Над интервью работали: Александра Рязанова, Мария Назарова, Наталья Александер
Фото предоставлены агентством ArtPR
На ВДНХ в самолете ЯК-42 открылся выставочный проект "Взлет". Основная задача проекта «Взлёт» – открытие новых имён и поддержка молодых профессионалов в области современной культуры. Сегодня ВДНХ – место пересечения различных видов и жанров искусств: на ВДНХ ежегодно проводится более 100 международных проектов, запущена новая выставочная программа, проходят десятки фестивалей и конкурсов. Проект «Взлёт» продолжит ряд ярких и знаковых событий, проводимых на территории крупнейшего культурно-выставочного центра страны.
Анна Михеева - победитель конкурса "Взлет" в номинации "Фотография". Учится в Британской высшей школе дизайна на факультете фотографии и в магистратуре МГУ на социологическом факультете. Для Анны это первая персональная выставка. В декабре 2015 благодаря опыту быстрого реагирования Анна успела задокументировать здания московского самостроя из знаменитого списка 104 до их сноса, и её работы были опубликованы на сайте Moslenta.
Светлана Тэйлор - Независимый куратор выставок на площадках: ЦСИ Винзавод, Музей Москвы, Artplay, ЦВЗ «Манеж», Фонд IN ARTIBUS foundation и других.
Светлана, к Вам вопрос как к куратору: как возникла идея о создании проекта с конкурсом для молодых художников?
Светлана: Это, на самом деле, очень хорошая инициатива. В проекте участвуют пять кураторов, которые делают пять выставок на ВДНХ. Каждый куратор – специалист в своей теме. Основная идея – привлечь именно молодых художников, поэтому в конкурсе был жесткий возрастной ценз от 18 до 25 лет. Таким образом, общими усилиями молодого человека и опытного куратора создается проект. Вот сейчас, с 21 мая по 26 июня, проходит первая выставка, а последняя закончится только в январе 2017 года.
Для участия в конкурсе художники присылали заявки с описанием своего проекта. Было достаточное количество интересных работ, однако, многие не учли специфику пространства самолета Як-42. Из всех конкурсантов только Аня [Анна Михеева, победитель конкурса «Взлет» по направлению «Фотография» - прим. ред.] и Антон Величко предложили проекты, которые были специально придуманы для столь оригинального места проведения выставки.
Какие Вы бы могли выделить проекты конкурсантов, которые Вам больше всего запомнились в направлении «Фотография»?
Светлана: У Ани было конкретное понимание самого самолета и духа времени, когда был создан этот самолет. У Антона Величко тоже был интересный проект: он предлагал установить в самолете "валики", на которых была бы большая лента, которая прокручивала одну единственную фотографию с постройками 70х годов. Но этот проект показался нам слишком сложным в реализации.
Что ценилось больше всего при рассмотрении проектов?
Светлана: Это, конечно, мои личные предпочтения. Я очень люблю, когда автор понимает философию времени, понимает специфику пространства, в котором он будет выставляться. Так же мне кажется очень важным, когда художник показывает свой взгляд на давно известные вещи. Идея Анны оказалась максимально созвучна моим желаниям.
Вы сказали, что самолет - это очень нестандартное пространство. Насколько сложно Вам было работать в таком пространстве куратором?
Светлана: Очень просто :) Мы сделали выставку, которая живет в этом самолёте и только для него пригодна, использовав его ресурс, поэтому мы использовали два принципа создания экспозиции: ретроспекцию и site specific art.
Анна, Вы, как победитель, что чувствуете? Вы были уверены в своей победе, когда подавали заявку на участие в конкурсе?
Анна: Когда я подавала заявку, конечно, я не могла предсказать результат. Я понимала, что будет очень много конкурсантов, поэтому я предложила, на мой взгляд, наиболее емкую идею. Я была очень рада своей победе. Во-первых, персональная выставка – это огромный опыт. Во-вторых, мне очень повезло с куратором, потому что Света обладает громадным опытом в этой области. Она помогла направить идеи в нужное русло и привлекла людей, которые сложились в настоящую команду для того, чтобы этот проект был реализован.
Название выставки «Допустимый уровень шума при полете» отсылает к некой установленной норме. О какой норме идет речь?
Анна: Я работаю с фотографией, поэтому в первую очередь мы думали о визуальном шуме, который нас окружает ежедневно. В 70-е годы этот уровень был значительно ниже.
Вы говорите о том, что уровень визуального шума сильно изменился?
Светлана: Если учитывать то количество текстовых сообщений и изображений, которые Вы просматриваете за день, то конечно, данный уровень визуального шума сильно изменился за последние 5-7 лет. Мы получаем намного больше информации в течение дня, чем люди в 70-е годы. Название выставки «Допустимый уровень шума при полете» - в какой-то степени наша с Аней шутка, так как есть, например, закон тишины, который запрещает шуметь в жилых помещениях с 11 вечера до 9 утра. Шутка в том, что мы используем самолет, который никуда не летит. Полет здесь только интеллектуальный и артистический. Аня создает такую историю, которая выглядит как визуальный шум. Там все так выглядит, что это можно все смотреть как картинки, а можно и читать как текст.
В одном из отзывов я прочитала, что «выставка Анны Михеевой — попытка ретроспективного исследования вымышленных 70-х годов ХХ века». Насколько широко выставка рассказывает о данном периоде? В этой истории есть что-то подлинное или это «вымышленный» рассказ?
Анна: Я, как человек, не живший в 70-х, попыталась найти факты той эпохи, которые были бы интересны сейчас современному зрителю. Благодаря книге Георгия Кизевальтера «Эти странные семидесятые, или Потеря невинности», у нас появился лирический герой – московский концептуальный художник, который помог нам представить, что чувствовал человек в тот период времени, как он жил, что его окружало. Именно это позволило мне дать какой-то свой ответ.
Что конкретно Вы хотели рассказать о 70-х данной выставкой?
Анна: Я хотела создать светлую историю о том времени, потому что оно было относительно спокойным, многие его называют даже счастливым. В своей выставке я рассказала о тех самых счастливых и светлых моментах.
Какими источниками Вы пользовались при создании выставки? Откуда брали архивные материалы?
Светлана: Архивные материалы взяты из различных журналов по истории и из книги «Эти странные семидесятые…».
Какие у Вас планы на будущее?
Анна: Сейчас идет групповая выставка в городе Выкса, где проходит ежегодный художественный фестиваль «Арт-овраг». Светлана куратор этой выставки, а художников там шесть, и все молодые. Каждый из нас представляет там свое видение этого города. Еще я участвую в рамках московской молодежной биеннале в двух групповых выставках, где представлю свои работы, связанные с модернизмом, тоже почти 70-х годов про «Дом на курьих ножках» [пр-т Мира, 184к2, Москва – прим. ред.] 13-го июля откроется групповая выставка в галерее «RuArts», там будет представлена тема «Побеги», которая будет рассмотрена молодыми художниками.
Над интервью работали: Александра Рязанова, Мария Назарова, Наталья Александер
Фото предоставлены агентством ArtPR