережил эпоху тотального дефицита в советских магазинах, они вызывают воспоминания, которые формируют наше коллективное представление о Родине. Александр Веревкин пытается понять родину эмпирическим путем. Взяв за основу всем известную карту нашей страны, автор объехал на велосипеде поле, попытавшись максимально точно повторить форму границы России, а камера, установленная на велосипеде, зафиксировала все перипетии его двухчасового путешествия. Андрей Иванов – археолог современного мегаполиса, фиксирует на камеру анонимные лозунги, размещенные на периферии современного политического дискурса. Официальный интернационализм советского времени, потерпев крах вместе с распадом СССР, заполняется односложными и полярными концепциями национальной идентичности, зачастую апеллирующими к архаике и идеологиям, казалось бы, уже доказавшими свою полную несостоятельность.
Проекты «Донбасс», «Лес» и «Зеленоград» – фольклорные экспедиции, которые студент Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (мастерская Сергея Браткова) Дмитрий Старусев предпринимает в поисках «гения места». Екатерина Мамонтова, еще одна студентка Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, ученица Игоря Мухина, исследует способы эскапизма, доступные современному человеку, в попытке преодолеть отчужденность и одиночество. Этому посвящены ее серии «FolkSummerFest» и «МОШ».
Французский фотограф Тьерри Буэ пытается раскрыть индивидуальность человека, через принадлежащие ему вещи. Об этом повествует его серия «Личные дела», в которой объединены истории людей, продающих через интернет самые невероятные предметы, среди которых: старинный замок, собачьи наградные кубки, не востребо- ванный заказчиком гроб или неполный комплект стаканов для пастиса.
В новом проекте «Игра?» Мария Ионова-Грибина совмещает фотопортреты детей с их любимым игрушечным оружием, а также рекламные слоганы интернет-магазинов, продающих эти игрушки. Не навязывая собственных оценок, автор предлагает зрителю самостоятельно решить, какие эмоции вызывают у них дети с оружием в сопровождении завлекательных лозунгов: «Благодаря детской игре в войну из мальчиков вырастают настоящие мужчины» или «Автомат со съемным лазерным прицелом приведет в восторг любого малыша».
Полина Музыка, проект которой представляет Московская школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (куратор Сергей Братков) рассказывает о перверсивных реакциях человека в кризисное время, одной из которых является пикацизм или извращение вкуса – непреодолимое желание употреблять в пищу что-то необычное и малосъедобное. Подобная девиация развивается не только у детей, но и у взрослых как реакция стресс.
Женя Миронов в качестве ответа на мировоззренческий кризис, предлагает обратиться к поискам новой визуальности. По его мнению, для того, чтобы спровоцировать зрителя, изменить его взгляд на вещи, необходимо изменить свое восприятие, отойти от «нормативного», одномерного прочтения мира вокруг себя.
Арнольд Вебер, выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (мастерская Игоря Мухина), используя чисто технические приемы, ищет способы, которые бы позволили сохранить идентичность визуальной информации, даже при самых неблагоприятных условиях. В проекте «16 цветов» он доказывает, что в цифровой среде мы не так зависим от восприятия информации, как привыкли думать. Для того чтобы уловить суть, часто нам достаточно одного заголовка или превью. Растровая структура изображения позволяет Веберу манипулировать размером, как угодно увеличивая его, а малое разрешение его картинок-образов позволяет им сохранять и передавать свой информационный ген даже при слабом интернет-соединении.
Даты: 15.03.2016 - 14.03.2016