Источники: Е.К.АртБюро, Сайт Московский концептуализм
СЗ, группа
Группа СЗ была создана в 1980 году двумя молодыми московскими художниками – Виктором Скерсисом и Вадимом Захаровым. Оба принадлежали к кругу так называемого "неофициального искусства"; до возникновения СЗ Скерсис работал в составе соцартистской группы "Гнездо", В.Захаров сотрудничал с Игорем Лутцем. СЗ проводили перформансы, писали картины, делали графику, сочиняли манифесты и "дилетантскую музыку".
СЗ сразу выделились в среде московских концептуалистов своим новаторским подходом к жанру квартирной выставки – их экспозиции не были пространством пассивного созерцания, они превращались в развернутый во времени процесс, вовлекающий самих зрителей.
В действиях СЗ было и много других авангардных для того времени приемов. Первые уличные акции Скерсиса и Захарова стали прообразом вылазок современных граффитистов – в 1980-м на стенах домов и фонарных столбах благодаря СЗ появились абсурдные надписи: "вот", "ой", "как", "шляпа!" и т.д.
Свою первую персональную выставку в подпольной галерее APTART художники каждый день пополняли новыми работами и расписывали оклеенные желтой бумагой стены. Именно на эту выставку вломились с обыском сотрудники доблестного КГБ. Тогда были изъяты провокативные фотографии художников из серии "Ласки и поцелуи делают людей уродливыми" и бумажная конструкция "Танк Парфенон", созданная под лозунгом "Использование искусства в военных целях", а авторы чудом избежали обвинений в порнографии и антисоветчине.
Еще один пародийный проект СЗ назывался "Защита и курсы самообороны от вещей". В фотографиях и интерактивных перформансах СЗ обучали своих друзей и коллег методам борьбы с вещами (запугивание шкафа, стола и двери, стравливание стула и унитаза и т.д.)
Среди известных объектов СЗ были безумно смешные изделия из спичек "Ковырялки "Радость души" и "Трыкалки "Мечта", а также джеймс-бондовские "Информационные сборники" для тайной переписки, сделанные из молочных пакетов и напоминающие кормушки для птиц, которые СЗ развесили в разных точках города.
Вторая персональная выставка СЗ была проведена в форме акции на квартире у рошаля, 1983. Авторы разложили на полу желтую бумагу, положили в изголовье вырезанный из черной бумаги знак СЗ и легли. Зрители стояли в коридоре и в дверях. После небольшой паузы Захаров извлёк из лежащего рядом целлофанового пакета двух общипанных куриц. Одну отдал Скерсису. С помощью куриц соавторы в перформансной форме продемонстрировали все темы и работы, которые они разрабатывали в настоящий момент и которые были показаны на 1-й персональной выставке СЗ в АPТАRТе. После манипуляций с курицами соавторы достали коробки спичек и неожиданно начали бросать их в зрителей.
Третья персональная выставка СЗ была проведена в рамках "вечера дилетанской музыки", 1983. Авторы пригласили желающих на сцену, и Виктор Скерсис повесил им на грудь таблички с названиями работ СЗ. Затем Захаров в роли дирижёра начал показывать "оркестру" плакаты, на которых были расписаны действия "оркестра и отдельных оркестрантов". На сцене присутствовали: Николай Панитков, Дмитрий Пригов, Николай Козлов, Михаил Рошаль, Константин Звездочётов, Андрей Пригов, Владимир Мироненко, Лев Рубинштейн, Таня Диденко.
Четвертая персональная выставка СЗ - Переносная, 1984 . Выставка приезжала к зрителям на дом. Показана в форме перформанса на квартирах: Никиты Алексеева, Ивана Чуйкова, Дмитрия Пригова, Александра Юликова, Леонида Бажанова, на квартире Георгия Кизевальтера для Владимира Сорокина.
Пятая персональная выставка СЗ - "Искусство вместо искусства. Семь художников из Москвы". Мучарнок, будапешт, 1989.
После распада группы Скерсис и Захаров собрались вместе только один раз – в 1990 году, чтобы реализовать совместный проект, посвященный шедевру Ф.Достоевского "Братья Карамазовы".В основу соавторской работы был положен роман Достоевского Братья Карамазовы как наиболее далекое от предыдущей деятельности СЗ и наиболее известное на Западе произведение русской литературы. Ставилась задача исследовать, как литературное произведение (даже взятое наугад) может стать платформой для бесконечного комментирования и дверью в любое другое пространство культуры. Была сделана выставка из трёх сменных однонедельных частей-экспозиций в галерее Софии Унгерс в Кёльне.